Современная цивилизованная общественная система в качестве основополагающего источника формирования доходов государства определила налоги. Это вызвано не только возможностью через налоговые отношения соблюдать фискальные интересы государства, но и с помощью эффективной налоговой политики регулировать общественное воспроизводство, воздействовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность. В условиях значительной интеграции финансов развитых стран в мировые хозяйственные связи национальные налоговые системы выступают не только гарантом внутригосударственных интересов, но и все в большей степени влияют на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Сближение межгосударственных связей, создание различного рода экономических группировок и союзов приводит к дальнейшей унификации налоговых систем различных государств, что обеспечивает гибкость и эластичность в решении межнациональных проблем налогообложения труда, капиталов и инвестиций.
Объективная причина возникновения налогов заключается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общегосударственных потребностей. А практическая реализация форм и методов сущности налоговых отношений формирует налоговую систему государства. Таким образом, налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства11.
Классификационные признаки являются объективными критериями дифференциации налогов и учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, определения источника финансирования. В качестве основных классификационных признаков налогов можно выделить:
• объект налогообложения;
• источник уплаты налогов;
• субъект уплаты;
• способ изъятия;
• назначение платежа;
• механизм исчисления;
• принадлежность к финансированию федерального или муниципальных бюджетов и др.
Классификация налогов по объекту обложения позволяет выделить пять основных групп налогов:
• имущественные;
• ресурсные или рентного характера;
• взимаемые с оборота, выручки от продаж;
• налоги на потребление;
• налоги на прибыль (доход) или капитал.
Имущественные налоги широко распространены практически во всех странах. Обычно налогооблагаемое имущество можно классифицировать следующим образом.
2. Материальное личное имущество (товары длительного пользования, в т.ч. предметы роскоши, оборудование, используемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и т.д.)
3. Нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности, а также ценные бумаги и денежная наличность)9.
К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Практически во всех странах они имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определения стоимости наследуемого имущества. Так, в Великобритании налогом на наследство облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов стоимости полученного имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует также система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%. Налог на наследства и дарения в Италии состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Также применяется необлагаемый минимум (120 млн. лир), после него действует прогрессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной 27%. Порядок взимания налога также зависит от степени родства. Максимальные ставки налога могут достигать 50% (США) и 60% (Швеция).
Ресурсные налоги и платежи рентного характера применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды).
Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода) в отличие от налогов на потребление, которые удерживаются тогда, когда доходы используются (тратятся).
Виды налогов по источникам уплаты характеризуют объект возмещения налогового платежа:
• индивидуальный доход;
• выручка от продаж;
• производственные результаты;
• финансовые результаты хозяйственной деятельности (прибыль, доход).
В классификации налогов немаловажное значение занимают и характеристики механизма исчисления налогов и их использования. Прямые налоги взимаются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности. Наиболее характерным видом прямого личного налогообложения выступает подоходный налог, являющийся одним из основных источников формирования государственных бюджетов. С целью упрощения расчетов и снижения расходов на налоговое администрирование практически все страны (за исключением Великобритании) отказались от шедулярной (раздельного налогообложения различных видов доходов) формы изъятия налога и практикуют исчисление его у источника выплаты с последующим представлением уточняющих налоговые платежи годовых деклараций о доходах и расходах налогоплательщика. Характерны для национальных налоговых законодательств и необлагаемые минимумы и вычеты социального и профессионального характера. Ставки применяются в основном прогрессивные, увеличивающиеся с возрастанием дохода16.
Например, во Франции применяют прогрессивную шкалу подоходного налогообложения от 10 до 56,8%; в Германии — от 19 до 53%; в Испании — от 20 до 56%; в Австрии и Японии — от 10 до 50%; а в США — более низкие (от 15 до 33%).
К прямым также можно отнести налоги на прибыль (доходы) корпораций, подоходные налоги с юридических лиц, отчисления в фонды социального страхования и др. Налоги на прибыль (доход) взимаются с облагаемой прибыли (дохода) текущего года, определяемой путем уменьшения валовых доходов на величину налоговых вычетов и льгот. Наметилась тенденция к уменьшению ставок налога и различным стимулам предпринимательской деятельности: применение ускоренной амортизации, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.
В связи с этим уровень обложения прибыли значительно ниже обложения доходов корпораций и физических лиц. В налоговых поступлениях развитых зарубежных стран налог m прибыль занимает не более 10%.
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товара, работ или услуг и представлены акцизами, налогами с продаж, таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость.
Простота в обложении, универсальности, высокая доходность привели к вытеснению прямых налогов косвенными, а необходимость унификации косвенного налогообложения в рамках интеграционных объединений для свободного движения товаров, работ и услуг определила в качестве ведущего налога в Европейском сообществе — налог на добавленную стоимость (НДС).
Европейский НДС представляет собой универсальный налог на потребление, охватывающий торговлю, промышленность, предоставление услуг. При этом отдельные страны-члены могут временно исключать из сферы применения НДС отдельные отрасли (связь, общественный транспорт, малый бизнес). Фактические ставки НДС в странах-участницах определены национальными законодательствами с учетом принятых сообществом директив по унификации НДС. Так, стандартные ставки варьируют от 15—16% (Люксембург, Испания, Германия) до 25% (Дания, Швеция). Кроме стандартных, применяются пониженные ставки на отдельные товары и услуги: продовольствие, медицинские товары и оборудование, поставки природного газа, электроэнергии и т.д.
Акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов, окончательным плательщиком которых выступает потребитель, на которого налог перекладывается путем установления надбавки в цене.
Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции (а в отдельных случаях — услуги), монопольно высокие цены позволяют государству применять акцизную политику в отношении определенных товарных групп для пополнения бюджета. В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте товара и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточных потребителей товара, акциз взыскивается один раз и полностью ложится на конечного потребителя.
Во всех странах мира на высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирования процесса воспроизводства расширяется сфера действия акциза и увеличиваются ставки6.
К обложению привлекаются различные услуги: транспортные, культурные, игровой бизнес и т.п. Например, в США акцизами облагаются услуги дорог и воздушные перевозки, в Японии — проживание в гостинице, купание в горячих источниках, питание в ресторанах.
Для стран Европейского союза набор акцизных товаров типичен: табак и алкоголь, нефтепродукты, ювелирные изделия, автомобили. В то же время некоторые страны имеют свой взгляд на "акцизную корзинку". Так, во Франции в нее добавляются спички и зажигалки, сахар и кондитерские изделия, летательные аппараты, в Германии — кофе и страховые сделки (12% с полиса), в Италии — бананы и стройматериалы, в Греции — некоторые виды сельхозпродукции. Введение дополнительных акцизов (к общеевропейским) предусматривает в основном оценку внутреннего рынка и отечественных производителей.
Таможенные пошлины, относясь к разряду косвенных платежей, являются средством государственного регулирования внешней торговли. Различают экспортные (вывозные) и импортные (ввозные) таможенные пошлины. Экспортные таможенные пошлины являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и применяются с целью ограничения вывоза товаров, как правило, сырьевых, по которым государство обладает монопольным преимуществом. В развитых странах экспортные пошлины, как правило, не применяются.
Фискальное значение таможенных пошлин падает, несмотря на перевод их на стоимостную базу. Общая черта, характерная для современной мировой экономики — таможенное регулирование, которое предусматривается либо в рамках регионального объединения, либо международными налоговыми соглашениями в целях расширения внешней торговли.
Прочие косвенные налоги, как, например, налог с продаж, применяются отдельными странами (США, Канада) как основной вид косвенного налогообложения, формирующего федеральные бюджеты и бюджеты штатов или могут использоваться в виде местных (муниципальных) сборов.
По назначению различают общие налоги, т.е. предназначенные на общегосударственные нужды, и специальные, имеющие строго определенные цели (целевые налоги и сборы).
Налог рассматривается как пропорциональный (твердый), если средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода; как регрессивный, если она понижается по мере роста величины дохода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода.
По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В зависимости от организации бюджетного устройства государства выделяют налоги федеральные, региональные и местные (муниципальные). Общей тенденцией в развитых странах является увеличение местных налогов в формировании муниципальных бюджетов.
В настоящее время местные налоги составляют значительную долю: от 30% в Японии до 60% в США. Для большинства государств характерна множественность местных налогов (до 100 разновидностей в целом по странам). Исключение представляет Великобритания, применяющая один вид местного налогообложения — имущественный налог, который составляет около 40% всех доходов местных бюджетов16.