Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава V. ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ



ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ

Название интеракционистской ориентации происходит от по­нятия «интеракция», которое здесь обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в обще­нии, в группе, в обществе. Это понятие является для данной ори­ентации ключевым, поскольку оно охватывает ее основную пробле­матику.

Как и в других ориентациях ее границы весьма размыты. Наи­более значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником по­служили социально-психологические концепции Джорджа Мида, а также отдельные ролевые концепции Линтона (1936), Мертона (1957) и др. Дж. Мид был одним из последних американских теоре­тиков, который выступал одновременно как философ прагматистского направления, социолог и социальный психолог.

Это обстоятельство обусловило важную специфическую осо­бенность интеракционизма: в отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, в основе которых лежат тра­диционные психологические школы и направления, интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социо­логии. Абсолютное большинство ее представителей являются соци­ологами по образованию. Зачастую они одновременно занимаются разработкой социологических и социально-психологических про­блем [Blumer, 1969; Denzin, 1972; Kuhn,1964; Strauss, 1956 и др.]. Работы представителей интеракционистской ориентации печата­ются как в социологических, так и в психологических журналах. Они служат весьма наглядным примером «социологической соци­альной психологии», где связь социологии и психологии являетсянастолько тесной, что между ними зачастую бывает трудно прове­сти четкую границу.

Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ори­ентации взяты в основном из социально-психологических концеп­ций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдель­ный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс ин­теракции индивидов в группе, обществе. «Мы в социальной психо­логии, — писал Мид, — не рассматриваем поведение социальной группы с точки зрения поведения составляющих ее отдельных инди­видов. Мы скорее исходим из данного социального целого сложной групповой активности, в рамках которой анализируем поведение каждого отдельного индивида...» [Mead, 1934, р. 7].

Подход к понятию «интеракция» отличается от подходов к акту взаимодействия в других теоретических схемах. В последних интер­акция выступает, как правило, в качестве внешнего условия, не­обходимого для анализа тех или иных специфических феноменов социальной психологии. Так, например, в когнитивистской ори­ентации в теории сбалансированных и несбалансированных струк­тур Ф. Хайдера [Heider, 1958] и в теории коммуникативных актов Т. Ньюкома [Newcomb, 1953] даются определенные модели взаимо­действия. Но авторов этих моделей интересует не столько процесс взаимодействия как таковой, сколько формирование определен­ных когнитивных структур его участников. Если обратиться к мат­рицам диадического взаимодействия Тибо и Келли в необихевио­ристской ориентации [Kelley, Thibaut, 1959], то здесь интеракция выступает как условие, необходимое для анализа реакций участ­ников взаимодействия на те или иные стимулы. Что касается пред­ставителей интеракционистской ориентации, то их в первую оче­редь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социаль­ного поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специ­фическими для человека средствами осуществляется и регулирует­ся процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интер­претации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.

Данное перечисление показывает, что интеракционистская ориентация охватывает широкий круг весьма сложных проблем.

В ней можно выделить несколько направлений, школ и течений. Причем эти направления отличаются не столько спецификой сво­его подхода, хотя и она присутствует в определенной мере, но главным образом той проблематикой, которой в них уделяется ос­новное внимание. В этом плане в интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления:

1. Символический интеракционизм.

2. Ролевые теории.

3. Теории референтной группы.

Указанное деление является в значительной степени условным, так как эти направления часто тесно переплетаются между собой. Однако оно дает возможность более систематизированно осуще­ствить теоретический анализ интеракционистской ориентации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.