Учебные вопросы: Расчетные массы, горючие элементы и виды балласта. Методика расчета химического состава топлива. Методика определения характеристик золы. Влияние негорючих примесей на процесс сжигания и экологию (формы влаги, виды серы, минеральные соединения, их воздействие).
Органическая часть твердых и жидких топлив состоит из большого количества сложных химических соединений, в состав которых, в основном, входят пять химических элементов: углерод С, водород Н, кислород О, сера S и азот N. Изменение элементарного состава основных видов топлив приведено в таблице 3.1.
Кроме того, топливо содержит минеральные примеси А, попавшие в исходную залежь в основном извне, и влагу W Поэтому химический состав твердых и жидких топлив определяют не по количеству соединений, а по суммарной массе химических элементов в топливе в процентах от 1кг, т.е. устанавливают элементарный состав топлива.
1. Рабочая масса топлива:
C р+H р+О р+N р+Sлр+А р+W р= 100% (3.1)
Рабочей считается масса топлива в том виде, в каком она поступает на ТЭС. Расчет расхода топлива и полученных объемов продуктов сгорания производится по составу рабочей массы.
2. Аналитическая масса топлива:
C а+H а+О а+N а+Sла+А а+W а= 100% (3.2)
Рабочее топливо, измельченное до порошкообразного состояния и доведенное в лабораторных условиях до воздушно-сухого состояния, теряет внешнюю влагу, и масса его называется аналитической. Оставшуюся влагу W а топлива, связанную с его исходным веществом, называют чаще гигроскопической, т.е. W а= W ГИ.
3. Сухая масса топлива:
C с+H с+О с+N с+Sлс+А с = 100% (3.3)
Если топливо нагреть до 102-105оС то испарится вся влага и тогда получится сухая масса топлива.
4. Условная горючая масса топлива:
C Г+H Г+О Г+N Г+SлГ = 100% (3.4)
В горючую массу топлива входят химические элементы исходного органического вещества, сюда же причисляют серу минеральных горючих соединений (например, серного колчедана FеS2 поэтому она называется условной горючей массой).
В уравнениях (3.1...3 .4) через Sл обозначена летучая сера, представляющая собой сумму колчеданной и органической серы, способной к окислению в топке:
Sл= Sк+ Sо
5. Органическая масса топлива:
C о+H о+О о+N о+S о =100% (3.5)
Органическая масса отличается от горючей только отсутствием колчеданной серы. Кроме указанных двух видов серы, существует еще сульфатная сера Sс которая входит в состав высших окислов (например, СаSО4 и дальнейшему окислению не подвергается.
В составе топлива; различают внешний балласт, состоящий из влаги и минеральной части, и внутренней балласт, входящий в исходное органическое вещество топлива. К нему относятся кислород и азот.
Горючими элементами топлива являются углерод, водород и сера. Углерод является основным горючим элементом топлива. Он имеет высокую теплоту сгорания (34,1 МДж/кг) и составляет большую часть рабочей массы топлива (50...75% в твердых топливах и 83...85% в мазутах). Водород имеет еще более высокую теплоту сгорания (120,5МДж/кг), но его количество в твердых топливах невелико (НР = 2-4%) и несколько больше в жидких (10-11%). Сера имеет невысокую теплоту сгорания (9,3 МДж/кг) и содержится в топливах в малых количествах (S р = 0,3-4%), поэтому не представляет ценности как горючий элемент. Наличие окислов серы в продуктах сгорания увеличивает опасность коррозии металла поверхностей нагрева и, при определенных концентрациях, опасно для организма человека и растительности, что требует принятия мер для их улавливания.
Важнейшими характеристиками топлива являются: состав, теплотворность, температура горения и характер изменений в процессе нагревания.
Полный и точный химический анализ топлива должен дать ответ на вопросы о том, какие соединения и в каких качествах образует данное топливо. до настоящего времени не существует методов, позволяющих во всех без исключения случаях провести анализ топлива. Топливо различных видов по степени приближения их анализа к такому, который содержит данные, как о виде, так и о количестве образующих эти топлива соединений, может быть разделено на три группы:
Первую группу составляет топливо, образованное горючими веществами с индивидуальным химическим характером. Сюда относятся все виды газообразного топлива, состоящего из газов, поддающихся раздельному определению (СО2, СО, СН4, С2 Н4, Н2, N2, и т.д.), а также спирт (С2Н6О) и бензол (С6Н6).
Вторую группу составляет топливо, состоящее в основном из углеводородов различного строения и молекулярного веса. К этой группе относится жидкое топливо, получаемое путем переработки нефти.
Третью группу составляют горючие вещества неизвестной химической природы (смешанного характера). К этой группе относятся в первую очередь ископаемые угли.
Химический анализ топлива первой группы дает исчерпывающий ответ на вопрос о составе, а следовательно, и о свойствах топлива. Анализ газообразных горючих дает в процентах содержание составных частей газовой смеси.
Таким образом, результаты анализа газообразного топлива могут быть представлены в следующем виде (%) в табл. 3.2:
Таблица 3.2
Содержание непредельных углеводородов CnHm обозначено общей суммой, т.к. содержание указанных веществ определяется путем поглощения (измерения поглощенного объема) всех соединений этого типа одновременно. Такой метод приемлем ввиду того, что у большинства видов газообразного топлива общее количество этих соединений невелико и составляет всего лишь 0,1...2,09 %.
В приведенном выше составе топлива не указано содержание в нем влаги. В то же время следует отметить, что газообразное топливо содержит некоторое количество паров воды.
Содержание влаги в газообразном топливе определяют отдельно. Результат определения выражают отношением веса воды к единице объема сухого газа.
У остальных видов топлива первой группы, представляющих собой чистые вещества, характеризуемые известными, присущими только им свойствами, чистота определяется методами физико-химического анализа. Итак, можно сказать, что химический анализ топлива первой группы, не отличаясь особой сложностью, дает в результате данные о его составе, достаточные, как будет видно в дальнейшем, для всесторонней оценки топлива.
Пересчет состава топлива с одной массы на другую производится при помощи множителей, приведённых в таблице 3.3. для пересчета из одной массы в другую каждый элемент заданной массы умножают на множитель, соответствующий искомой массе из таблицы 3.3.
Так, для пересчета с рабочей на сухую массу следует определить количество отдельных элементов рабочей массы, например, углерода (Ср/100кг/кг), в процентах от количества содержащейся в ней сухой массы (100- Wр)/ 100кг/кг). Следовательно, для пересчета содержания углерода с известной рабочей массы топлива на сухую массу Сс, %, можно записать:
(3.7)
Пользуясь пересчетным коэффициентом 100/(100 - Wр), можно определить величину и других составляющих элементов сухой массы по величине соответствующего элемента в рабочей массе. Состав горючей массы при известном составе рабочей определяется по количеству отдельных элементов рабочей массы, например, водорода Нр/100кг/кг в процентах от количества содержащейся в ней горючей массы
, кг/кг ,т.е.
НГ= (3.8)
Пересчетный коэффициент с рабочей на органическую массу равен
, а с рабочей на массу аналитической пробы равен (100-Wа)/ (100-Wр).
При пересчете на массу, богатую горючими, можно пользоваться обратными величинами тех же пересчетных коэффициентов.
Для оценки эффективности использования топлив в парогенераторах и условий надежности работы важными теплотехническими характеристиками топлив являются: содержание и состав минеральных примесей, влажность, выход летучих веществ, свойства коксового остатка и величина теплоты сгорания. Определение этих характеристик входит в технический анализ.
Свойства топлива как горючего материала зависят от его химического состава, который определяется элементарным химическим анализом.
В твердом топливе значительную часть примесей составляют внешние примеси. Поэтому содержание минеральных примесей даже в одном и том же виде топлива может сильно колебаться. Основными минеральными примесями являются: силикаты (кремнезем SiО2, глинозем Аl2О3, глина); сульфаты (СаSО4, МgSО4); закиси и окиси металлов, сульфиды (преимущественно FeS2); карбонаты (СаСО3, МgСО3, FеСО3); фосфаты, хлориды, соли щелочных металлов.
В процессе горения в среде высоких температур в минеральных примесях топлива происходят физические и химические преобразования. По мере повышения температуры топлива гипс и силикаты теряют свою кристаллизационную влагу.
В интервале температур 400—600оС колчедан окисляется:
4 FeS2 +11О2 =2 Fе 2О3+8 SО2
Сернистый ангидрид, образующийся при окислении колчедана и органической серы, вступает в реакцию с СаСО3 и О2
2СО2 + 2СаСО3+О2=2СаСО4+2СО2
При температуре выше 600оС разлагаются карбонаты по реакции типа
СаСО3=СаО+СО2
и улетучивается некоторая часть хлоридов и соединений щелочных металлов.
При температуре выше 1 000оС разлагаются сульфаты
СаSО4=СаО+SО3
При этих температурах начинается химическое взаимодействие между силикатной основой примесей и другими окислами. В окислительной среде закись железа переходит в его окись
4Fе О+О2=2 Fе 2О3,
а в восстановительной среде - в металл. В полувосстановительной среде закись железа может сохраниться и, при определенном температурном уровне, соединиться с кремнеземом, образуя легкоплавкие силикаты. Этим объясняется наблюдающееся значительное снижение температуры плавления шлаков в полувосстановительной среде.
Негорючие минеральные примеси, и влага являются внешним балластом твердого топлива. Своим присутствием минеральные примеси, и влага уменьшают содержание горючей массы в единице массы рабочего топлива; кроме того, при сжигании топлива на испарение влаги затрачивается определенное количество тепла. Поэтому, с увеличением зольности и влажности, уменьшается теплота сгорания топлива, увеличивается его расход у потребителя, соответственно увеличиваются расходы на добычу и перевозку.