Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах.



 

 

Современная цивилизованная общественная система в ка­честве основополагающего источника формирования доходов государства определила налоги. Это вызвано не только возмож­ностью через налоговые отношения соблюдать фискальные ин­тересы государства, но и с помощью эффективной налоговой по­литики регулировать общественное воспроизводство, воздей­ствовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность. В условиях значительной интеграции финансов развитых стран в мировые хозяйственные связи на­циональные налоговые системы выступают не только гарантом внутригосударственных интересов, но и все в большей степени влияют на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Сближение межгосударственных связей, создание различ­ного рода экономических группировок и союзов приводит к дальнейшей унификации налоговых систем различных госу­дарств, что обеспечивает гибкость и эластичность в решении межнациональных проблем налогообложения труда, капита­лов и инвестиций.

Объективная причина возникновения налогов заключается в необходимости перераспределения части доходов для удов­летворения общегосударственных потребностей. А практичес­кая реализация форм и методов сущности налоговых отноше­ний формирует налоговую систему государства. Таким обра­зом, налоговая система представляет собой совокупность пре­дусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязаннос­тей налогоплательщиков, налоговых органов и других участни­ков отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение нало­гового законодательства11.

Классификационные признаки являются объективными критериями дифференциации налогов и учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, определения источника финансирования. В качестве основных классификационных признаков налогов можно выделить:

• объект налогообложения;

• источник уплаты налогов;

• субъект уплаты;

• способ изъятия;

• назначение платежа;

• механизм исчисления;

• принадлежность к финансированию федерального или муниципальных бюджетов и др.

Классификация налогов по объекту обложения позволяет выделить пять основных групп налогов:

• имущественные;

• ресурсные или рентного характера;

• взимаемые с оборота, выручки от продаж;

• налоги на потребление;

• налоги на прибыль (доход) или капитал.

Имущественные налоги широко распространены практичес­ки во всех странах. Обычно налогооблагаемое имущество мож­но классифицировать следующим образом.

1. Недвижимое имущество (земля, здания, сооружения).

2. Материальное личное имущество (товары длительного пользования, в т.ч. предметы роскоши, оборудование, исполь­зуемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и т.д.)

3. Нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности, а также ценные бумаги и де­нежная наличность)9.

К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Практически во всех странах они имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определе­ния стоимости наследуемого имущества. Так, в Великобрита­нии налогом на наследство облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов стоимости полученного имущества. Затем применя­ется ставка 40%. Действует также система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%. Налог на на­следства и дарения в Италии состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Также применяется необ­лагаемый минимум (120 млн. лир), после него действует про­грессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной 27%. Порядок взимания налога также зависит от степени родства. Максимальные ставки налога могут достигать 50% (США) и 60% (Швеция).

Ресурсные налоги и платежи рентного характера применя­ются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование при­родных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископа­емые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охра­ну окружающей среды).

Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода) в отличие от налогов на потребление, которые удерживаются тогда, когда доходы используются (тратятся).

Виды налогов по источникам уплаты характеризуют объект возмещения налогового платежа:

• индивидуальный доход;

• выручка от продаж;

• производственные результаты;

• финансовые результаты хозяйственной деятельности (при­быль, доход).

В классификации налогов немаловажное значение занимают и характеристики механизма исчисления налогов и их ис­пользования. Прямые налоги взимаются непосред­ственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности. Наибо­лее характерным видом прямого личного налогообложения выступает подоходный налог, являющийся одним из основных источников формирования государственных бюджетов. С целью упрощения расчетов и снижения расходов на налоговое администрирование практически все страны (за исключением Великобритании) отказались от шедулярной (раздельного на­логообложения различных видов доходов) формы изъятия на­лога и практикуют исчисление его у источника выплаты с пос­ледующим представлением уточняющих налоговые платежи годовых деклараций о доходах и расходах налогоплательщика. Характерны для национальных налоговых законодательств и необлагаемые минимумы и вычеты социального и профессио­нального характера. Ставки применяются в основном прогрес­сивные, увеличивающиеся с возрастанием дохода16.

Например, во Франции применяют прогрессивную шкалу подоходного налогообложения от 10 до 56,8%; в Германии — от 19 до 53%; в Испании — от 20 до 56%; в Австрии и Япо­нии — от 10 до 50%; а в США — более низкие (от 15 до 33%).

К прямым также можно отнести налоги на прибыль (дохо­ды) корпораций, подоходные налоги с юридических лиц, отчис­ления в фонды социального страхования и др. Налоги на при­быль (доход) взимаются с облагаемой прибыли (дохода) текуще­го года, определяемой путем уменьшения валовых доходов на величину налоговых вычетов и льгот. Наметилась тенденция к уменьшению ставок налога и различным стимулам предприни­мательской деятельности: применение ускоренной амортиза­ции, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.

В связи с этим уровень обложения прибыли значительно ни­же обложения доходов корпораций и физических лиц. В нало­говых поступлениях развитых зарубежных стран налог m при­быль занимает не более 10%.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товара, ра­бот или услуг и представлены акцизами, налогами с продаж, таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость.

Простота в обложении, универсальности, высокая доход­ность привели к вытеснению прямых налогов косвенными, а необходимость унификации косвенного налогообложения в рамках интеграционных объединений для свободного движения товаров, работ и услуг определила в качестве ведущего на­лога в Европейском сообществе — налог на добавленную стоимость (НДС).

Европейский НДС представляет собой универсальный налог на потребление, охватывающий торговлю, промышленность, предоставление услуг. При этом отдельные страны-члены мо­гут временно исключать из сферы применения НДС отдельные отрасли (связь, общественный транспорт, малый бизнес). Фак­тические ставки НДС в странах-участницах определены нацио­нальными законодательствами с учетом принятых сообщест­вом директив по унификации НДС. Так, стандартные ставки варьируют от 15—16% (Люксембург, Испания, Германия) до 25% (Дания, Швеция). Кроме стандартных, применяются по­ниженные ставки на отдельные товары и услуги: продовольс­твие, медицинские товары и оборудование, поставки природно­го газа, электроэнергии и т.д.

Акцизы относятся к разряду специальных косвенных нало­гов, окончательным плательщиком которых выступает потре­битель, на которого налог перекладывается путем установле­ния надбавки в цене.

Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции (а в отдельных случаях — услуги), монопольно высокие цены позволяют государству применять акцизную политику в отно­шении определенных товарных групп для пополнения бюдже­та. В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте товара и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточных потребителей товара, акциз взыскивается один раз и полностью ложится на конечного потребителя.

Во всех странах мира на высокорентабельные товары уста­навливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета части получаемой производителями таких товаров сверхприбы­ли. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирова­ния процесса воспроизводства расширяется сфера действия ак­циза и увеличиваются ставки6.

К обложению привлекаются различные услуги: транспор­тные, культурные, игровой бизнес и т.п. Например, в США ак­цизами облагаются услуги дорог и воздушные перевозки, в Японии — проживание в гостинице, купание в горячих источ­никах, питание в ресторанах.

Для стран Европейского союза набор акцизных товаров ти­пичен: табак и алкоголь, нефтепродукты, ювелирные изделия, автомобили. В то же время некоторые страны имеют свой взгляд на "акцизную корзинку". Так, во Франции в нее добав­ляются спички и зажигалки, сахар и кондитерские изделия, летательные аппараты, в Германии — кофе и страховые сделки (12% с полиса), в Италии — бананы и стройматериалы, в Гре­ции — некоторые виды сельхозпродукции. Введение дополни­тельных акцизов (к общеевропейским) предусматривает в ос­новном оценку внутреннего рынка и отечественных производи­телей.

Таможенные пошлины, относясь к разряду косвенных пла­тежей, являются средством государственного регулирования внешней торговли. Различают экспортные (вывозные) и импор­тные (ввозные) таможенные пошлины. Экспортные таможен­ные пошлины являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и применяются с целью ограничения вывоза товаров, как правило, сырьевых, по кото­рым государство обладает монопольным преимуществом. В развитых странах экспортные пошлины, как правило, не применя­ются.

Фискальное значение таможенных пошлин падает, несмот­ря на перевод их на стоимостную базу. Общая черта, характер­ная для современной мировой экономики — таможенное регу­лирование, которое предусматривается либо в рамках регио­нального объединения, либо международными налоговыми сог­лашениями в целях расширения внешней торговли.

Прочие косвенные налоги, как, например, налог с продаж, применяются отдельными странами (США, Канада) как основ­ной вид косвенного налогообложения, формирующего феде­ральные бюджеты и бюджеты штатов или могут использовать­ся в виде местных (муниципальных) сборов.

По назначению различают общие налоги, т.е. предназна­ченные на общегосударственные нужды, и специальные, имеющие строго определенные цели (целевые налоги и сборы).

Налог рассматривается как пропорциональный (твер­дый), если средняя налоговая ставка остается неизменной неза­висимо от размера дохода; как регрессивный, если она по­нижается по мере роста величины дохода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода.

По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В зависимости от организации бюджетного устройства государства выделяют на­логи федеральные, региональные и местные (муниципальные). Общей тенденцией в развитых странах является увеличение мес­тных налогов в формировании муниципальных бюджетов.

В настоящее время местные налоги составляют значитель­ную долю: от 30% в Японии до 60% в США. Для большинства государств характерна множественность местных налогов (до 100 разновидностей в целом по странам). Исключение пред­ставляет Великобритания, применяющая один вид местного налогообложения — имущественный налог, который составляет около 40% всех доходов местных бюджетов16.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.