По данным Генеральной прокуратуры, по состоянию на 1 января 2008 года на учете налоговых органов состояло 442 227 хозяйствующих субъектов, из которых только 324 162, или меньше половины, являлись действующими.
За 2007 финансовый год налоговую отчетность сдали только 61%, 92 123 предприятий вообще ее не сдавали и значатся как потерявшие связь с налоговыми органами. Из числа сдающих отчетность 35142 единиц, или 30,5% от числа всех действующих хозяйствующих субъектов, указывали в декларациях нулевые обороты. Вот какой скрытый резерв имеется у государственного бюджета по вине слабо поставленного налогового контроля.
Для исследования нами выбрана контрольно-экономическая деятельность Налогового комитета по г. Алматы в разрезе его территориальных подразделений за 2006—2007 годы.
Переходим к рассмотрению структуры и динамики поступления в бюджет налоговых платежей за 2006—2007 годы (табл. 7).
Таблица 7. Структура налоговых поступлений в бюджет по г. Алматы за 2006—2007 гг.
Налоговые поступления
млн. тенге
%
млн. тенге
%
Корпоративный подоходный налог
29 052,3
19,5
44 378,3
21,8
Налог на добавленную стоимость
57 394,9
38,6
76 749,5
37,7
Индивидуальный подоходный налог
15 849,4
10,6
20 101,4
9,9
Социальный налог
22 876,5
15,4
29 598,9
14,6
Акцизы
1861,6
1,3
2770,4
1,4
Прочие
21 810,9
14,6
29 810,5
14,6
Всего поступлений
148 845,6
203 409,0
Источник: отчетные данные Налогового комитета по г. Алматы
По динамике поступлений за три года из расчета в общем поступлении ежегодный рост наблюдается по корпоративному подоходному налогу (2006 г. - 19,5%, 2007 г. - 21,8%), постепенное ежегодное снижение сложилось по социальному налогу (2006 г. - 15,4%, 2007 г. - 14,6%) и индивидуальному подоходному налогу (2006 г. — 10,6%, 2007 г. — 9,9%), по 2007 году снижены поступления и по НДС — на 0,9% против 2006 года. Поступления от акцизов в общем поступлений держатся почти на одном уровне. Причиной изменений в динамике поступлений в бюджет налоговых платежей послужили в основном изменения в ставках взимания налогов.
В налоговых органах республики ведется строгий учет налоговых задолженностей, с помощью которого обеспечивается систематический контроль за своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет (табл. 8).
Как видно из таблицы 8, за анализируемый период в сумме налоговых поступлений доля налога на добавленную стоимость и корпоративного подоходного налога в совокупности возросла до 59,5% в 2006 году. За 2006 год сумма задолженности по налоговым платежам составила 10 988,0 млн. тенге или 5,4% к сумме налоговых поступлений.
За 2006—2007 годы при снижении налоговых задолженностей как в абсолютном, так и в процентном выражении к сумме налоговых поступлений, возросла доля задолженности по НДС с 40,8% в 2004 до 55,8% в 2007 году, корпоративному подоходному налогу с 22,6% в 2005 до 23,2% в 2007 году в сумме задолженности по платежам22.
На рисунке рассмотрен удельный вес налоговых поступлений бюджета города Алматы в республиканский бюджет Республики в 2007 году.
Как видно из рисунка 5 удельный вес налоговых поступлений города Алматы в республиканский бюджет в 2007 году составили 13%.
Таблица 8. Динамика поступлений и задолженности по основным видам налогов по г. Алматы за 2006—2007 гг.(млн. тенге)
№ п/п
Показатели
Поступление налогов всего
148 845,6
203 409,0
В том числе: корпоративного подоходного налога
29 052,3
44 378,3
Налога на добавленную стоимость
57 394,9
76 749,5
4.
Доля корпоративного подоходного налога в общей сумме поступлений, % (стр. 2/стр. 1*100)
19,5
21,8
5.
Доля налога на добавленную стоимость в общей сумме поступлений, % (стр. 3/стр. 1*100)
38,6
37,7
6.
Налоговая задолженность, всего
11 976,0
10 988,0
7.
Доля налоговой задолженности в сумме поступлений налогов, % (стр. 6/стр. 1)
8,0
5,4
8.
Задолженность по корпоративному подоходному налогу
2702,0
2550,0
9.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость
6393,0
6127,0
10.
Доля задолженности корпоративного подоходного налога в общей сумме задолженности, % (стр. 8/стр. 6*100)
22,6
23,2
11.
Доля задолженности по налогу на добавленную стоимость в общей сумме задолженности, % (стр. 9/стр. 6*100)
53,4
55,8
Источник: отчетные данные Налогового комитета г. Алматы
Рисунок 5. удельный вес налоговых поступлений бюджета города Алматы в республиканский бюджет в 2007 году.
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшие трудности в формировании бюджета г. Алматы связаны с взиманием НДС, поскольку более 50% задолженности падает на долю этого вида налога, а также с взысканием корпоративного подоходного налога. Основными причинами образования задолженности по платежам в бюджет являются убыточность предприятий, все усиливающийся рост взаимной задолженности налогоплательщиков, продолжающиеся бартерные операции среди крупных предприятий, сложность отслеживания фактических доходов в сфере наличного денежного обращения. Негативно отражается на сборе налогов продление установленных сроков их уплаты на определенное время.
В таблице 9 в сводном варианте приведены данные, отражающие вклад каждого из отраслевых отделов районных налоговых комитетов по г. Алматы в доначисленных суммах налоговых платежей за два последних анализируемых года.
Таблица 9. Результаты контрольной работы районных налоговых комитетов по г. Алматы в разрезе основных отделов за 2006—2007 гг.
Отделы налоговых комитетов по г. Алматы
2006 г.
2007 г.
Темп изменения удельного веса отдела в доначислениях, %
Доначислено, млн. тенге
Удельный вес отдела в доначислениях, %
Доначислено, млн. тенге
Удельный вес отдела в доначислениях, %
Отдел аудита юридических лиц
10 078,0
88,2
13 726,6
90,2
102,3
Отдел аудита физических лиц
581,0
5,1
867,4
5,7
111,8
Управление косвенных налогов
760,5
6,7
616,7
4.1
-38,8
Всего
11 419,5
15 210,7
0
Источник: отчетные данные Налогового комитета по г. Алматы.
В обоих периодах основной удельной вес — значительную часть итоговых сумм (соответственно 88,2 и 90,2%) — занимают платежи, дополнительно начисленные в результате контрольной работы отдела аудита юридических лиц.
На сегодняшний день в контрольной работе налоговых органов вопрос взыскания в бюджет дополнительно начисленных сумм платежей и налоговых штрафов по результатам проведенных проверок становится очередной проблемой. Необходимые сведения по данному показателю приведены в таблице 10.
Как видно из приведенной таблицы 10, по состоянию на 1 января 2008 года, нарастающая бюджетная задолженность, по дополнительно начисленным суммам налогов и штрафных санкций по результатам проведенных документальных проверок в целом по г. Алматы составила в сумме 24 274,8 млн. тенге. За 2007 год из дополнительно начисленных сумм в размере 16 387,3 млн. тенге взыскано в бюджет 7887,1 млн. тенге, или 48,1%. В разрезе районных налоговых комитетов по г. Алматы данный показатель составляет от 20% в Жетысуском до 72,1% — по Турксибскому району. Сравнительно высокого процента взыскания добились Ауэзовский (71,5%) и Алмалинский (57,3%) районные налоговые комитеты, низкий процент взыскания у Медеуского (36,3%) и Бостан-дыкского (41,5%) районных налоговых комитетов.
Таблица 10. Анализ начисленных сумм налогов и штрафных санкций по результатам документальных проверок в разрезе районных налоговых комитетов по г. Алматы за 2006-2007 годы г.
№
п/п
Районные налоговые
комитеты по г. Алматы
2007 год
Дополнительно
начислено
Взыскано
Дополнительноначислено
Взыскано
Алмалинский
7215,5
4012,3
7974,5
4565,6
Ауэзовский
326,4
212,2
539,7
385,7
Бостандыкский
1236,2
321,2
1515,1
629,3
Медеуский
4123,3
1232,1
4394,6
1596,1
Жетысуский
1240,2
185,1
1345,5
265,0
Турксибский
612,2
236,5
617,9
445,4
г. Алматы
-
-
-
Всего
14753,8
6199,4
16 387,3
7887,1
Источник: отчетные данные Налогового комитета г. Алматы.
Приведенные цифры наглядно показывают не высокую эффективность налогового контроля, так как налоговые органы, установив факты нарушения норм налогового законодательства, не обеспечивают поступления дополнительно начисленных сумм в бюджет.
Значительное место в работе территориальных налоговых органов занимает рассмотрение ходатайств налогоплательщиков по результатам проведенных документальных проверок
Вообще, подводя итог анализу эффективности контрольной работы Налогового комитета по г. Алматы в целом и давая ей оценку, следует отметить, что в целом результативность контрольных мероприятий в плане выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых субъектов хозяйствования весьма высока, причем процент допустивших нарушения стабильно высок в течение ряда лет. Однако, как свидетельствует практика, большинство нарушений (особенно выявляемых на предприятиях в ходе документального контроля) является не умышленным уклонением от налогообложения, а техническими ошибками бухгалтерии, являющимися, как правило, следствием неправильного толкования норм налогового законодательства26.
И следует констатировать факт, что чуть более 8% от суммы налоговых поступлений в бюджет — это результат от контрольной деятельности Налогового комитета. Довольно солидный эффект. Вместе с тем, вопрос повышения результативности и эффективности мероприятий налогового контроля остается актуальным для всей Республики Казахстан. Именно поэтому необходимо определить основные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов на современном этапе.
В городе Алматы по состоянию на 01.01.08г. зарегистрировано 96476 субъектов малого бизнеса или 80,9% (119212) от всех хозяйствующих субъектов, из них юридических лиц 44655 или 46,2% от всех субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность 51821 или 53,8%.
Поступления от субъектов малого бизнеса за 2007г. составили 261799,8 млн.тенге или 53% от общегородских поступлений. Прирост поступлений по сравнению с 2006 годом составил 74573,3 млн.тенге или 39,8%.
Таблица 11. Сведения по налоговым поступлениям по состоянию на 31.12.2007г. (млн.тенге)
№ п/п
Размерность
31.12.06г.
31.12.07г.
Отклонение
Доля в
сумма
%
общих поступлениях
Крупный бизнес
88982,2
153281,8
64299,6
72,2%
31%
Средний бизнес
54580,2
78690,2
24110,0
44,1%
16%
Итого СМП, ИП
187226,5
261799,8
74573,3
39,8%
53%
в т.ч. малые предприятия
81925,1
119328,0
37402,9
45.6%
24.2%
СМП юр.лиц
82476,8
109352,7
26875,9
32.6%
22.1%
ИП
22824,6
33119,1
10294.5
45,1%
6.7%
Всего
330788,9
493771,8
162982,9
49,2%
100%
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
Сравнение динамики показателей с предыдущим годом, говорит об опережающем росте поступлений от СМП, прирост налоговых поступлений составил 74573,3 млн.тенге или 39,8%.
Анализ в разрезе специальных налоговых режимов показывает, что наибольший удельный вес количества индивидуальных предпринимателей приходится на упрощенную декларацию 70,3%, по патенту 27,8% и по общеустановленному режиму налогообложения 1,9%.
В целях улучшения администрирования субъектов малого предпринимательства в автоматическом режиме были сформированы списки налогоплательщиков - «группы риска», предположительно занижающих объекты налогообложения, в разрезе видов деятельности: торговли, автомойки, СТО, пункты общественного питания, салоны красоты и т.д. По торговым домам сличены расходы по аренде с декларируемыми доходами, выявлены факты сокрытия объектов налогообложения. В целях оптимального использования трудовых ресурсов предварительно проводились беседы для самостоятельного увеличения доходности. Так, по итогам проведенных бесед с 3,5 тысячами налогоплательщиками в течение 2006г., увеличение оборотов (доходов) составило 1925,4 млн.тенге, количество наемных работников увеличилось на 1467 человек, увеличение ФОТ составило - 27,9 млн.тенге.
Таблица 12. Сведения по индивидуальным предпринимателям без учета таможенных платежей, (млн.тенге)
№
п/п
СНР
Количество зарег-ванных ИП
Сумма налоговых поступлений
01.01.06г.
01.01.07г.
Прирост
01.01.06г.
01.01.07г.
Прирост
кол-во
%
сумма
%
Патент
49,4
318,6
70,6
22,2
УД
23,2
1778,7
2562,9
784,2
30,6
ОУР
11,1
383,1
437,2
54,1
12,4
Итого
26,9
2409,8
3318,7
908,9
27,4
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
По итогам 2007г. количество зарегистрированных ИП составило 48444, что больше чем в прошлом году на 10958 предпринимателей или прирост составил 26,9%, поступления также увеличились на 908,9 млн.тенге или на 27,4%.
В рамках Плана взаимодействия с Департаментом Архитектурного градостроительства и Департаментом государственного архитектурно-строительного контроля г.Алматы, нами запрошены сведения по отремонтированным и реконструированным помещениям на 1 этажах, при этом из 3350 физических лиц,
465 связаны с предпринимательской деятельностью, в том числе магазины, торговые помещения, офисы, салоны красоты и т.д. В ходе отработки данных сведений указанные ИП пересдали расчет по налогу на имущество, прирост стоимости имущества по которым составил 1,7 млрд.тенге, при этом сумма административных санкций за не постановку на учет составила 286,9 тыс. тенге.
Проведен комплекс мероприятий по постановке на налоговый учет лиц, занимающихся сдачей в аренду недвижимого имущества: налажен взаимообмен информацией с КСК, КСД, проведены рейдовые проверки совместно с ДВД в местах концентрации данной категории предпринимателей, отработаны сведения запрошенные из Управления миграционной полиции о местах проживания иностранцев, проведена активная агитационная работа, еженедельно в специализированных изданиях и на коммунальных квитанциях размещаются телефоны доверия. В результате, за истекший год выявлены и поставлены на учет 1966 налогоплательщиков, общее количество зарегистрированных ИП составляет 408428.
Кроме того, в целях регистрации в качестве ИП и уплате пенсионных отчислений торгующих на рынках свыше 90 дней, налажено взаимодействие с пенсионными фондами и общественными объединениями, проведена агитационно-пропагандистская работа, разработаны и распространены памятки. В результате, было зарегистрировано 2016 индивидуальных предпринимателей.
В целях улучшения обслуживания налогоплательщиков, проведена агитационная работа по привлечению СМП к сдаче отчетности в электронном виде, без учета ИП работающих по патенту и разовых талонов, 86% ИП получили криптоключи. Путем формирования аналитических отчетов выявлены факты нарушения налогового законодательства в части исчисления расчетов авансовых платежей по ИП, работающих в общеустановленном режиме, нарушения сроков постановки (снятия) на учет по НДС, а также сокрытия объектов налогообложения по субъектам игорного бизнеса.
В ходе администрирования субъектов игорного бизнеса, производились изъятия игровых автоматов по налогоплательщиками, которыми систематический занижаются объекты налогообложения и требования о явке в налоговый комитет, игнорируются. Проводимые мероприятия освещались в СМИ. Так, количество зарегистрированных игровых автоматов увеличилось на 282 единиц. В целях установления адекватного налогообложения, изменены ставки ФСН и акциза на игорный бизнес, для этого проведены хронометражные обследования у 50% субъектов игорного бизнеса. В таблице 13 рассмотрены данные работы Налогового комитета по городу Адлматы. За 2006-2007 годы.
Таблица 13. Отчет контрольно-экономической работы Налогового комитета по городу Алматы за 2006-2007 годы.
№
Налоговые комитеты
Количество произведенных проверок (комплексные+тематически)
доначислено (тыс.тг.)
взыскано (тыс.тг.)
2006 год
2007 год
Темп роста/сниже ния
2006 год
2007 год
Темп роста/сниже ния
2006 год
2007 год
Алмалинский
-5,6%
51,8%
256 378
444 713
Ауэзовский
39,8%
17,4%
274 008
191 371
Бостандыкский
6,3%
-7,3%
463 607
425 427
Жетысуский
19,9%
65,3%
256 981
256 905
Медеуский
18,5%
-15,4%
879 377
343 333
Турксибский
9,7%
402,4%
305 293
170 206
г. Алматы
-19,4%
-59,3%
917 418
709 167
Всего
2 762
3 034
9,8%
11 188 076
10 338 117
-7,6%
3 353 062
2 541 122
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
Как видно из данной таблицы в 2007 году проведено по городу Алматы 312 проверок, что на 19,4% меньше, чем в 2006 году. Всего Налоговым Комитетом было проведено 3034 проверки, что на 9,8% больше, чем в 2006 году. В результате проведенных проверок было доначислено 10 338 117 тыс. тенге, и взыскано 2 541 122 тыс. тенге.
В таблице 14 рассмотрены основные показатели работы Налогового Комитета по городу Алматы за 2003-2005 годы.
Таблица 14. Основные показатели работы Налогового Комитета по городу Алматы за 2005-2007 годы.
№ п/п
показатели
прирост/спад 05 г. к 03 г. (+,-)
сумма
%
1.
количество комплексных и тематических проверок
21,48%
2.
доначислено налогов со штрафными санкциями
-5285959
-32,26%
3.
взыскано
-5023352
-63,69%
4.
% взыскания доначисленных сумм
48,13%
33,03%
25,80%
-22,33%
46,40%
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
Как видно из таблицы 14 в 2007 году Налоговым Комитетом было проведено 3354 комплексных тематических проверки, что на 593 больше, чем в 2005 году. В результате проведенных проверок было взыскано 2863696 тыс. тенге.
На рисунке 6 рассмотрим динамику проведения количества проведенных проверок в 2004-2006 годы
Рисунок 6. Динамика проведения количества проведенных проверок в 2004-2006 годы
В таблице 15 рассмотрим поступления по городу Алматы
Таблица 15 . Анализ налоговых поступлений в бюджет города Алматы за 2004-2007 годы
Вид платежа
2 007
исполнение прогноза
Факт
Факт
Факт
Факт
%
КПН всего
44 378 311
61 400 260
81 784 269
144 539 699
КПН-резид
34 889 507
49 296 556
60 213 091
106 713 764
КПН-нерезид
1 134 141
1 470 036
2 126 892
3 841 200
КПН-резид у ист
1 806 275
2 208 664
3 684 080
6 480 642
КПН-нерез у ист
6 548 388
8 425 004
15 760 206
27 504 093
ИПН у ист выплаты
17 589 072
19 950 950
26 453 193
37 959 496
ИПН разов талоны
920 609
958 158
980 036
1 035 537
Социальный налог
29 598 912
30 433 466
37 481 993
47 586 300
Налог на имущ ЮЛ
2 604 240
3 811 503
4 813 605
5 981 326
Налог на имущ ФЛ
328 564
376 985
533 741
363 263
Земельный налог
665 942
870 083
1 104 273
1 489 698
НДС внутр
32 846 984
33 920 727
50 651 484
66 222 853
НДС за нерезидента
3 910 560
4 446 817
6 121 168
8 679 210
Акцизы вн, всего
1 383 827
1 466 561
1 926 808
3 283 381
Таможня всего
53 672 345
67 749 859
91 296 812
128 044 730
Итого ГБ
203 408 999
244 066 963
330 788 848
493 396 215
РБ
140 254 171
172 615 255
239 056 977
369 295 811
МБ
63 154 828
71 451 708
91 731 871
124 100 404
Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы
Как видно из таблицы 15 поступления в 2007 году в государственный бюджет составили 493 396 215 тыс. тенге, исполнение прогноза было осуществлено на 115 %.
В информационных системах начисления по платежам ИП в накопительные пенсионные фонды производятся по месту применения специального налогового режима, а уплата «садится» по месту регистрации индивидуальных предпринимателей. В результате, по месту регистрации ИП возникает необоснованная переплата, а по месту применения режима - недоимка. Необходимо внести соответствующие корректировки в ИС для устранения данной проблемы.
Имеются факты, образования необоснованной пени по индивидуальным предпринимателям, применяющим СНР на основе патента. Причина данной проблемы в том, что после уплаты налогов по патенту, платежи проходят банк второго уровня, Казначейство и «садится» на лицевой счет через 2-3 дня после оплаты, а система за эти дни начисляет пеню. В результате чего, количество ИП имеющих налоговую задолженность необоснованно увеличивается. Необходимо, чтобы платежи по лицевым счетам «садились» датой фактического платежа.
В информационных системах, имеются факты, когда крупное предприятие имеет «статус» субъекта малого предпринимательства, что искажает отчетность и затрудняет квалификацию нарушения при применении административных санкций. Так как, статус налогоплательщика присваивается Агентством по статистике, считаем необходимым произвести взаимосверку статусов всех налогоплательщиков.
В связи с внесенными изменениями в налоговое законодательство с 2007г, которые, безусловно, положительно повлияют на развитие малого и среднего бизнеса, однако это на первоначальном этапе отразится на снижении поступлений и по предварительным подсчетам составит порядка 350 млн.тенге. В этой связи, необходимы своевременные меры по восполнению потерь за счет расширения налогооблагаемой базы и выведения из «тени» оборотов. Для обеспечения действенного противостояния уклонению от налогообложения, планируется активно использовать информационные технологии, в автоматическом режиме формировать налогоплательщиков - «групп риска», предположительно занижающих объекты налогообложения. Так как трудовые ресурсы ограничены, для более широкого охвата налогового администрирования, планируется продолжить проведение бесед и предоставление возможности налогоплательщикам самостоятельно увеличить доходы, в противном случае применять меры административного воздействия.
В текущем году планируется усилить взаимодействие с уполномоченными органами, а также уделить особое внимание незарегистрированным основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности. Для этих целей планируется провести сплошную инвентаризацию имущества СМИ: производственных линий, оборудования, аппаратуры, инвентаря и прочего имущества на предмет уплаты налога на имущества29.
Кроме того, по нашим оценкам значительный удельный вес незарегистрированных субъектов малого предпринимательства приходится на лиц, занимающихся частным извозом, сдачей в аренду жилья, «челночным» бизнесом на рынках. В этой связи, планируется усилить взаимодействие с таможенными органами и органами внутренних дел по организации совместных рейдовых проверок.
Стратегической задачей остается способствование развитию малого бизнеса, в том числе улучшение условий обслуживания населения при приеме налоговой отчетности. В этих целях планируется взаимодействовать с ассоциациями и общественными объединениями, проведение «Дней открытых дверей в налоговых органах», участие на «круглых столах» в Алматинской ассоциации предпринимателей. Форуме предпринимателей Казахстана, а также объединениями по защите прав потребителей, в целях повышения налоговой культуры и агитации требования кассовых чеков при расчете наличными денежными средствами.
В налоговые органы г.Алматы поступило 274 заявлений на общую сумму 1,5 млрд.тенге, и это без учета денежных средств, легализованных физическими лицами, заявления по которым с 18 ноября прошлого года не представляются. Согласно нашим подсчетам, их сумма составляет 5,1 млрд.тенге.
Всего по городу на КБК 206110 поступило сбора за легализацию имущества в размере 718,3 млн.тенге.
Со времени введения изменений (18.11.06г.) в Закон РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» количество поступивших заявлений увеличилось с 40 до 274 единиц. При этом легализовано:
- транспортных (мотоциклы, прицеп «Трау», пчеловодческие прицепы) средств 137 заявлений на сумму 7,3 млн.тенге.
- с/х техники 10 заявлений на сумму 330 тыс.тенге, из них не являющихся плательщиками сбора с/х производители 7 заявлений на сумму 270 тыс.тенге.
- недвижимого имущества, находящегося за границей 1 заявление на сумму 6,3 млн.тенге.
- прочего имущества (витринное оборудование, теле-видео аппаратура, станки, гтчело-павильоны, культиватор, холодильное оборудование) 110 заявлений на сумму 71,3 млн.тенге.
Налоговым комитетом по г. Алматы на постоянной основе проводится активная агитационная работа:
- проводятся семинары-совещания, «круглые столы» в ассоциациях предпринимателей, пресс-конференции, аналитические программы по обсуждению механизмов легализации в «прямом эфире», даются интервью на теле-радио каналах, а также развернутые сюжеты;
- в печатных изданиях, публикуются статьи, единственно нами, совместно с «Бико» разработан и выпущен сборник вопросов-ответов по легализации, на постоянной основе даются объявления с указанием телефонов комиссий, по всем поступающим телефонным звонкам даются исчерпывающие ответы;
- на всех Led-дисплеях города «крутится» ролик о легализации имущества в налоговых органах, во всех крупных торговых домах и рынках распространяются памятки, размещены плакаты, а также по радиорубке объявляется о возможности легализации имущества в налоговых органах;
- кроме того, проводятся беседы с субъектами малого бизнеса, имеющими потенциальные объекты легализации - оборудование, аппаратуру и инвентарь, о преимуществах легализации имущества.
- а также, по выявленным 54 тысячам незарегистрированным объектам недвижимости, права на которые не оформлены в уполномоченном органе, проводится подворный обход с целью привлечения к легализации.