Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ налогового регулирования на современном этапе



 

 

В настоящее время Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях идет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

В таблице 1 рассмотрены основные макроэкономические показатели Республики Казахстан за 2004-2006 годы.

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан за 2005-2007 годы (млн. тенге)

Наименование   2005 год 2006 год 2007год
Валовый внутренний продукт, млрд. тенге 3 776,3 4 612,0 5 542,5
в % к соответствующему периоду- предыдущего года в реальном исчислении 109,8 109,3 109,4
Объем промышленного производства, млрд. тенге 2 292,0 2 794,4 3 733,8
в % к соответствующему периоду предыдущего года 109,8 108,8 110,1
Доходы в госбюджет, млрд. тенге в % к ВВП 807,9 21,4 1 004,6 21,8 1 286,7 23,2
Затраты из госбюджета, млрд. тенге 787,8 972,0 1 239,9
в % к ВВП 20,9 21,1 22,4
Операционное сальдо, млрд. тенге 20,0 32,6 46,8
в % к ВВП 0,5 0,7 0,8
Чистое бюджетное кредитование, млрд. тенге 19,8 23,8 17,5
в % к ВВП 0,5 0,5 0,3
Сальдо по операциям с финансовыми активами, млрд. тенге -6,1 51,7 40,9
в % к ВВП -0,2 1,1 0,7
Дефицит (-) / профицит (+) госбюджета, млрд. тенге 6,3 -42,8 -11,6
в % к ВВП 0,2 -0,9 -0,2

Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан

 

Из таблицы 1 видно, что доходы государственного бюджета в 2007 году составили 1 286,7 млн. тенге, затраты из госбюджета 1 239,9 млн. тенге, дефицит государственного бюджета 11,6 млн. тенге. В таблице 2 рассмотрены тенденции развития государственного бюджета за 2003-2006 годы

Как видно из таблицы 2, доходы государственного бюджета ежегодно увеличиваются. Расходы возросли с 788403 млн. тенге в 2004 г. до 1946128 млн. тенге в 2007 году. Профицит государственного бюджета в 2007 году составил 46662 млрд. тенге. Объем поступлений в государственный бюджет Казахстана по данным Министерства финансов РК, в 2007 году составил 2098511 млн. тенгеТаблица 2. Состав государственного бюджета РК(млн.тенге)
  2005 г. 2006 г. 2007 г. Изменения 2007 к 2005 (+/-) Изменения 2007 к 2005 (%)
Доходы
Затраты
Операционное сальдо
Чистое бюджетное кредитование -16518
Сальдо по операциям с финансовыми активами
Дефицит (профит) бюджета -46183 -18697 -101
Финансирование дефицита бюджета -46662 -92845 -101

Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан

 

Рассмотрим анализ дефицита государственного бюджета в 2004-2007 годы

 

Рисунок 1. Анализ дефицита государственного бюджета в 2004-2007 годы

 

Как видно из данного рисунка, наибольший дефицит государственного бюджета наблюдался в 2005 году и составило 46183 млн. тенге.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. По-прежнему на первом месте (свыше 1/3 расходов бюджета) остается обслуживание долга.

Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.

На рисунке 2 рассмотрим динамику изменения налоговых поступлений в государственный бюджет в 2004-2006 годы.

 

Рисунок 2. Динамика изменения налоговых поступлений в государственный бюджет в 2004-2006 годы

 

Как мы можем заметить из данного рисунка, динамика налоговых поступлений идет к увеличению, если в 2004 году налоговые поступления составили 947 254 млн. тенге, то в 2006 году поступления составили 1 998 314 млн. тенге, то есть на 1 051 060 млн. тенге больше чем в 2004 году.

Далее рассмотрим недоимку по налогам платежам в государственный бюджет за 2006-2007 годы (таблица 3).

Таким образом, анализируя недоимку налоговых поступлений в государственный бюджет, мы можем сказать, что недоимка снизилась и эта положительная динамика отразилась на налоговых поступлениях в государственный бюджет, которые в 2006 году составили 1 998 314 млн. тенге, то есть на 1 051 060 млн. тенге больше чем в 2004 году.

Таблица 3. Недоимка по налогам и платежам в государственный бюджет

Наименование платежа Отклонение 06к 07
Корпоративный подоходный налог 11 433 -2 584
Индивидуальный подоходный налог 2 294 -211
Социальный налог 5 903 -1 816
Налог на имущество с юридических лиц -249
Налог на имущество с физических лиц
Земельный налог -204
Налог на транспортные средства с юридических лиц -20
Налог на транспортные средства с физических лиц -19
НДС на товары внутреннего производства 17 971 -1 281
Акцизы на товары внутреннего производства 5 070
ИТОГО по налоговым поступлениям 42 945 -2 712

Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан

 

 

Рисунок 3. Структура недоимки в 2007 году

 

Как мы можем заметить из данного рисунка недоимка по налогу на имущество с физических лиц составила 2%, налогу на транспортные средства с физических лиц 0,1% и по земельному налогу 1,9%, социальному налогу 10%, индивидуальному подоходному налогу 5%, НДС 41%, акцизам 13%, корпоративному подоходному налогу 22% и прочим налогам 5%.

В таблице 4 проанализировано состояние кредиторской задолженности государственного бюджета

Таблица 4. Состояние кредиторской задолженности гос. бюджета (млн. тенге)

Наименование
1. Задолженность местных бюджетов
Акмолинская
Актюбинская
Алматинская - - - -
Атырауская
Жамбылская
Карагандинская - -
Костанайская - -
Кызылординская
Мангистауская - -
Павлодарская
1.1 Задолженность по заработной плате
2. Задолженность республиканского бюджета
3. Задолженность упраздненных внебюджетных фондов - - -
4. Задолженность государственного бюджета

Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан

 

Анализируя таблицу 4, можно сказать, что задолженность государственного бюджета на 01.01.2007 г. составила 4669 млн. тенге, задолженность республиканского бюджета - 2008 млн. тенге и задолженность местного бюджета - 2661 млн. тенге.

Официальные трансферты общего характера показаны в таблице 5.

Таблица 5. Официальные трансферты общего характера 04-07гг (млн. тенге)

Наименование 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Бюджетные изъятия из местных бюджетов 49 065   57 630 66 673
Бюджетное изъятие из областного бюджета Актюбинской области    
Бюджетное изъятие из областного бюджета Атырауской области 19 603   20 115 22 669
Бюджетное изъятие из областного бюджета Восточно-Казахстанской области     -    
Бюджетное изъятие из областного бюджета Западно-Казахстанской области -   -  
Бюджетное изъятие из областного бюджета Карагандинской области   - -  
Бюджетное изъятие из областного бюджета Мангистауской области 9 000   10 651 10 139
Бюджетное изъятие из областного бюджета Павлодарской области 1 896   - -
Бюджетное изъятие из бюджета города Алматы 24 964 32 061
Бюджетное изъятие из бюджета города Астана - - 1 804
Субвенции из республиканского бюджета 59 763 80 513 134 395
Акмолинская область 7 192 9 353 14 112
Актюбинская область     2 131 -
Алматинская область 10 289 10 125 14 425
Восточно-Казахстанская область 5 190 9 348 15 010
Жамбылская область 6 877 15 065
Западно-Казахстанская область 1 286   5 657
Карагандинская область - 1 835 6 998
Кызылординская область 6 645 8 972 10 909
Костанайская область 4 182 5 191 8 892
Павлодарская область - - 1 043
Северо-Казахстанская область 5 202 6 206
Южно-Казахстанская область 12 901 19 072 28 685

Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан

 

Из таблицы 5 видно, что бюджетные изъятия из местных бюджетов в 2006году составили 66 673 млн. тенге, что на 17 608 млн. тенге или 135% больше чем в 2004 году.

Долг Республики Казахстан представлен в таблице 6

Как видно из таблицы 6 всего Правительственный и гарантированный государством долг составил на 01.01.2008 668 700 млн. тенге, из них внутренний долг 231 118 млн. тенге и внешний 355256 млн. тенге.

На рисунке 4 рассмотрена динамика внешнего и внутреннего долга Республики Казахстан за 2006 год.

Как видно из рисунка 4 в на 2007 год внешний долг составил 61%, а внутренний 39%.

 

Таблица 6. Правительственный и гарантированный государственный долг Республики Казахстан 2005-2007 годы, (млн. тенге)

Наименование  
Внутренний долг Правительства Республики Казахстан В том числе: 121 802
Государственные специальные казначейские обязательства - -
Государственные краткосрочные казначейские обязательства
Национальные сберегательные облигации      
Государственные среднесрочные казначейские обязательства
Государственные индексированные казначейские обязательства
Государственные краткосрочные казначейские валютные обязательства      
Государственные специальные компенсационные казначейские облигации  
Прочие обязательства
Внешний долг Правительства Республики Казахстан, в том числе:
Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)
Азиатский Банк Развития (АБР)
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)
Исламский Банк Развития (ИБР)
Саудовский Фонд Развития (СФР)
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР)
Фонд Развития Абу-Даби
Австрия
Швеция
Гарантированный государством долг в том числе:
Гарантированный государством внутренний долг  
Гарантированный государством внешний долг
Всего Правительственный и гарантированный государством долг

Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан

 

Внешняя ликвидность Казахстана за последние 12 месяцев возросла и остается высокой благодаря наличию значительных валютных запасов и активному притоку прямых иностранных инвестиций. В рамках обеспечения качественного испол­нения плана поступлений в государственный бюджет на 2005 г. ставятся следующие основ­ные задачи:

- обеспечение выполнения годового плана по поступлению налогов и других обязательных пла­тежей в бюджет;

- повышение качества исполнения прогноза поступления в бюджет;

- усиление аналитической составляющей в де­ятельности НК МФ РК;

- дальнейшее улучшение налогового админи­стрирования посредством расширения функци­ональности и внесения изменений в информа­ционные системы: ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, СГДС, ЭКНА, ИНИС, РНиОН, обобщающих и анализирующих информацию по отдельным ви­дам деятельности налогоплательщиков, а также разработка и внедрение новых информационных продуктов.

 

Рисунок 4. Анализ внешнего и внутреннего долга Республики Казахстан за 2007 год

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.