Упражнение "Звук имени — движение" из предыдущего раздела — одна из групповых импровизаций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой разминкой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".
Техники:
1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")
Группа разбивается на три части.
Первая — будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.
Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему ..., выполненная в жанре ...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.
2. Телевизор (Техника создана психологами из Владивостока Автор, к сожалению, не знает имен ее создателей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)
Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).
Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее.
Последний участник второй группы "показывает" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.
3. Полустанок.
"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажиры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).
Конец импровизации будет отмечен гудком подходящего поезда".
4. Групповая динамическая скульптура.
"Найдите свое место среди остальных. Почувствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близости того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каждого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чувствам".
Выполнение всех упражнений тренинга связано с работой воображения, которое сначала "запускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "активного воображения".
5. Разговор с болью.
"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушайтесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бедро, ...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидьте его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопитесь. Что вы видите по сторонам ? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рассмотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете помочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит? ... Найдите возможность попрощаться... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, открывайте глаза".
Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведущему, проводящему упражнение, необходимо убедиться, что все участники "вернулись" из путешествия.
2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).
1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, реплику, пожелание), с которой вы хотели бы обратиться к своему телу.
2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:
— в .... году я появилось на свет;
— помню вкус материнского молока;
— помню первый ночной страх;
— помню ... болезнь;
— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;
— помню первую сигарету;
— помню волнение перед ...;
— помню первый сексуальный контакт;
— помню рождение первого ребенка;
и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не заботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.
3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хотели бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.
4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выбранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощущения того момента. Ощутите их сейчас. Какие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слышимыми, кинестетическими, могут быть не сразу понятными. Откройте глаза, запишите образы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.
Когда ваш диалог будет закончен, найдите возможность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела".
Использованная литература:
1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО "Психотехника", М., 1993.
2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., "Искусство", 1986.
3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).
5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., "Сов Россия", 1969.
6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М , "Прогресс", 1992.
7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать человека словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., "Сада", 1992.
3.3. Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души
Выразительные движения человека — неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела, такие как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т.п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние, сообщить другому о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных движений, которые применяются как средство коммуникации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.
Однако в повседневной жизни язык тела используется чаще всего бессознательно. Поэтому случается, что в определенных ситуациях человек может вести себя так, как намеревается, не владеет собой, что он производит на окружающих совсем не то впечатление, какое хочет, и получает от них в ответ такие реакции, которых совсем не ожидает, а главное, не понимает, почему все происходит именно так. Становится очевидной важность осмысленного знакомства с языком выразительных движений, которое помогает человеку увидеть свои проблемы, понять себя самого и окружающих и, в связи с этим, открыть для себя возможность (при желании) изменить что-то в себе и в собственной жизни.
В тренинге выразительные движения используются как основное средство самовыражения-самопознания и взаимодействия (общения) участников. Цель тренинга — через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний — развитие отношения к себе как самоценной чувствующей индивидуальности, принятие себя; через расширение "открытости" по отношению к партнеру — развитие умения чувствовать и принимать его, доверять ему; через совместную деятельность в группе — развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими.
Некоторые принципы построения методики тренинга
Упражнения тренинга носят танцевальный , музыкально-пластический характер. Танцевальная пластика в большинстве случаев не регламентируется установкой на воспроизведение известных танцевальных форм и стилей; она носит свободный, во многом импровизационный характер. Танцевальность движений обусловлена не формальными, а содержательными их свойствами: музыкальностью, образностью, полнотой индивидуального "проживания".
Использование музыки в тренинге продиктовано ее глубинными связями с эмоционально-двигательной сферой человека. В упражнениях она служит не просто "эмоциональным фоном"; участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно и т.п. — с тем, чтобы усилить эффект телесных ощущений и связанных с ними переживаний. Для достижения эмоционально-телесного "резонанса" музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом в записи используется инструментальная музыка, как правило, без песенных текстов).
Образное содержание упражнений — это смоделированные, символически выраженные эмоционально-пластические состояния человека, способы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщенный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с образным перевоплощением. Такое "оформление" упражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личностные проблемы.
Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это "проживание" каждого мига движения. Человек (его "я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодвижениям, он перестает " выполнять" их; движение "входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановочном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного "проживания", тем очевиднее становится, что ?>го — не тело движется, это танцует душа.
Каким же образом можно достичь подобного эффекта?
Основой для разработки методики тренинга послужило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть единое целое. Манера и характер движений человека
отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в движениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изменение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — использование в тренинге двух "встречных",взаимодополняющих методов:
— задавая определенную эмоцию (например, с помощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику;
— и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствующее переживание, отношение.
Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от "субъективного фактора", то есть от того, "принимает" ли человек то или иное упражнение, "погружается" ли в него.
В связи с этим, обязательным становится требование к участникам стараться в ходе каждого упражнения двигаться свободно, "всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и способным к наиболее непринужденному самовыражению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих движения).
Структура тренинга и символика упражнений
Трехдневный тренинг состоит из четырех циклов упражнений:
— индивидуальные упражнения: "погружение в себя" (1-й день: 2-я половина);
— взаимодействие с партнером (2-й день);
— совместное творчество в группе (3-й день).
В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс становления свободной творческой индивидуальности.
В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу неделимого "МЫ", где проявления каждого не индивидуализированы. Это достигается тем, что все одновременно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Сопровождение движения пением или голосовым звукоподражанием позволяет более легко и естественно добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера "ритуальных танцев" помогает воссоздать нужный настрой, сходный, вероятно, с первобытным состоянием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени) , к которому принадлежит, но и ощущает свою "включенность" в мир природы, мир бесконечного пространства Космоса и свою подчиненность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в "жестких" рамках ритуала), но есть чувство принадлежности и защищенности.
Упражнение второго цикла строятся по принципу обособленного "Я" — с тем, чтобы участники могли сосредоточиться на собственных эмоционально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует "сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер выполнения движений, но каждый участник реализует его по-своему, так, как "просит его собственное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются "ограничительные рамки", выступающие в качестве направляющих ориентиров в условиях открывающихся возможностей для самостоятельности и творчества.
В этом цикле — две серии упражнений.
Первую можно условно назвать "Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения исполнителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепенно уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутренней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возможностям.
Вторая серия — "Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена
по принципу контрастного сопоставления музыкально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается "перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с собой, принятие в себе всех присущих людям проявлений.
Третий цикл упражнении построен на взаимодействии с партнером. Он начитается с серии "Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жестами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу "ТЫ и Я". Она называется "Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упражнения к другому), а также в синхронизации движений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип прикосновения, который партнеры реализуют творчески: выстраивают взаимодействие с учетом ответных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше "открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свободнее переживать и выражать свое отношение к другому.
Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу "МЫ", как бы завершая оборот развития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое "Я" индивидуальность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность свободных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем предыдущим ходом тренинга, в результате накопления некоторого опыта взаимодействия и взаимопонимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, переживаниями и способами взаимодействия.
Описание упражнений
Разминка (вводное упражнение)
Рекомендуется начинать с нее каждый день тренинга (особенно первый и второй). Цель разминки — создать у участников нужный эмоциональный настрой на движение с музыкой; "разогреть" все тело и подготовить его к последующей работе; сбросить накопившееся напряжение, расслабиться. Кроме того, разминка помогает тренеру выявить репертуар движений участников, и в случае необходимости он может предложить (с помощью собственного показа) некоторый их набор для расширения, обогащения этого репертуара.
В зависимости от задач, которые преимущественно решаются в разминке (обращение репертуара движений или выявление его объема у участников), тренер может давать разные инструкции: двигаться в соответствии с предлагаемым образцом или "кто как хочет".
Продолжительность разминки 15-20 минут. Она выполняется под запись нескольких, следующих
друг за другом (без пауз), разнохарактерных инструментальных произведений, преимущественно современного эстрадного стиля, более или менее близкого к повседневно звучащей и привычно воспринимаемой музыке. Это позволяет достаточно легко и естественно перевести участников с разным уровнем музыкально-двигательной подготовки к последующим упражнениям, выполняемым под музыку иных направлений и стилей.
Движения в разминке ориентируются на характер звучащей музыки и могут включать элементы качания, топания, трясения, хлопания, потягивания, маховых движений и т.п., помогающих сбросить мышечное напряжение. В ходе разминки возрастает физическая нагрузка за счет перехода от спокойного шага к бегу, а затем к прыжкам, а также благодаря постепенному увеличению амплитуды, динамики движения, все более активному участию в целостном движении корпуса (шеи и плеч). При этом каждый участник дозирует для себя нагрузку самостоятельно. В конце разминки (на последней музыкальный фрагмент) выполняются спокойные покачивания, уменьшающие интенсивность движения, позволяющие восстановить ровное дыхание.
После разминки дается упражнение на расслабление, или "отдых" (лежа на спине в позе "звезды"), которое может сопровождаться не громкой спокойной музыкой. Затем можно предложить участникам обсудить свои ощущения, впечатления, замечания в ходе разминки и позже, в процессе расслабления.
Цикл упражнений групповые "ритуальные танцы"
Общая процедура работы с упражнениями:
— показ и разучивание основных движений танца, мелодии и текста,
— пробное исполнение танца с пением (звукоподражанием);
— разъяснение нюансов исполнения, краткий рассказ о ситуации, в которой исполняется тот или иной танец, создания у участников соответствующего образного представления, а также — объяснение, что делать после окончания танца;
— собственно исполнение танца как развернутого действия;
— самонаблюдение в состоянии расслабления и молчания (остаться стоять в кругу, расцепив руки и закрыв глаза, или, опустившись на пол, лечь на спину в позе "звезды");
— обсуждение участниками своих впечатлений.
I.I. Танец "Мать-Земля" (стилизация под ритуал)
Исполняется под аккомпанемент бубна.
Участники располагаются общим кругом, левым боком к центру.
Основное движение — переменный приставной шаг друг за другом вправо по кругу: шаг правой ногой вперед — левую приставить и т.д. При этом шаг выполняется на присогнутых ногах, всей стопой в пол, с топанием. Важно, чтобы было ощущение плотного соприкосновения стопы с землей
Ритуалы древних племен, посвященных Земле, исполнялись на открытом твердом грунте. Когда исполнители танцевали, топая ногами в землю, поднималась пыль. Со стороны это воспринималось, будто источается сила земная; танцоры как бы купаются в ней и впитывают ее. Чем сильнее удары ног в землю, тем выше поднимается пыль, тем больше силы отдает Земля. Чем ниже приседают танцоры, тем ближе они к Матери-Земле, тем раньше встречают они силу земную и тем сильнее становятся.
Тренер стоит в центре круга с бубном в руках. После вступительных 4-х ударов участники начинают танцевать, сопровождая движения пением первой партии в один голос (темпоритм задается тренером на бубне). Постепенно танцоры могут добавлять к основной мелодии подголоски, импровизировать в ритме шагов или хлопков (в ладоши, по корпусу, ногами), "вплетая" их в основу общего равномерного ритма. Почувствовав "включенность" участников в общее действо, тренер начинает вести вторую песню на фоне первой, которую продолжают петь танцующие в кругу. Постепенно они, по одному присоединяются к партии ведущего, и таким образом, получается наложение двух текстов, при котором преобладает то один, то другой. Танец исполняется с многократным повторением заданных текстов, развиваясь самопроизвольно, (почти) без руководства тренера, пока постепенно не затихает.
Исполняется под аккомпанемент ритмического музыкального инструмента (бубен, маракас).
Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за руки (внизу). Основное движение — приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево — правую приставить, левой шаг влево — правую приставить и т.д.
Тренер стоит в центре круга и на бубне дает вступительные 4/8 ударов, после чего участники начинают одновременно движение и пение (в оригинальном варианте). Во время исполнения танца тренер аккомпанирует на инструменте равномерными ударами, лишь изменяя динамику (громкость), слегка ускоряя или замедляя темп. Этим он как бы "заводит" исполнителей, способствуя их вовлеченности в действо. Затем на фоне звучания оригинального текста тренер начинает петь русский вариант, и участники постепенно, присоединяются к его партии. Таким образом, могут одновременно звучать оба варианта или преобладать то один, то другой из них. В этот момент тренер "отпускает" исполнение из-под своего руководства и позволяет ему развиваться самостоятельно, пока, наконец, танец сам собой не сойдет "на нет".
Участники располагаются общим кругом, лицом в центр. Начинают с небольших, спокойных качаний вперед-назад (стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру — от центра. При этом движение вперед, к центру круга, сопровождается звукоподражанием "ш-ш-ш" и плавным выведением рук вперед, а отход с беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно — громкость своих голосов, переходя на звук "а-а-а" (озвученный вдох). Достигнув кульминации упражнения, они — так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное качание на месте вперед-назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов ("а-а-а" переходит в "ш-ш-ш"), пока окончательно не смолкнет. (Тренер может выполнять упражнение вместе со всеми, стоя в общем кругу).
Сложность и условие эффективности этого упражнения заключается в том, чтобы качания и продвижения вперед-назад выполнялись, как гармонические колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где происходит смена направления продвижения) должен быть не резким рывком, а выполняться с постепенным ускорением шагов, так же как и приход в крайнюю точку — не резкая остановка, а постепенное замедление шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начинали замедлять движение за несколько шагов. Выполнение упражнения в круговом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу).
Очень важно, чтобы движения выполнялись всеми участниками синхронно и сохранялась целостность круга на протяжении всего хода упражнения.
Примечание (ко всем трем упражнениям-танцам)
Важно, чтобы голос каждого участника звучал свободно, без форсирования громкости (не "на связках", а "от диафрагмы"), создавая в теле ощущение вибрирующего воздушного столба.
Цикл "погружение в себя"
Серия упражнений "Вырастание "
Большинство из предлагаемых упражнений выполняются очень медленно, плавно, с перетеканием движений из одной позы в другую, без рывков и остановок. Такой характер движений помогает сконцентрироваться на своих эмоционально-телесных ощущениях, проживая их как протяженный во времени, непрерывный поток — в соответствии с принципом "здесь и теперь".
Общая процедура работы с упражнениями:
— пояснение основного принципа движения, его образности;
— выполнение участниками упражнения (с музыкальным сопровождением);
— расслабление лежа на полу (в позе "звезды") и самонаблюдение;
— обсуждение впечатлений в общем кругу.
2.1. Упражнение "Танец на полу"
Исполняется под запись (медитативной) музыки, которая ассоциируется со спокойным журчанием воды, звучанием струящегося водного потока. Продолжительность упражнения с музыкой — 7-10 минут.
Участники размещаются по всему свободному пространству так, чтобы между ближайшими соседями было расстояние не менее двух метров (но чем больше, тем лучше), опускаются на пол: в положении лежа или сидя.
С началом звучания музыки каждый начинает двигаться очень медленно, плавно, всем телом: перекатываясь, сворачиваясь, разворачиваясь и т.п., — так, как хочется. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.
Движения могут ассоциироваться со спокойным колыханием водоросли в потоках воды, с неторопливым перемещением амебы за счет перетекания клеточной жидкости в ее "теле".
2.2. Упражнение "Пьяный танец"*
Исполняется под запись легкой, плавной, неторопливой музыки. Продолжительность 7-10 мин.
Встать ровно, чуть расставив ноги в стороны и подогнув колени, максимально расслабить все тело и сделать легкое вращательное движение нижней частью туловища, после чего отпустить свое тело на волю самопроизвольных движений. Постепенно начнут вращаться все суставы, задвигаются в разные стороны руки, ноги, кругообразно станет перекатываться голова. Чтобы не сбилось дыхание, живот должен быть максимально расслаблен.
Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами
Важно почувствовать плотное соприкосновение обеих сгон с землей и удерживать внимание на этом ощущении до конца упражнения.
2.3.Упражнение "Падение"
Выполняется без музыки, в несколько этапов, с постепенным усложнением. Каждый вариант упражнения выполняется по несколько раз. Когда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному.
а) Стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда "поведет тело". Как правило, падение идет с закручиванием, по спирали. Упражнение очень похоже на то, как играют (кружатся) дети.
б) Встать в полный рост. Полностью расслабив тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте упражнения).
в) Встать в полный рост. Подпрыгнуть вверх и мягко упасть на пол (приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).
г) Встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей. Оттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол (мягко приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).
Отношение человека к физическому падению отражает то, как он воспринимает жизненные "падения", т.е. неудачи: насколько боится их и насколько тяжело из них выходит. Важно понять, что травму вызывает не само падение, а сопротивление ему, ограничивающее естественную телесно-психологическую приспособляемость человека к ситуации. Способность видеть в падении необходимые компоненты развития укрепляет уверенность человека в себе и его доверие к себе.
2.4. Упражнение "Равновесие-парение"
В том, как человек удерживает равновесие тела при малой площади внешней опоры, видно, насколько он внутренне уравновешен, уверен в себе и самостоятелен в тех ситуациях, когда не на что (или не на кого) опереться. Упражнение направлено на выявление и развитие этого качества.
Исполняется под запись спокойной, плавной музыки, воссоздающей образ высоты, небесного простора. Продолжительность упражнения с музыкальным сопровождением 7-10 минут.
Выполняется в положении стоя: либо на одной ноге, с опорой на всю ступню, либо на полупальцах (т.е. на носочках, на цыпочках) обеих ног. Движения выполняются медленно, плавно, без рывков и остановок, как перетекания из одной позы в другую. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.
Попытаться воссоздать в теле ощущение внутренней опоры, центра тяжести (на уровне пупка); почувствовать свое парение над землей, как летящая птица, опирающаяся распахнутыми крыльями на воздушный поток.
2.5. Упражнение "Синтез"
Исполняется под запись спокойной музыки. Продолжительность 10 минут. Это — танец-импровизация с использованием всех тех принципов движения, которые осваивались в предыдущих упражнениях данного цикла.
Возможные вопросы для общего обсуждения:
— Что вы чувствовали, выполняя то или иное упражнение?
— В каком упражнении вы чувствовали себя наиболее (наименее) комфортно"?
— Какие принципы движения вы использовали в "Синтезе" чаще (реже)?
— Как вы ощущаете себя сейчас, после серии упражнений? Отличается ли ваше настоящее состояние от того, что было перед ее началом? Если да, то чем?
Серия упражнений "Эмоциональные состояния"
Серия состоит из 6-7 упражнений, каждое из которых представляет собой выражение в движениях под музыку какого-либо эмоционального состояния. Последовательность упражнений выстроена таким образом, чтобы передаваемые эмоции как бы бросали исполнителей "из огня в воду", как часто это и происходит в реальности: человек, переживая то или иное состояние, не предполагает, какая эмоция захватит его в следующий момент и как это проявится во вне. Последнее упражнение — примиряющего характера, располагающего к тому, чтобы человек, переживший контрастные эмоциональные состояния, может быть и не всегда приятные, принял бы себя во всех проявлениях, целиком и примирился с собой. Продолжительность каждого упражнения до 5 минут.
Предлагается следующий музыкальный репертуар:
— Л.Бетховен. Лунная соната 1-я часть;
— Ж.Бизе. Вступление к опере "Кармен";
— Г.Гендель. Ария (из кантаты "Dettingen Те Deum");
— С.Прокофьев. Пляс Северьяна (из балета "Сказ о каменном цветке")
— П.Чайковский. Осенняя песнь (из цикла "Времена года");
— А.Глазунов. Прелюдия (Прелюдия и фуга для органа);
— Дж. Каччини. Ave Maria. Процедура работы с упражнениями:
— Инструкция перед началом серии: двигаться так, как подсказывает музыка, т.е. попытаться выразить во внешних движениях те чувства и настроения, которые возникают под ее воздействием; упражнения следуют друг за другом с небольшими паузами, в которые каждый участник находится "один на один" с собой, пытаясь осмыслить возникшие у него эмоции.
— Выполнение участниками упражнений одно за другим с паузами молчания и самонаблюдения (тренер не вмешивается в этот процесс с вопросами, комментариями)
— Расслабление лежа на полу и самонаблюдение (проводится на усмотрение тренера).
— Обсуждение впечатлений в общем кругу. Цикл "взаимодействие с партнером"
Серия упражнений "Встречи"
Общая особенность упражнений этой серии состоит в том, что участники двигаются (шагом) по всему свободному пространству. В процессе такого движения они периодически встречаются друг с другом и, почти не задерживаясь, лишь обменявшись одним-двумя (заданными) жестами, идут дальше. При этом обязательно ритм шагов соотносится с ритмом звучащей музыки.
Процедура работы с упражнениями:
— объяснение и показ тренером основного принципа движения;
— выполнение упражнения с музыкальным сопровождением,
— разъяснение(при необходимости), уточнение нюансов движения и повторное исполнение упражнения с музыкой;
— обмен впечатлениями в общем кругу.
3.1. Упражнение "Встречи на улице"
Исполняется под запись музыки: Б.Троцюк. Дорога к счастью; Б.Зинкин День добрый (исп. ВИА "Мелодия").
На первый музыкальный фрагмент участники ходят врассыпную, стараясь не задевать друг друга; при этом они могут контактировать взглядом с ближайшими "прохожими". На второй музыкальный фрагмент (следующий за первым без паузы) все продолжают ходить так же, врассыпную, но при встречах обмениваются рукопожатиями (правой или левой рукой) с обязательным контактом глазами.
В процессе обсуждения можно обратить внимание участников на то, что ускоренный темп взаимодействия (как в данном упражнении) провоцирует поспешность, а следовательно, поверхностность общения; при этом сокращаются дистанции между партнерами, которые невольно вторгаются в личные пространства друг друга, в результате создается более или менее ощутимый дискомфорт, проявляющийся внешне как взбудораженность, смешливость.
3.2. Упражнение "Встречи с поклонами"
Исполняется под запись музыки: В.Моцарт. Andante. Кассация № 1 соль мажор.
В упражнении моделируется ритуальное общение: "светские" приветствия на придворном балу. Участники спокойным шагом двигаются в разных направлениях, каждый сам по себе; слегка разведенные в стороны руки как бы лежат поверх пышных одежд. Такое положение рук "раздвигает" личное пространство каждого. При встрече "приглашенные на бал" раскланиваются друг с другом и затем идут каждый в свою сторону, до встречи с новым партнером.
Перед упражнением можно предложить участникам понаблюдать за своими ощущениями во время поклонов, используя разные варианты контакта глазами; например, можно смотреть на партнера в течение всего времени взаимодействия или только до и после поклона (а при самом поклоне опустить глаза вниз).
3.3. Упражнение "Передача предмета (шарика)"
Исполняется под запись музыки: Л.Бетховен. Andante cantabile (фрагмент). — Соната № 8 до минор "Патетическая".
Перед началом упражнения половине участников раздаются небольшие пластмассовые шарики.
В упражнении моделируется характер общения по принципу близости (Э.Берн "Игры, в которые играют люди") различает 5 форм взаимоотношений, из которых близость — наиболее сложная и ценная: она требует от партнеров взаимной открытости, доверия, чуткости, уважения).
Участники спокойным шагом двигаются в разные стороны, по всему залу. Тот, у кого есть шарик, держит его перед собой на ладони, вытянув руку вперед, тем самым выражая желание "подарить" его другому. При встрече с тем, у кого нет в руке шарика, первый протягивает ему свой, как будто преподносит дар (отдает и идет дальше). Второй, приняв дар, в свою очередь, передает его тому из ближайших к нему участников, у кого руки пусты. И так далее.
Сложность упражнения — в том, чтобы прочувствовать жест преподнесения дара, наполнить его личностным смыслом, при котором передаваемый предмет (шарик) может символизировать душевное тепло, добрую энергию дарителя. Когда тот, кто отдает шарик, проживает это действие как дарение чего-то светлого, идущего от души, тогда принимающий мгновенно понимает это по выразительным микро-движениям. У обоих возникают ощущения душевного соприкосновения, которое, несмотря на свою кратковременность, успевает быть прочувствованным. Если же отдающий не проживает свое действие как дарение, то оно теряет смысл, и партнеры начинают испытывать взаимную неловкость. В том и состоит особенность общения по принципу душевной близости, что здесь нельзя спрятаться за "форму"; сама форма общения такова, что она либо живет с наполняющим ее содержанием, либо умирает вместе с ним, т.е.перерождается в пародию, фарс.
Эмоционального проживания "дарения" можно достичь, выстроив определенным образом внешние движения: перенести тяжесть тела на передние части стоп и всем телом тянуться за рукой, на ладони которой лежит шарик; рука при этом мягко выведена перед собой (без выпрямления локтя), а подбородок чуть приподнят. Человек, принимающий дар, берет шарик очень бережно, как хрупкую драгоценность. При выполнении этих движений у взаимодейтсвующих партнеров, как правило, непроизвольно появляются выразительные движения
взаимной благодарности: во взглядах, поклонах, — а также радость и удовольствие от выполнения этого упражнения.
Серия упражнений "Прикосновения"
Упражнения выполняются в парах. Особенность большинства из них в том, что все движения выполняются очень медленно, неспешно, как в замедленной съемке, чтобы каждый ракурс, жест, взгляд успевали быть прожитыми, прочувствованными.
Процедура работы с упражнениями:
— объяснение и показ тренером основного принципа движения;
— выполнение упражнения с музыкальным сопровождением в паре: один выполняет роль ведущего, другой — ведомого; затем партнеры меняются ролями, и упражнение повторяется;
— обсуждение партнерами своих впечатлений от взаимодействия;
— (на усмотрение тренера) смена партнеров; упражнение проводится в новом составе, и партнеры обсуждают свои впечатления;
— обсуждение в общем кругу.
3.4. Упражнение "Доверие" ("Слепец и поводырь")
Исполняется под запись: П.Чайковский. Спящая красавица: Панорама.
"Слепец" с закрытыми глазами перемещается по свободному пространству в любом направлении, куда хочет, и соотнеся движения с музыкой, просто ходит или танцует. "Поводырь" находится рядом и не прикасается к "слепцу", пока нет необходимости изменить направление движения. Когда же возникает вероятность столкновения с другими парами, препятствиями или стенами помещения, ведущий, предвосхищая эти столкновения, своевременно помогает ведомому переменить направление, стараясь минимальным числом прикосновений повернуть его в "безопасную" сторону. Иначе говоря, задача "поводыря" — создать условия, чтобы "слепец" освоился в "пустоте неограниченного пространства".
3.5. Упражнение "Знакомство"
Исполняется под запись музыки: А.Вивальди. Adagio. Lfrgo -- Концерт \г°1 соль минор.
Основной принцип взаимодействия — партнеры постоянно соприкасаются кончиками пальцев (каждый — либо одной, либо обеими руками) и стараются все время смотреть друг на друга (но не всегда "глаза в глаза"). Ведущий задает движение, ведомый подчиняется его инициативе; в целом их взаимодействие напоминает очень замедленный танец. Например, партнеры, все время сохраняя контакт кончиками пальцев, то неторопливо сближаются, подняв одноименные руки, как арку, то отдаляются, едва дотягиваясь руками друг до друга; ведущий поворачивает ведомого, как будто рассматривает его со всех сторон, любуется им или ведет его за руку то в одну, то в другую стороны и т.п.
Атмосфера упражнения-танца символизирует ситуацию знакомства в реальной жизни: здесь каждое движение, как реплика в разговоре, и каждый новый взгляд, каждый жест, изменение ракурса сообщают внимательному "собеседнику" много информации о человеке.
3.6. Упражнение "Музыкант и инструмент"
Исполняется под запись музыки: С.Вайс. Сарабанда. — Сюита ля мажор, оригинал — Сюита для лютни. Переложение для гитары М. Попсе.
Ведущий — "музыкант" — прикасается к партнеру пальцами рук мягким "подталкивающим" движением (как бы задевая струну музыкального инструмента): то тронет его руку, то плечо, то голову и т.д. Ведомый — "инструмент" — стоя на месте с закрытыми глазами, откликается на каждое такое прикосновение ответным движением, напоминающим плавный "всплеск", который (как звук задетой струны) постепенно затихает, "тает", ("отвечает", главным образом, та часть тела, к которой прикоснулся "музыкант", но "волна" этого отклика, менее заметная, распространяется по всему телу).
Задача "музыканта" — выявить возможности "инструмента", чтобы он "зазвучал", показал свою индивидуальность. Задача "инструмента" — чутко откликаться на прикосновения "музыканта", полностью подчиняясь ему, не пытаясь выступать с собственной инициативой или "помогать" партнеру, угадывая его следующие действия: главное — предоставить "музыканту" возможность свободно импровизировать в "игре на инструменте".
3.7. Упражнение "Подари прикосновение"
Исполняется под запись музыки: Ж.Визе — Р.Щедрин. Сцена. Торреро и Кармен. — Кармен-сюита.
Ведущий использует различные способы прикосновений к телу партнера (скользящие, фиксированные, точечные, плотные, давящие, мягкие и др.). При этом он чутко воспринимает реакцию партнера на то или иное прикосновение: приятно оно, принимается или нет. Если ведомый "отвечает" неприятием, то прикосновение больше не повторяется. Задача ведущего — выявить диапазон прикосновений, которые приятны партнеру.
Ведомый (стоя на месте с закрытыми глазами) откликается на прикосновения ведущего, но при этом не использует никаких "крупных" движений, его реакция, скорее, выражается в непроизвольных микродвижениях: напряжении или расслаблении мускулатуры, свободе или стесненности дыхания, общем характере позы и др. Причем ему не следует пытаться обдумывать эти движения. Его задача — позволить своему телу свободно реагировать на воздействия партнера и отстраненно наблюдать за своим эмоциональным состоянием.
3.8. Упражнение "Научи прикосновению"
Исполняется под запись музыки: А.Вивальди. Adagio. — Концерт №3 фа мажор "Осень"; Adagio. — Концерт №8 ре минор.
Ведущий показывает партнеру то или иное прикосновение, которое сам хотел бы "получить". Ведомый повторяет прикосновение, как бы возвращая его ведущему. Если ведущему кажется, что партнер не точно воспроизводит прикосновение, то он показывает его повторно, стараясь обратить внимание на нюансы движения. Сам факт такого повторения призывает ведомого быть более чутким при восприятии и более точным при воспроизведении жестов.
Если ведущий чувствует, что ведомому неприятно воспроизводить то или иное прикосновение, от него (и подобных ему) следует отказаться.
3.9. Упражнение "Приятие" ("Объятие")
Исполняется под запись музыки: Г.Гендель. Andante ma non troppo. — Концерт для альта с оркестром си минор.
Ведущий обнимает партнера и слегка покачивает его из стороны в сторону, как бы убаюкивая (позиции для объятий могут быть самыми различными: лицом к лицу, с боку, со спины, — и могут меняться несколько раз на протяжении выполнения упражнения). Ведомый (стоя на месте в полный рост, с закрытыми глазами) поддается ритму укачивания, по возможности максимально расслабляясь; он может положить голову на плечо ведущему, но не обнимает его. (Ведущий при желании сменить позицию относительно ведомого, мягко прекращает укачивания, затем, осторожно поддерживая его голову, возвращает ее в обычное положение, перемещается в другую позицию, снова обнимает партнера, склоняет его голову к себе на плечо и возобновляет укачивания). Периоды укачивания — достаточно продолжительны; смены позиций — не часты.
3.10. Упражнение "Близость"
Близость здесь понимается не как отсутствие дистанции между телами партнеров, но как созвучие, соприкосновение душ, "настрой на одну волну". Порой, общение без тактильных прикосновений гораздо более ярко выявляет подобную близость.
Исполняется под запись музыки: Б.Марчелло. Adagio. — Концерт до минор для гобоя и оркестра.
Ведущий взаимодействует с партнером на некотором расстоянии от него: не дотрагиваясь до его тела, но как бы прикасаясь к его "ауре". Ведомый (стоя па месте с закрытыми глазами) реагирует на дистантные прикосновения непроизвольно, т.е. так, как "просит его тело" (мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т.п.).
Задача ведущего — попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого — отследить, ощущаются ли им дистантные прикосновения, выполняемые ведущим, и понаблюдать за собственным самочувствием в процессе выполнения упражнения.
3.11. Упражнение "Танец с зеркалом"
Исполняется под запись музыки: В.Моцарт. Минуэт. — Симфония № 40 соль минор.
Ведущий танцует, соотнося движения с музыкой и глядя на своего партнера, как на собственное отражение в зеркале (ведущий может продвигаться в пространстве в разные стороны, поворачиваться, менять ракурсы, но обязательно фиксирует взгляд на своем "отражении"). Ведомый старается точно воспроизвести движения ведущего по принципу зеркального отражения. Можно использовать прием, при котором ведущий синхронизирует свои движения с собственным дыханием. Например, поднимает руки при вдохе, а опускает при выдохе. Тогда ведомый, отражая его движения, и дышать будет в едином с ним ритме. В этом случае легче и быстрее удается достичь эффекта "зеркала".
3.12. Упражнение "Синтез" (соответственно в парах)
Исполняется под запись музыки: К.Глюк. Мелодия. — Орфей и Эвридика.
Партнеры взаимодействуют друг с другом, танцуя, используя все приемы невербального общения, которые прорабатывались в предыдущих упражнениях, и при этом обязательно соотносят свои движения с музыкой. Здесь нет предварительно фиксированных ролей ведущего и ведомого. Инициативу берет на себя то один, то другой, и такое общение напоминает обмен репликами в разговоре.
Цикл "совместное творчество в группе"
4.1. Упражнение "Организм" ("Механизм")
Исполняется под запись музыки: М.Равель. Болеро.
Танец начинает кто-то один, импровизируя иод музыку (стоя на месте или перемещаясь в пространстве). К нему присоединяется другой, "подстраивая" свои движения к движениям первого. Таким же образом в танец вступают (но одному) все остальные, и каждый находит свое место в этом едином организме и соотносит свои движения с другими исполнителями, стараясь при этом использовать возможности индивидуально-пластического творчества.
4.2. Упражнение "Встретились два существа"
Исполняется без заданного звукового сопровождения
Перед группой ставится задача: придумать и показать ситуацию (сценку), как встретились два (три) существа, и чем это закончилось. Условие: каждое существо воплощается несколькими участниками. При этом надо показать пластические особенности каждого существа, их реакцию друг на друга, взаимодействие, используя выразительные движения, шумовые и голосовые звуки, вокализации, которые и составят естественное "музыкальное" сопровождение данного упражнения.
4.3. Упражнение "Жизнь эмоций"
Исполняется без заданного звукового сопровождения.
Группе предлагается передать с помощью выразительных движений не менее четырех эмоций (на выбор: интерес, удивление, радость, печаль, гнев, страх) — но не изолированно одна от другой, а последовательно, чтобы каждая последующая эмоция "вытекала" из предыдущей (очередность их определяется общим замыслом участников). При этом каждую эмоцию интересно передать в развитии: ее зарождение, нарастание, кульминацию и спад (или внезапный переход в другую эмоцию). В качестве "музыкального" сопровождения используются шумовые и голосовые импровизации (звукоподражания, вокализации и пр.).
Предпочтительней не показывать конкретные события с конкретными персонажами, а по возможности абстрагировать, символизировать ситуацию, чтобы эмоции предстали как бы "в чистом виде": как некие субстанции или разные "стихии". Однако право выбора, каким образом воплотить замысел, остается за группой.
Можно разбить группу на подгруппы в 10-15 человек, каждая из которых разрабатывает свой замысел и затем по очереди "выступают" друг перед другом.
Процедура работы с последующими упражнениями:
участники слушают запись музыки (лежа на спине с закрытыми глазами), при этом каждый наблюдает за возникающими в его воображении картинами, образами (названия произведений и упражнений не даются);
— все обмениваются своими впечатлениями от музыки; по решению группы либо вырабатывается общий замысел совместного танца, либо участники соглашаются импровизировать под звучащую музыку;
— группа исполняет упражнение (совместный творческий танец) под музыку;
— общее обсуждение после упражнения проводится по усмотрению тренера.
4.4. Упражнение "Фантазия"
Исполняется под запись музыки: К.Дебюсси. Облака.
Если группа работает активно, с интересом, то тренер старается пг вмешиваться в процесс.
В противном случае, если группе не удается воодушевиться на разработку и воплощение общего замысла, тренер может прийти на помощь и предложить следующее. Участники берутся за руки и перед началом упражнения выстраиваются общим кругом (или спиралью, или "змейкой" — на выбор). Под музыку они начинают неторопливо двигаться, кто как хочет, перемещаться в пространстве от одного участника к другому, ио при этом обязательно сохранять связь, держась за руки (в неудобных для движения положениях руки можно расцеплять и держаться за плечи, торсы других исполнителей).
4.5. Упражнение "Чего на свете не бывает"
Исполняется под запись музыки: Э.Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов.
Здесь — в качестве подсказки — тренер может предложить участникам двигаться, как фантастические существа, используя пластику, не свойственную человеку в обыденной жизни.
4.6. Упражнение "Свет и тень"
Исполняется под запись музыки: Б.Петров. Вступление. Отвергнутые. Танец протеста. Адажио. — Рок-балет "Память".
Участники импровизируют танец, стараясь максимально использовать опыт, наработанный в ходе тренинга.
В заключении проводится обсуждение итогов тренинга в общем кругу.
Примечание
— Предложенная здесь музыка может быть заменена другими произведениями, аналогичными но характеру и продолжительности звучания.
— Приведенные упражнения (особенно индивидуальные и парные) можно использовать не только в рамках тренинга, но и выборочно. Если занятия с группой ведутся в течение длительного периода, то упражнения можно повторять с целью все большего развития тех или иных психо-физических качеств.
3.4.Размышления об этике соматической психотерапии.*
Вступление
Эта статья отвечает на потребность в формировании этических стандартов в области телесной терапии. Она адресована как консультантам и психотерапевтам, пользующимся телесными методами в своей практике, так и более широкому терапевтическому сообществу. Авторы намерены сделать доступнее информацию в этой области, чтобы усилить осознание этических соображений и развивать соответствующие этические стандарты в практике.
Соматические подходы в консультировании и психотерапии становятся ведущими. В Северной Америке и Европе в настоящее время уже более пяти лет существует около 52-х институтов с обучающими программами.
Включение тела в понимание психологического развития личности относительно ново для западного мира. В разных аспектах этого подхода уже проведено некоторое количество исследований, но по мере роста данной области растет необходимость в них. Эта статья определяет некоторые важные направления развития этических соображений.
Соматические подходы требуют дополнительных и более четких этических стандартов, чем обусловленное консультирование и психотерапия, поскольку:
* Ian Macnaughton, Ph.D., R.C.C., Marianne Bentzen, M.A., Enc Jarlnaes, M.A. Ethical Consideretion in Somatic Psycotherapies, "Energy and Character", Vol.24,№2. Перевод с англ. М.Булыгиной
а) есть специфика природы прикосновения и личных границ;
б) в следствии способности соматических подходов преодолевать "полезные" защиты и способности , что часто вызывает реакцию более мощную и драматическую, чем в других случаях.
Эта статья анализирует специфические соображения, исследует соответствующие альтернативы и дает специфические этические рекомендации для тех, кто использует соматические подходы. Формулирование конкретных этических формул находится за пределами данной статьи. Данные руководства предназначены для увеличения и расширения этических соображений в профессиональном консультировании и психотерапии.
Обзор природы вопроса
Основной фокус этики соматических подходов направлен на границы. Телесная психотерапия выводит на уровень осознания такие аспекты бессознательного скрытого процесса, происходящего между клиентом и терапевтом, которые неразличимы или сложны для опознания в вербальной терапии.
В телесную терапию можно войти без подключения реального прикосновения. Для таких случаев проще сформулировать этические соображения и следовать им. Когда терапевт просит клиента направить его осознание на дыхание, телесные ощущения или переживания — нет необходимости в реальном прикосновении, как и в случае, когда клиента просят усилить имеющееся напряжение или расслабить конкретные области тела.
Сложнее случаи телесной терапии, в которых используется прикосновение. Это требует большей предосторожности и необходимо убедиться в полном соблюдении этических моментов. Эта статья привлекает внимание к этике телесной терапии в самом широком смысле. Европейская ассоциация Телесных терапевтов (ЕАТТ) создала практические стандарты, этические коды, определения телесной терапии и критерии компетентности терапевтов. Эти определения и критерии упоминаются здесь для того, чтобы стал яснее смысл телесной терапии и можно было задуматься о сфере применения телесной терапии и о том, каковы сферы компетентности ЕАТТ.
"Прямо или косвенно, психотерапевт работает с личностью , представляющей собой воплощение интеллектуальной, эмоциональной и духовной жизни. Психотерапевт поддерживает как внутренние процессы саморегуляции, так и точное восприятие внешней действительности.
Работа психотерапевта делает возможным осознание, понимание и интеграцию таких аспектов личности, которые казались чуждыми.
Чтобы способствовать переходу от отчужденности к целостности, телесный терапевт должен обладать следующими качествами:
1. Способностью интуитивно ощущать и воспринимать здоровое направление развития человека.
2. Пониманием разных аспектов нерешенных конфликтов, происходящих из детства или от хронической разделенности разума и тела.
3. Способностью к системному восприятию и специфической чувствительности к взаимовлиянию:
а. Сигналов тела: изменений вегетатики; мышечного напряжения и расслабления; блокирования и интеграции энергетики; пульсаций; этапов усиления функций естественной саморегуляции.
б. Феноменов психодинамики переноса, контрпереноса, проекции, защитной регрессии и различных видов сопротивления.
Более непосредственное включение тела в терапевтический процесс, особенно через прикосновения, может вызвать перенос, затрагивающий сексуальность и проблемы границ.
Типы прикосновений, как и то, как, к чему и когда прикасаться — все это будет предметом следующей статьи. Всё это может вызывать разные отклики клиента. В настоящей статье краткое введение в тему прикосновений поможет читателю понять сложность этой темы.
Граница в отношении прикосновений означает, что руки терапевта прикасаются твердо и четко. При неотчетливом прикосновении теряется ощущение границы. Например, когда своей ладонью вы прикасаетесь к ладони клиента и какое-то время держите руки так, то со временем ощущение границы между их двумя поверхностями пропадает. Две ладони как бы сливаются в одну. Если терапевт намеренно идет на это, то такое прикосновение мы называем неотчетливым, слитным.
Эротическое прикосновение содержит сексуальный призыв, выражаемый в ясных движениях руки терапевта. Нейтральное прикосновение не несет подобных сообщений; напротив, оно не говорит ни о чем, кроме того, что "прикосновение произошло".
Тема переноса в телесной терапии имеет свои особенности. Вот некоторые аспекты этого:
1. Потребность реализовать потенциальные возможности. Говоря об этом, Бернгардт и Бентзен (1991) отметили необходимость открыть клиенту новые ресурсы в прикосновении и в формировании первичного эго, которое в значительной мере базируется на телесном эго.
Прикосновение в терапевтическом процессе может обладать огромной мощью. Тип прикосновения, место и продолжительность может вызвать совершенно различные реакции; например, человек, жаждавший физического утешения, может разволноваться от мягкого и заботливого прикосновения. Это может вызвать сильную позитивную реакцию переноса. Если в прошлом этому человеку недоставало сплоченности в семье или в социуме, то появление такого переноса может затруднить поддержание душевного равновесия. В некоторых случаях терапевт может оказаться не готов к переносу такой силы и будет стараться уклоняться от прикосновений, несмотря на возможное появление контрпереноса.
2. Сексуальный оттенок. Очень важно, куда и к чему прикасаться, при любом подозрении на то, что у человека в прошлом был опыт неподобающего сексуального поведения. Очевидно, что прикосновение к любой эрогенной зоне недопустимо. Вдобавок, нужно проявлять особую осторожность при любых прикосновениях ко внутренней поверхности бедра. Не столь
очевидно, но в равной степени важно то, как прикасаться, то есть происходит отчетливое или слитное прикосновение, эротичное прикосновение или нейтральное.
3. Границы. Когда прикосновение является частью терапевтического процесса, клиент ощущает вторжение в личное пространство. Каждый переживает эго по-своему, в зависимости от предварительной договоренности относительно прикосновения, от типа, глубины и продолжительности прикосновения и чувствительное in терапевта. Очевидно, что необходимо получись согласие клиента на прикосновение.
4. Вопрос границ чрезвычайно важен. Взаимодействие между клиентом и терапевтом может дойти до глубокой интимности, то есть способность терапевта, воспринимать и отображать внутренние ощущения, может привести к тому, что клиент попадет в зависимость, а там проявится прежняя дисфункциональность, и при этом произойдет сильный перенос на кажущиеся магическими способности терапевта.
Терапевту необходимо обладать сильными навыками по распознаванию границ клиента и своих собственных. Если прикосновение необходимо, то определять, когда оно отчетливое, а когда слитное, когда эротичное, а когда нейтральное. Для терапевта так же необходимо осознавать, что происходит как с ним самим, так и его клиентом. Последующее рассуждение прояснит некоторые аспекты границ.
Физическая граница
В психотерапии играют роль разные гипы границ. Прежде мы склонны думать о границах в прямом смысле, то есть о физических границах. Примеры такой физической