Охрана конституции – совокупность правовых средств и методов, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.
История развития КК
-Идея конституционного контроля(кк) появилась в Великобритании в 17 в: Тайный совет признавал не действительными законы принятые на законодательном собрании колоний, если они противоречат законам английского парламента изданным для этих колоний или общему праву.
- Во многих учебных пособиях и монографиях по конституционному праву зарубежных стран признается, что родоначальником судебного конституционного контроля является США.
Дело Маршалл Vs Мэрберри. Судья Маршалл пришел к выводу, что раздел 13 Закона 1789 г. противоречит ст. 3 Конституции США, после чего объявил этот раздел недействительным и не подлежащим принудительному применению через суд. Это было первое дело, в результате которого судебная инстанция, в данном случае — высшая инстанция, признала закон неконституционным.
С середины ХIХ в. конституционный контроль активно применялся Верховным судом США. Второй страной, которая стала применять конституционный надзор по типу американского, была Швейцария (1847 г.).
.
-После первой мировой войны в мире начала распространяться Европейская идея КК разработанная Гансом Кельзеном для обоснования КК выделялось 3 теории:
Органическая: К-акт учредительной власти и акты нижестоящих органов не должны ей противоречить
Институциональная: К- устанавливает границы полномочий органов власти, не один из них не должен посягать на полномочия другого.
Естественно-правовая(теория общественного договора): К устанавливает правила для управляющих и управляемы, права и свободы человека и гражданина. КК следит за их соблюдением.
Все эти три теории верны и дополняют друг друга.
В современном мире существуют две основные модели конституционного правосудия.
Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. При этом в одних случаях такой контроль возложен только на верховный суд, в других — на суды всех инстанций. Такую модель принято называть «американской». Она существует в США, Канаде, Японии, скандинавских государствах.
Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом — конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями.
Суды общей юрисдикции, осуществляющие конституционный контроль (так называемая американская модель), могут ставить вопрос о конституционности закона в связи с рассмотрением конкретного судебного дела — конкретный контроль.
Конституционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона в связи с запросом субъектов, обладающим таким правом. Тем самым, инициаторами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, и, в первую очередь, органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного контроля. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается либо конституциями, либо специальными законами о конституционных или обычных судах.
Существует также две системы конституционного контроля — предварительный и последующий контроль.
Предварительный контроль применяется во Франции, Португалии и других странах после принятия закона до его промульгации президентом.
Последующий контроль осуществляется судом общей юрисдикции (США) и конституционным судом (Германия), когда закон на момент проверки его конституционности уже вступил в силу и действует.
Конституционные суды в некоторых странах (например, в ФРГ) обладают правом толкования конституции.
Орган конституционного надзора может признать несоответствующим конституции либо весь нормативный акт, либо отдельные его положения. Если акт признан несоответствующим конституции целиком, он объявляется юридически недействительным. В теории конституционного права такие действия называются нуллификацией. Обычно нуллифицированный закон остается в сборнике законов с пометкой о фактической его недействительности. В абсолютном большинстве случаев практически во всех странах решение органа конституционного надзора является окончательным, и, как следствие этого, не обжалуется.
В ряде стран некоторые функции конституционного надзора выполняет президент, который, в соответствии с основным законом, является гарантом конституции (Румыния, Украина, Франция и др.). Практически это выражается, в частности, в том, что президент после принятия закона парламентом и до его промульгации вправе использовать вето или обратиться в специализированный орган конституционного контроля с вопросом о конституционности данного акта.
В некоторых европейских странах конституционный контроль осуществляется специальными несудебными органами. Классический пример такого органа — Конституционный совет Франции.
Органы конституционного надзора могут быть и весьма необычными. Например, в Иране конституционный надзор осуществляет своеобразный орган — Наблюдательный совет, в который входят 12 видных теологов (богословов). Совет формально следит за соответствием законов, но не столько Конституции 1979 г., сколько священной книге мусульман — Корану. Под предлогом несоответствия этот орган может отклонить обычные светские законы.
В наше время необходимость КК очевидна, и обусловлена иерархичностью органов государственной власти, уполномоченных на правотворчество,
и издаваемых ими актами, а так же большим количеством правовых норм.
В наше время в ряде мусульманских стран есть процедура похожая на КК – проверка соответствия законов принципам ислама( в Иране конституцией 1979 г с поправками 1989г предусмотрена данная процедура).