Особенности политического развития.Основное содержание внутриполитического развития Австрии в XVI—XVII вв. составляли
централизаторская политика эрцгерцогов и становление австрийского абсолютизма. Эти процессы происходили в специфических условиях формирования многонационального государства австрийских Габсбургов, условно называемого в историографии Дунайской монархией Габсбургов, и непрекращавшихся турецких войн. Если войны способствовали централизации, поскольку только сильное централизованное государство могло противостоять такому могущественному противнику, как Порта, то необходимость подчинить одной власти разные по уровню развития и традициям страны усложняла интеграционные процессы. И без того противоречивая картина дополнялась тем, что правящая в Австрии династия одновременно возглавляла и Германскую империю, а это серьезно отвлекало Габсбургов от их наследственных владений. Одна из особенностей становления австрийского абсолютизма состояла в том, что эрцгерцогам противостояли не князья, а дворянство, чрезвычайно сильное как в самой Австрии, так и в присоединенных королевствах.
Первые шаги к превращению пестрого конгломерата принадлежавших Габсбургам австрийских земель в единое государство предпринял Максимилиан I (1508—1519)* на рубеже XV—XVI вв. Он создал центральные органы управления для групп австрийских провинций, а их в свою очередь подчинил Вене. Показателем начавшейся политической интеграции служил и съезд первого объединенного ландтага Верхней, Нижней Австрии, Штирии, Каринтии, Крайны, состоявшийся в 1502 г. Однако сословия собрались вместе для выражения протеста объединительным усилиям Максимилиана, который был вынужден ослабить реформы и восстановить сословные права.
Реформы Фердинанда I.
Реформы Фердинанда I. Новый виток централизации относится к правлению Фердинанда Габсбурга (будущего императора Фердинанда I, 1556—1564), который по семейному разделу 1521 г. получил от старшего брата императора Карла V Австрию с некоторыми другими землями.
Фердинанд продолжил начатую Максимилианом I реформу центрального управления. В 1527 г. была восстановлена деятельность Придворного совета как высшего судебного и административного органа. Наиболее важные дела, касавшиеся династических и внешнеполитических вопросов, решались в Тайном совете, состоявшем из ближайших советников эрцгерцога — императора. Был создан Военный совет, который ведал военными делами не только Австрии, но и присоединенных королевств. Возобновила работу Придворная палата (казна) и были сформированы казначейства,
* Здесь и далее приводится нумерация имен и даты правления эрцгерцогов как императоров.
ведавшие финансами Нижней и Верхней Австрии. Главной фигурой центральной администрации стал придворный канцлер, не только руководивший Придворной канцелярией, но и координировавший деятельность ведомств. Налаженная Фердинандом машина центрального управления продолжала действовать и при его преемниках.
Фердинанд первым из Габсбургов оценил перспективы расширения территорий владений династии в восточном направлении и формирования государственного объединения с центром на Среднем Дунае, в то время как Карл V все еще был одержим идеей создания всемирной универсальной монархии Габсбургов. После того, как в 1526 г. венгерские и чешские сословия избрали Фердинанда королем Чехии и Венгрии, он приступил к формированию там центральных органов управления, аналогичных австрийским, но подчиненных последним.
Несмотря на плодотворность централизаторских усилий Фердинанда, ему не удалось окончательно сломить сопротивление сословий. В начале XVII в. они вмешались в борьбу внутри правящей династии и поддержали эрцгерцога Матиаса в его претензиях на власть против душевнобольного Рудольфа II. В 1606 г. сословия Нижней и Верхней Австрии, Штирии, Моравии, Венгрии, а позже Силезии и Лужиц объединились в конфедерацию. Опираясь на силу ее оружия, Матиас добился передачи ему венгерского престола и управления над Австрией и Моравией.