Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действие с определенной окраской



Если попросить 10 человек выполнить одно и то же простое действие (например: поднять и опу­стить руку), мы увидим, что у многих это получи­лось похоже, но ни у кого не одинаково. Если попросить этих же людей совершить то же дей­ствие, придав ему определенный душевный оттенок, определенную окраску (например: осторож­ность), разница существенно увеличится. Кто-то, поднимая с осторожностью руку, почувствует лег­кое беспокойство, кто-то любопытство, кто-то на­стороженность, кто-то нежность.

Мы намеренно привлекаем внимание участни­ков к окраске действий, так как именно на нее ин­туитивно реагируют люди при взаимодействии (и именно о ней не пишут в книгах по языку телодви­жений).

 

Техники:

Хорошими техниками для работы с окраской действий и слов являются техники, описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированное психо­терапии":

1. Предмет по кругу.

2. Фраза по кругу.

3. Эмоция по кругу.

Участники по очереди "передают" друг другу при помощи прикосновения эмоцию. Существует не­сколько вариантов упражнения.

 

Вариант 1. Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, передает ее. Второй при­нимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник "настраивает­ся" на "передачу" своей эмоции и передает ее третьему. И т.д.

Вариант 2. Этот вариант напоминает детскую игру "Испорченный телефон". Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, все остальные — на "прием". Первый участник передает свою эмоцию второму, второй пе­редаст то, что он "принял", третьему и т.д. Обсуждение происходит, когда эмоция обо­шла весь круг.

Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается, когда:

— участники сидят в кругу с открытыми глазами;

— участники сидят в кругу с закрытыми глазами;

— участники лежат "звездой" (головы во внут­реннем круге);

— участники лежат "звездой" (головы во внеш­нем круге).

 

Психологический жест

Что происходит в нас, когда мы впадаем в отча­яние, рвем отношения, ускользаем от ответствен­ности, схватываем мысль, переживаем инсайт, ухо­дим в себя, пьянеем от счастья?

Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения на­шей души. Душевные или психологические жес­ты (ПЖ) являются источником жестов физичес­ких. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять-таки наше тело. Усиливая те или иные физические же­сты и ощущения (особенно те, которые неконгру­энтны произносимым словам, выполняемым дей­ствиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.

 

Техники:

1. Представление.

Участники становятся в круг.

"Пусть каждый по очереди представится, назо­вет себя (полным именем или уменьшительным, или вымышленным, или произнесет только фами­лию — как угодно) и сделает какое-либо движе­ние, созвучное вашему состоянию и самочувствию в данный момент. Все остальные внимательно на­блюдают. Затем этот же участник (уже вместе со всеми) повторяет сделанное".

После того, как все участники представятся по­добным образом, начинается групповое обсужде­ние виденного и слышанного.

 

2. Прислушивание к своим ощущениям в различных пж.

1. "Встаньте, Руки опущены вниз, близко к телу,

напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?"

2. "Сейчас вам будут показаны образцы различных ПЖ. Вам предлагается придавать своему телу положения, указанные на образцах и обращать внимание на все возникающие у вас при этом ощущения". При подготовке образцов использо­вались рисунки художника Н.В.Ремизова, приведенные в книге М.Чехова (см. список ис­пользованной литературы).

 

3. ПЖ "Закрытие".

"Вам дается ПЖ — "закрытие". Фраза: "Я хочу остаться один".

Сделайте частный жест, соответствующий "зак­рытию" для вас во фразе "Я хочу остаться один". Какая окраска возникла (Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что-то еще?) Я буду давать команды для изменений позы, а вы, вы­полняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле.

— Слегка наклоните голову вперед;

— Слегка согните колено правой ноги;

— Скрестите руки;

— Поднимите скрещенные руки к подбородку;

— Поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;

— Ладони рук поверните от себя;

— Чуть наклоните голову в сторону, чуть приподняв плечо с этой стороны;

Прислушивайтесь ко всем незначительным из­менениям, происходящим в вас! Сделайте любое, созвучное вам движение, соответствующее закры­тию для вас. Закройтесь. Побудьте наедине с со­бой".

 

4. ПЖ "Раскрытие ".

"Слушая музыку и прислушиваясь к себе, рас­кройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги".

 

5. Походка.

Упражнение отрабатывается в парах. Один уча­стник ходит, другой подмечает особенности его походки. Какие движения или напряжения не со­ответствуют создаваемому образу в целом? "На­блюдатель" делится своими наблюдениями с парт­нером, показывает ему подмеченный "сигнал" ("зеркалит" его). Просит его усилить этот "сигнал", утрировать движение или напряжение до тех пор, пока партнер не поймет, что за этим "сигналом" стоит (какой за ним образ, движение, ощущение, ПЖ). "Наблюдатель", помогая своему партнеру, "зеркалит" его движения.

 

6. Звук Имени - движение (упражнение Эриха Вестфаля — двигательная терапия детей и подростков, Германия).

 

Упражнение выполняется группами по 6-8 че­ловек.

Каждый участник называет свое имя и фами­лию. Все внимательно слушают звучание имени, его мелодику. Группа обсуждает, с какими движе­ниями и позами это имя ассоциируется (прини­мая во внимание характерные для него простые жесты, черты характера, манеру держаться, гово­рить). Группа выстраивает ПЖ участника, причем сам участник принимает в этом процессе активное участие; ему принадлежит право окончательного утверждения ПЖ.

После того, как ПЖ построены для каждого уча­стника группы, группа демонстрирует композицию

ПЖ, называя хором имя участника и выполняя созвучные ему и его имени движения.

 

7. Мой ПЖ.

Участникам предлагается нарисовать свой "при­вычный" ПЖ.

 

8. Скульптор и глина.

Группа разбивается на две части: "скульпторов" и "комочки глины". Упражнение отрабатывается в несколько этапов.

1 этап Участники, выполняющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают гла­за. Скульпторы выбирают себе комочек гли­ны, с которым они будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина — податлива, расслаблена, "принимает" и "держит" форму, которую при­дает ей скульптор. Скульптор лепит из гли­ны скульптуру человека, который исполня­ет роль глины. Скульптура называется "... (имя) и его проблема". Когда скульптура пол­ностью окончена, она застывает на несколь­ко секунд. Участник, исполняющий роль гли­ны, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.

2 этап Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это "... (имя) без его проблемы". Когда скульптура полностью окончена, она засты­вает на несколько секунд.

3 этап Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпто­ры выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее).

4 этап Участники, исполнявшие роль глины делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают с каким скульптором (какими двумя скульп­турами себя) они хотели бы работать.

5 этап Скульптор выстраивает свою первую скульптуру "... (имя) и его проблема" (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 этапа упражнения заключается в том, что "глина" теперь сопротивляется и "не хочет", чтобы из нее лепили "проблему". Если скуль­птору все же удается придать ей какое-то положение, она его "принимает". Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.

6 этап Участник, выполняющий роль глины (из положения полностью законченной скульп­туры), может "сбросить" свою проблему, ос­вободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру "без проблемы" (она не обяза­тельно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скуль­птор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.

7 этап Участники записывают приобретенный в упражнении опыт и, если хотят, могут обсу­дить его на группе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.