Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место и роль налогового регулирования в системе управления экономикой



 

 

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.

Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:

1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

3.Наличие демократической системы выражения взглядов и
представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию8.

Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления.

Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом — прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом — внешнее инвести­рование, внешние займы, внешний долг.

Общей формой является планирование (прогнозирование). Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

Налоги в государственном регулировании экономики - это, с одной сто­роны, главный источник финансирования государственных расходов, матери­альная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регу­лирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в созда­нии тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селек­тивно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов9.

Изменяя налоговые ставки государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Налоговое регулирование можно рассматривать с двух сторон воздейст­вия: поощрительной и ограничительной. Поощрительная сторона налогообло­жения проявляется прежде всего механизм налоговых льгот, когда плательщик, совершая предусмотренные налоговым законодательством действия, получает возможность оставить у себя часть подлежащих уплате средств. Так, главная особенность налогообложения предпринимательской деятельности состоит в том, что субъекты имеют дополнительные, только им присущие налоговые льготы и послабления. Ограничительная сторона, напротив, позволяет плательщику оставить у себя часть платежа или избежать его полностью, если он не совершает тех или иных действий. Обе эти стороны налогового регулирования взаимно дополняют друг друга.

В целях совершенствования налоговой политики в области поддержки и развития предпринимательской деятельности предусматривается так называемый специ­альный налоговый режим, который достаточно неординарен.

Структурными инструментами налогового регулирования являются: ко­личество налогов, объекты налогообложения, налоговые ставки и льготы, механизм взимания, механизм администрирования, учет и отчетность по налогам и налоговый контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в бюджет.

К числу действенных инструментов налогового регулирования с системе функциональных элементов налога относятся налоговые льготы. Говоря о льго­тах, можно утверждать, что именно благодаря им обеспечивается гибкость и подвижность налогового регулирования, его способность дифференцированно подойти к каждому отдельному плательщику. Именно такая гибкость определя­ет отличие налогового регулирования от ценового, денежно-кредитного, бюд­жетно-финансового регулирования, создает ему особую сферу применения в общем механизме государственного регулирования экономики12.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение на­логов - обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры.

Изменение в зависимости от экономической конъюнктуры размера и со­става налоговых льгот позволяет государству оперативно воздействовать на производственный цикл, устранять возникающие в ходе воспроизводственного процесса диспропорции, регулировать интенсивность накопления капитала.

Порядок и сроки уплаты налогов - также важный элемент системы нало­гообложения. Установление удобных сроков уплаты налогов и упрощенного порядка их исчисления является нелегкой задачей в любой налоговой системе. Предпринимателя небезразлично, когда и как платить налоги, ибо если сроки и порядок уплаты не сообразуются с реальным состоянием хозяйства, то плательщик расплачивается собственными оборотными средствами. Отсюда по­следующая остановка производства, неплатежи и др.

В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать же­сткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, пре­доставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями. Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложе­ний. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зави­сят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, нацио­нальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и ре­гиональная структуры, темпы и направленность НИОКР.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.