При папе Григории XIII была осуществлена реформа календаря. Еще на Тридентском соборе встал вопрос о необходимости избавиться от несоответствия между Юлианским календарем и астрономическим годом. Изменения сводились к тому, чтобы признать следующий за 4 октября 1582 г. день не 5, а 15 октября. Эта реформа, торжественно провозглашенная Григорием XIII, была принята во всех католических странах; протестанты ее признали спустя столетие, а ряд православных церквей, включая русскую, сохранили верность Юлианскому календарю.
Стремлением усилить могущество католической церкви и авторитет духовенства была продиктована большая работа иезуитов и бенедиктинцев над публикацией средневековых исторических ис-
точников. Отвоевание утерянных в эпоху Возрождения позиций требовало тщательной подготовки материала к публикации. Из историков-иезуитов одно из видных мест в конце XVI — первой половине XVII в. принадлежит Дени Пето (1583—1652), который в соавторстве с протестантом Скалигером разработал научную хронологию. Его труд "De doctrina temporum", вышедший в 1628 г., был одной из первых попыток внести систему в научный подход к решению вопроса о единой хронологии. Видное место в собрании средневековых источников занимает публикация "Деяний (житий) святых" ("Acta sanctorum"), осуществленная Жаком Болландом (1596—1665). С 1643 г. начинает выходить серия "Деяний святых", продолженная после смерти Болланда его учениками. Не меньший вклад в издание источников внесли бенедиктинцы конгрегации св. Мавра (мавристы). Люк д'Ашери и Дом Мабильон усовершенствовали технику исторического исследования и участвовали в создании новых специальных исторических дисциплин — палеографии и сфрагистики.
Славу Дом Мабильону (1632—1707) принес труд по дипломатике ("De re diplomatica", 1681), в котором он собрал и систематизировал данные о письме, происхождении и особенностях средневековых хартий и дипломов, сформулировал приемы установления их подлинности. В то же время Дом Мабильон был известен как автор публикаций "Деяний святого ордена св. Бенедикта". Ватиканская библиотека, строительство которой было осуществлено папами Николаем V и Сикстом IV еще в XV в., систематически пополнялась многочисленными изданиями и рукописями. Высокий статус получила должность ее библиотекаря, включенного в коллегию кардиналов.
Что касается влияния Контрреформации на политическую обстановку, то в наследственных владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах она помогла государям, тогда как в Англии и Франции, напротив, антиправительственной католической оппозиции. Контрреформация нашла союзника в абсолютистской власти в Испании и Португалии, в княжествах Южной Германии, а также в Италии. Сотрудничая со светскими государями, поддерживая борьбу с Реформацией, папа не отказывал и в конкретной помощи борьбе против протестантов — деньгами, солдатами, священниками, пожертвованием церковного имущества. Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами свои войска, участвовал в заговорах против Елизаветы I Тюдор. Сикст V отлучил от церкви единственного законного наследника французского престола Генриха Наваррского.
Главной политической и военной силой Контрреформации были Габсбурги — в XVI в. испанские, а в XVII в. германские. Филипп II, опираясь на мощь своей обширной державы и на международные союзы, вел наступление на протестантизм по всей Европе. Он стремился сокрушить самую сильную цитадель протестантизма — английскую монархию. Ориентируясь на монархов, проводники Контрреформации для восстановления католицизма в Северной Европе вели широкую устную и письменную пропаганду среди населения, возобновляли отправление традиционного богослужения и обрядов. Однако несмотря на известные успехи, в начале XVII в. деятельность проводников Контрреформации в основном была сведена на нет и католицизм сдавал свои позиции в королевствах Англии и Шотландии.
В Германии активными проводниками реставрации католицизма были герцоги Баварские. С середины XVI в. Альбрехт V (1530— 1579) повел решительную борьбу с протестантизмом в своих владениях, восстановив католицизм в Баденском герцогстве. К началу XVII в. католическая церковь сумела отстоять и даже вновь обрести значительные территории в Германии, где широко распространялись реформационные учения. В 1608 г. силам католической церкви была противопоставлена Протестантская уния, на которую католики ответили образованием лиги во главе с Баварией (1609). Это объединение поддержали австрийские Габсбурги, папа и Испания. Немецкие земли становились центром противоборства двух религиозно-политических коалиций.
Политика папства обостряла не только внутриполитическую обстановку в европейских государствах, но осложняла международные отношения. Не случайно при заключении Вестфальского мира 1648 г., положившего конец 30-летней войне, папе не было отведено никакой роли, несмотря на протесты Святого Престола. В годы, последовавшие за европейским урегулированием 1648 г. (остававшимся в силе до 1713 г.), папский престол перестал быть главным центром европейской политики.