Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Временные и постоянные конституции



По времени действия конституции разделяются на

  • имеющие ограниченный
  • неограниченный срок действия,

то есть временные и постоянные.

 

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 года, включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

 

Постоянными являются большинство конституций. Факт установления неограниченного срока их действия отнюдь не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия. Есть страны, где конституции являют образец стабильности. Не говоря уже о США, в Норвегии действует единственная конституция с 1814 года, в Бельгии – с 1831 года (правда, с многочисленными поправками, особенно в 60-е–80-е гг. нынешнего столетия), в Люксембурге – также единственная с 1868 года.**

 

Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость. Конституция Мексики 1917 года, содержащая к настоящему времени, пожалуй, наибольшее число поправок, является «нерушимой» (ст. 136): она не теряет силы и не перестает действовать, даже если ее соблюдение нарушено восстанием, ибо как только «народ вновь обретет свободу», действие Конституции восстанавливается.

Классификация по содержанию и характеру конституций

Она многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя.

По оформляемому политическому режиму конституции делятся на

  • Демократические
  • авторитарные, а среди последних выделяются еще тоталитарные.

Демократические конституции гарантируют широкий круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти и т. д.

Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают широкие возможности для ликвидации или существенного ограничения вынужденно провозглашаемых прав и свобод, сокращают полномочия представительных органов.

Для авторитарных, а особенно тоталитарных конституций характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность вплоть до признания приверженности одной определенной идеологии (коммунизма, ислама и т. п.). В авторитарных конституциях подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем в демократических, например создание государственных органов на корпоративной основе.

 

По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности главы государства разделить на

  • Монархические
  • республиканские

По устанавливаемой форме политико-территориального устройства

  • федеративные
  • унитарные.

 

В федеративных государствах действуют конституции федеральные, или национальные, и обычно также конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций и т. п.).

Прочие классификации

Как уже отмечалось, в зависимости от порядка принятия конституции делятся на октроированные и «народные». В настоящее время к числу первых относятся основные законы Иордании, Непала, ряда стран, бывших в прошлом британскими колониями. В подавляющем большинстве стран, как отмечалось, конституции – «народные».

Указывалось также, что по порядку изменения конституции можно разделить на гибкие, жесткие и смешанного типа. Среди жестких можно выделить особожесткие (например, США).

По форме конституции делятся на писаные, смешанные и неписаные.

 


№9 Конституция в правовой системе (юридические свойства конституции). Реализация конституции.

 

Конституция - юридический документ, и главными её свойствами являются юридические. Они раскрывают природу самой конституции и определяют место конституции в правовой системе страны.

Конституция как правовой документ (через юридические свойства конституции – свойства, которые отличают конституцию от других законов государства):

1)Верховенство:

· Раскрывает место конституции в правовой системе;

· Проявление доктрины государства права и закона;

· Основа государственности, государственного суверенитета;

До ЕС было коммунитарное право (community)

2)Высшая юридическая сила – степень правовой обязательности конституции:

· Гарантия верховенства конституции;

· Обязательность всех субъектов права соблюдать конституцию;

· Конституционная ответственность;

· Закрепление императивной нормы ® все нормативно-правовые акты не должны противоречить конституции – это императив в форме запрета;

· Правоприменительная деятельность (правоприменение) – правоприменительная практика не должна противоречить конституции.

 

Т.о. эти два свойства устанавливают режим конституционной законности.

3)Прямое действие конституции – «дух» конституции, закрепляется глобально общественный строй:

· Действует на всей территории государства;

· Если нарушена норма конституции – подлежит обжалованию в суде

4)Конституция как юридическая база текущего законодательства:

· Направляет и стимулирует текущее законодательство (возможны прямые предписания о необходимости принятия законов);

· Координирует текущее законодательство (прежнее законодательство действует в части не противоречащей конституции);

· Устанавливает классификацию и соподчиненность нормативно-правовых актов;

5)Учредительный характер:

· Устанавливает первичное правовое регулирование общественных отношений;

· Учреждаются новые принципы конституционного строя;

· Учреждаются новые органы госвласти и новые правовые институты (например институт двойного гражданства, уполномоченного по правам человека);

6)Стабильность конституции – не есть неизменность: 2 формы изменения:

Порядок принятия или пересмотра основан на идее учредительной власти то есть субъектов права принимать К.

1) Пересмотр

Идея учредительной властисубъекты принятия конституции должны обладать учредительной властью. Способы:

§ октроирование (субъект – монарх);

§ референдум (народ);

§ парламентский (парламент);

§ внепарламентский (особый представительный орган, наделенный учредительной властью – разработка и приятие конституции);

§ представительный орган + территориальные части государства;

§ -\\- + ратификация;

3) Внесение конституционных поправок в действующую конституцию

Виды. Гибкие – поправки вносятся как в обычные законы (неписанные конституции Великобритании, Новой Зеландии). Жесткие. Пределы «жесткости»: сложность процедуры (Конституция США) и неизменяемость отдельных положений конституции (Германия – о защите достоинства и прав человека, о демократическом/социальном характере государства; Франция – о республиканской форме правления).

Формы: дополнение, новая редакция, отмена конституционного положения/нормы/статьи.

 

Реализация К.

-это система средств и приемов, обеспечивающих практическое действие основного закона.

 

Реализация К проявляется в 2х формах: соблюдение и применение.

Применение может быть прямым это значит что всякая норма К защищается в суде, субъекты могут вступать в конституционно правовые отношения на основании правила сформулированного в законе, и опосредованным то есть К закрепляет основы, а отраслевое законодательство регулирует все остальное.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.