Вентилятор и дымосос должны надежно обеспечивать подачу необходимого для горения топлива воздуха в топку и удаление продуктов его сгорания из котла при всех режимах его работы, поддерживая заданное постоянное разрежение или давление в топке. При этом на привод вентилятора и дымососа должно расходоваться минимально возможное количество электроэнергии.
Основными параметрами, определяющими выбор вентилятора и дымососа, являются требуемая их подача и давление при номинальной нагрузке котла.
Необходимая подача вентилятора, м3/ч, определяется по формуле
(7.1)
а подача дымососа, м3/ч, по формуле
(7.2)
где Вр — расчетный расход топлива, кг/ч или м3/ч; Vв0 — теоретический расход воздуха, м3/кг или м3/м3; Vг — объ ем продуктов сгорания топлива при αт, м3/кг или м3/м3; αт, Δαв, Δαвп, Δαпл — коэффициент избытка воздуха в топке, увеличение αв за счет присосов в газоходах, увеличение αвп за счет потерь воздуха в воздухоподогревателе, уменьшение αпл за счет поступления воздуха в топку из системы пылеприготовления; tx.ви tг— температуры воздуха, поступающего в вентилятор, и газов, поступающих в дымосос, °С; β1 — коэффициент запаса по подаче, принимаемый равным 1,05; ррц — доля рециркулирующего воздуха при подаче части горячего воздуха из воздухоподогревателя в вентилятор.
Необходимое полное давление вентилятора или дымососа — перепад полных давлений во входном и выходном их патрубках, Па, определяется по формуле
рр = β2Δрп, (7.3)
где Δрп — перепад полных давлений по воздушному или газовому тракту котла, Па; β2 — коэффициент запаса по давлению, принимаемый равным 1,1.
Мощность на валу вентилятора или дымососа, кВт, определяется по формуле
(7.4)
где ηв — КПД вентилятора (или дымососа); Q — подача вентилятора или дымососа, м3/с. Для современных машин ηв=0,7…0,75.
Заводами-изготовителями характеристика вентилятора и дымососа, т. е. связь между подачей и полным давлением, дается для воздуха при температуре 20°С и давлении его 102·103 Па (760 мм рт. ст.,), поэтому при выборе машины подачу и давление необходимо привести к заводским условиям.
В процессе работы котла возникает необходимость регулирования подачи вентилятора и дымососа в соответствии с нагрузкой котла с целью обеспечения заданного коэффициента избытка воздуха.
Характеристики работы центробежного вентилятора в зависимости от способа регулирования показаны на рис. 14. При изменении частоты вращения характеристика машины изменяется примерно по следующим соотношениям:
(7.5)
и, соответственно, затрачиваемая мощность машины при неизменном КПД при различных режимах изменяется по соотношению
(7.6)
Здесь Q1 и Q2— подача при I и II режимах, м3/ч; p1 и р2— полные давления при I и II режимах, Па; п1и п2— частоты вращения при I и II режимах, об/мин; N1и N2— мощности при I и II режимах, кВт.
Рис. 14. Характеристика эффективности систем регулирования:
1— полезная мощность, затрачиваемая на транспорт воздуха и газа; 2 — регулирование направляющим аппаратом; 3 — регулирование направляющим аппаратом при двухскоростном электродвигателе n1/ n2= 0,8; 4 — регулирование гидромуфтой; 5 — регулирование при коллекторном электродвигателе переменного тока с фазовым ротором
При применении асинхронных электродвигателей с реостатами в цепи ротора или гидромуфты с учетом возникающих дополнительных потерь потребляемая мощность пропорциональна, примерно, квадрату отношения частот вращения.
При регулировании направляющим аппаратом изменение характеристики машины сопровождается дополнительными потерями в ней и снижением ее КПД. Снижение КПД зависит от конструкции машины и направляющего аппарата, глубины регулирования и положения направляющих лопаток при данном режиме. Однако благодаря простоте конструкции направляющего аппарата и несложности его обслуживания при относительно высокой экономичности такой способ регулирования является наиболее распространенным. Мощность на валу машины при полностью открытом направляющем аппарате определяется по формуле
(7.7)
При всех прочих режимах мощность на валу машины, кВт, определяется по формуле
(7.8)
где Q — подача вентилятора или дымососа при данном режиме, м3/с; Δрп — перепад полных давлений тракта, Па; ηэ — эксплуатационный КПД машины при данном режиме.
При регулировании направляющим аппаратом
ηэ = ηрег· ηисх (7.9)
где ηрег — КПД регулирования, зависящий от глубины регулирования, конструкции машины и направляющего аппарата, а также от положения исходного режима на характеристике машины, т. е. от характеристики тракта; ηисх — КПД вентилятора или дымососа при номинальной нагрузке.
Установленная мощность электродвигателя, кВт, для привода вентилятора или дымососа определяется по формуле
(7.10)
где βэ — коэффициент запаса мощности электродвигателя, равный 1,1; Qp — подача машины при расчетном режиме, м3/с; рр — расчетное полное давление машины, Па; ηэ — эксплуатационный КПД машины при расчетном режиме. При регулировании направляющим аппаратом ηэопределяется по формуле
ηэ = ηрег· ηисх
или по характеристике машины. При этом область рабочих режимов машины должна быть в пределах значений КПД не ниже 90 % оптимального его значения.