Низкотемпературная коррозия возникает при конденсации на поверхности нагрева водяных паров и образовании жидкой пленки, являющейся электролитом. Конденсация водяных паров возникает при температуре поверхности нагрева ниже точки росы, которая определяется парциальным давлением водяных паров в продуктах сгорания, увеличивающимся с повышением влажности топлива и содержания в нем водорода. Например, точка росы в продуктах сгорания АШ равна 27—28°С, бурых углей 45—55°С, мазута 44—45°С и природного газа 54—55°С. Наличие в продуктах сгорания SО2 и SО3 повышает температуру точки росы до 100—110°С.
На рис. 37 показаны зависимости температуры точки росы от наличия SО3 в Н2SО4 в продуктах сгорания.
Для особо сернистых топлив температура точки росы повышается до 150°С. При наличии водяных паров и сернистых соединений в продуктах сгорания образуется парообразная система Н2 - Н2SО4. Температура образования жидкой серной кислоты в продуктах сгорания определяется содержанием серы в топливе и при сжигании топлива с Sп = 0,012 % кг/МДж равна 65°С, а при Sп - 0,1 - % кг/МДж она составит 125—140°С.
Рис. 37.. Зависимость температуры точки росы tр от содержания SО2 (а) и Н2SО4 (б) в продуктах сгорания
Конденсация чистых водяных паров при температуре поверхности ниже точки росы при отсутствии содержания в газах сернистых соединений может вызывать кислородную коррозию в воздухоподогревателе, расположенном в области низких температур, и в результате привести к сквозному разъеданию труб и перетеканию воздуха в газовую среду. Наличие в газах сернистых соединений и конденсация на поверхностях нагрева жидкой пленки, содержащей Н2SО4 активизируют коррозию.
Наиболее активно низкотемпературная коррозия проявляется в воздухоподогревателях, в которых имеют место наиболее низкие температуры греющего и нагреваемого теплоносителей. Температура стенки трубы воздухоподогревателя, °С, исходя из баланса теплоты внутренней и внешней ее поверхности, определяется по формуле
(16.1)
где tг и tв—температуры продуктов сгорания на выходе из воздухоподогревателя и воздуха на входе в него, °С; αг и αв — коэффициенты теплоотдачи со стороны воздуха и газа, Вт/(м2К)
Из этого выражения следует, что tст может быть получена выше температуры точки росы за счет увеличения температуры воздуха, поступающего в воздухоподогреватель, и уменьшения αв. Уменьшение αв, которое возможно за счет снижения скорости воздуха, связано с увеличением необходимой площади поверхности нагрева, а при загрязнении внутренней поверхности труб уносом не повышает (и поэтому нецелесообразно). Широко применяемым методом предотвращения коррозии воздухоподогревателя является повышение температуры поступающего в него воздуха обычно путем рециркуляции горячего воздуха в воздухоподогревателе или предварительного подогрева воздуха в паровых подогревателях.
Для исключения низкотемпературной коррозии в первом ходе воздухоподогревателя возможно применение в нем эмалированных трубок или изготовление их из некорродирующих материалов. В котлах, работающих на сернистых мазутах, присадка доломита к мазуту, применяемая для предотвращения высокотемпературной коррозии, также снижает и низкотемпературную коррозию в экономайзерах и воздухоподогревателях.