На рис. 26 показана схема материальных балансов рабочих веществ в котле. Материальный баланс процесса горения рассмотрен применительно к сжиганию твердого топлива с получением газообразных и твердых продуктов сгорания.
В приходной части баланса процесса горения — количество топлива В, кг/с, и окислителя — воздуха Lв кг/с, организованно поступающих в топку для сжигания, а также воздух, подсасываемый (при работе под разрежением) по тракту котла в топку — ΔL1 и балластный воздух ΔL2 и ΔL3, не участвующий в процессе горения топлива.
В расходной части материального баланса в общем виде — газообразные продукты сгорания, покидающие котел, ΔLг кг/с, и твердые минеральные остатки—зола (шлак), выпадающие по тракту (Gзл1, Gзл2) улавливаемые в золоуловительной установке (Gзл3) и уносимые газообразными продуктами сгорания (Gзл4), кг/с.
В общем случае уравнение материального баланса процесса горения топлива в котле имеет вид
В + Lв+ ΣΔL = Lг+ ΣGзл (13.1)
При работе на газообразном топливе в этом уравнении не содержатся члены, характеризующие твердые минеральные составляющие. При работе котла под наддувом отсутствуют присосы воздуха.
При определении расхода окислителя (кислорода, воздуха) учитывают, что для твердого и жидкого топлив, состав рабочей массы которых задается в процентах, горючими составляющими являются углерод, водород и сера:
Ср +Нр+Sрор+к+Ор+Nр+Ар+Wр = 100(13.2)
Согласно закону кратных отношений Дальтона горючие составляющие топлива вступают в химическое реагирование с кислородом в определенном количественном соотношении. Расход кислорода и количество образующихся продуктов сгорания определяются из стехиометрических уравнений горения, записанных для одного моля каждого горючего составляющего. Относя эти уравнения к 1кг горючего, и выразив газообразные вещества в объемных единицах, делением их массовых количеств на значение плотностей получим количество кислорода и выход продуктов сгорания на 1 кг каждой составляющей горючей массы топлива в м3 при давлении 0,1013МПа (760мм. р. ст.) и 20оС
для диоксида углерода: С + О2=СО2 образуется
12,01кгС+32кгО2=44,01кг СО2 (13.3)
Рис. 26. Схема материальных балансов рабочих веществ в котле:
для сжигания 1 кг С до СО2 требуется VО2=32/(12,0 ·1,428)= 1,866м3/кг О2, где 1,428 кг/м3 плотность кислорода
для диоксида серы: S + О2 = SО2
32,06кг S + 32кг О2 =64,06 SО2 (13.4)
потребуется О2 - VО2=32/(32,06 ·1,428)= 0,69м3/кг
для водорода: 2Н + О2 = 2 Н2О
4,032кг Н2 + 32кг О2 = 36,032кг Н2О (13. 5)
потребуется О2 - VО2=32/(4,032 ·1,428)= 5,56м3/кг
Суммируя затраты О2 на сжигание горючих элементов, содержащихся в 1кг топлива, и вычитая количество О2, находящегося в топливе, получим теоретически необходимое количество О2 для сжигания 1 кг твердого или жидкого топлива V0О2, м3/кг:
(13.6)
где , , , ОР - соответственно массовое содержание углерода, серы, водорода и кислорода в топливе, %; - плотность кислорода, кг/м3
В воздухе содержится О2 примерно 21% по объему, поэтому теоретически необходимое количество воздуха для горения V0м3/кг т.е. количество воздуха, которое необходимо для полного сжигания 1 кг топлива при условии, что весь содержащийся в нем кислород прореагирует, составляет
В процессе горения, по мере расходования топлива, кислорода и уменьшения их действующих концентраций, выгорание топлива все более замедляется. В камерах сгорания парогенераторов условия реагирования ухудшаются также из-за недостаточно совершенного перемещения больших масс топлива и воздуха в процессе горения. Поэтому воздуха для горения подают больше его теоретически необходимого количества. Отношение количества воздуха, действительно поступившего в топку VВ, к теоретически необходимому количеству называют коэффициентом избытка воздуха:
αТ = VВ /V0 (13.8)
Необходимый αТ в топке зависит от сорта топлива, способа его сжигания и конструкции топочного устройства. Высокореакционное твердое топливо обладает большим выходом летучих веществ, легко воспламеняется и быстрее сгорает, поэтому нуждается в меньшем избытке воздуха, чем топливо с малым выходом летучих. Эффективное перемешивание топлива с воздухом достигается в газовоздушных смесях, поэтому сжигание мазута и газового топлива требует наименьшего избытка воздуха. Различные избытки воздуха нужны при сжигании одного и того же топлива, но в разных топочных устройствах (например, в прямоточных, или вихревой топочной камере), отличающихся эффективностью перемешивания. Расчетный коэффициент αТ устанавливается с учетом всех факторов согласно нормам теплового расчета паровых котлов (Тепловой расчет котельных агрегатов. Нормативный метод. Под ред. К.В. Кузнецова, В.В. Митора, И.Е. Дубовского, Э. С. Карасиной — М.: Энергия, 1973 - 296 с). Обычно его применяют для разных топлив в пределах:
при сжигании твердых топлив.............................1,15...1,25
при сжигании жидких топлив .............................1,03... 1,1
при сжигании газовых топлив..............................1,05... 1,1
Уменьшение αТ дает экономию расхода энергии на привод тягодутьевых машин и повышает КПД котла, однако, его снижение ниже расчетного значения ведет к быстрому росту недожога топлива и снижению экономичности котла.
При проектных разработках котлов и парогенераторов величину αТ выбирают в зависимости от вида сжигаемого топлива, метода сжигания и конструкции топки. Для пылеугольных топок по условиям достижения большего значения КПД и интенсификации процесса горения оптимальными являются αТ = 1,2...1,25, при этом нижний предел относится к бурым и каменным углям, а верхний к тощим углям и антрацитам. При размоле бурых и каменных углей в молотковых мельницах рекомендуется выбрать верхний предел, т.е. αТ = 1,25. При жидком шлакоудалении из-за повышения температурного уровня и уменьшения присосов коэффициент αТ может быть снижен: для однокамерных топок до 1,2; двухкамерных и циклонных топок - до 1,1. При сжигании природных газов и мазута в агрегатах, снабженных автоматикой горения и регуляторами давления в газопроводе, коэффициент αТ может быть снижен до 1,05.
Продукты сгорания
На действующих парогенераторах балансовыми испытаниями при различных нагрузках определяется оптимальное значение αТ, при котором суммарная величина потерь тепла от механической и химической неполноты сгорания топлива и потерь тепла с уходящими газами оказывается минимальной.
Значение состава топлива и реакций окисления его горючих веществ позволяет рассчитать объем получающихся после сжигания топлива продуктов сгорания. В процессе эксплуатации осуществляется постоянный и периодический контроль состава продуктов сгорания для оценки полноты выгорания топлива и определения плотности газового тракта.
При тепловых расчетах котла или парогенератора по составу дымовых газов и температуре определяют энтальпию за каждой поверхностью нагрева. Значение объема газов позволяет выполнять аэродинамические расчеты. Реакции горения при высоких температурах идут с большой скоростью, поэтому состав конечных продуктов сгорания близок к равновесному. В зонах, где оказалась нехватка кислорода, могут остаться продукты неполного окисления исходных горючих компонентов. Состав продуктов сгорания при сжигании 1кг твердого или жидкого топлива или 1м3 газового топлива можно записать в следующем виде:
Топливо(1кг)+воздух→
(13.9)
где Vi- объемы отдельных газов в продуктах сгорания, м3/кг или м3/м3. Продукты сгорания топлива удобно разбить на три группы. Группа 1 в (13.9) - продукты полного окисления горючих элементов топлива. Они состоят из трех атомных сухих газов, обозначаемых через VRО2:
VRО2 = VСО2 + VSО2 (13.10)
и объема водяных паров VН2О. В составе трехатомных сухих газов всегда VСО2 >> VSО2 поскольку содержание серы в топливах мало. Группа 2 в (13.9) - объемы азота и кислорода, представляющие собой остаток сухого воздуха после горения топлива и водяных паров (Vв.п.). Здесь VN2 >> VО2 т.к. О2 в значительной мере израсходован на окисление. Vв.п включает в себя испарившуюся влагу топлива и влажность самого воздуха. Группа 3 в (13.9) - продукты неполного окисления горючих элементов топлива, при этом VСО > VН2 > VСН4. Соотношение между объемами VСО и VН2 в среднем составляет 3:1. Наличие в продуктах неполного сгорания объема VСН4 свидетельствует о грубых отклонениях режима горения от нормы.
Рассмотрим полное сгорание топлива при условии, когда в продуктах сгорания VСО2 =0; VН2 = 0; VСН4 = 0; VО2=0. Количество воздуха, необходимого для полного сгорания 1кг (м3) топлива при условии безостаточного использования О2, называют теоретически необходимым объемом воздуха V0 . В этом случае, согласно (13.9), теоретический объем продуктов сгорания:
V0Г = VСО2+ VSО2+V 0Н2О + V0N2 (13.11)
Здесь выделяют теоретический объем сухих газов:
V0СГ = VСО2+ VSО2+ V0N2=+VRО2+V 0N2 (13.12)
и полный объем газов:
V0СГ = VС.Г.+ V 0Н2О (13.13)
При этом в объем V0 входят все составляющие водяных паров в продуктах сгорания, рассмотренные выше, а объем V 0N2 образуется в основном из азота воздуха с небольшим дополнением азота топлива, выходящего из него при нагреве вместе с другими летучими веществами.
Результаты расчетов приведены в таблице 13.1
Та б л и ц а 13.1.
Расход кислорода и выход продуктов сгорания при сжигании горючих составляющих топлива