Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники



Редактор-составитель В.Ю.Баскаков

СВОБОДНОЕ ТЕЛО

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике

Институт общегуманитарных исследований

Москва 2004

УДК 615.8 ББК 53.57 Б 58

Редактор-составитель Баскаков В.Ю. Свободное тело М.: Институт Общегуманитарных Исследо­ваний, 2004 — 224 с.

 

Тело — это продолжение нашей психики. И воздей­ствуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, состав­ленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья

Диапазон содержания очень широк — от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фольклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.

Многие новейшие методы работы с телом рассматрива­ются впервые.

 

ISBN 5-88230-086-Х

© Составление, редакция, В. Баскаков

© Дизайн, Институт обще гуманитарных исследований,200 4

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Свободное тело

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взя­та нами из основного кредо алхимика: "Освобо­дить дух через материю и освободить материю че­рез дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. — М.: Новый Ак­рополь, 1995. — с.И) и отражает общее направле­ние действий в области телесно-ориентированной психотерапии — оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не парт­нерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивлять­ся той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом — в детстве. При том, что оно максимально нам непос­лушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия — ходьбу, езду на велосипеде. Но, осваивая его и ос­ваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благо­дарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, це­лесообразность. Догнать уходящий автобус с ру­ками, занятыми сумками, — о какой радости мо­жет идти речь? А впереди — старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, — нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами — био­синтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения ра­мок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классичес­кий массаж. Там тоже используется тело челове­ка. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять при­знаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсена­ле приемы работы с телом человека.

Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии — западный продукт, своей ме­тодологией базирующийся на позднем психо­анализе или критике последнего.

Для этого достаточно взять такие базовые кон­структы этой области, как представление о "мы­шечном панцире", "структуре характера", механиз­мах их образования.

Во-вторых, можно говорить о достаточно ограни­ченном числе приемов работы с телом этой области.

 

*Вспоминается, как в 80-е годы, в пору "запретности' психоанализа, большую позитивную роль в ознакомлении с концепцией психо­анализа сыграла книга "Марксистская критика психоанализа".

 

Конечно, можно придумать любой "но­вый" прием работы с телом человека, но по мере его применения — он или отпадет за нена­добностью, или, что поразительно, будет най­ден в несуществующей пока своеобразной "Зо­лотой книге приемов...".

В-третьих, этой области свойственна особая таб­лица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной' "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представ­лены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".

В-четвертых, за время существования телесно-ори­ентированной психотерапии сложился своеоб­разный ее язык. Попробуйте найти русский эк­вивалент понятию "facing" (от англ. face — лицо). "Пялинг"? "Мординг"? А понятиям "grounding" (от англ. ground — земля), "centring", "sounding"?

Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначаль­ному названию — телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижитель­но-оскорбительных "телеска" (попробуйте представить себе "эриксончик" вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "те­лесная терапия" (хирургия?, физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на вре­мя по местности с высунутым языком).

 

В.Баскаков, координатор Международной программы "Культура тела"

 

 

ГЛАВА 1

Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники

 

Биосинтез

Биосинтез — это направление телесно-ориенти­рованной (или соматической) психотерапии, ко­торое с начала семидесятых годов нашего века раз­вивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Се­верной и Южной Америке, Японии и Австралии.

Подход опирается на опыт:

1) эмбриологии — в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ по­лучил свою органическую основу;

2) райхианской терапии;

3) теории объектных отношений.

Впервые термин "биосинтез" использовал анг­лийский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внут­риутробной жизни.

Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла ре­шил применить этот термин для описания соб­ственного терапевтического подхода. Он также хотел подчеркнуть отличие своего метода от био­энергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж.Пьер-ракосом, и биодинамики — школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными фор­мами массажа для освобождения блокированной энергии.

 

*Статья написана В.Березкиной-Орловой и Г.Ченцовой на основе монографии D.Boadella "Lifestreams — An Introduction to Biosynthesis" (London,1987), статей из журнала "Energy and Character" и практи­ческих семинаров-тренингов в рамках Международной долгосрочной обучающей программы по биосинтезу (1994-1999гг.)

 

Термин "биосинтез" означает — "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.

Эти энергетические потоки связаны с тремя за­родышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

Из эндодермы впоследствии развиваются орга­ны пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, — поток эмоций. Эндо­дерма является органическим субстратом "ОНО" (как вегетативного источника энергии).

Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кро­веносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отве­чающий за позу, движения, действия. Мезодер­ма— органический субстрат той части "Я", кото­рая является координатором движений.

Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма — органический субстрат той части "Я", которая является интеграто­ром ощущений.

 

* Все три направления: биоэнергетика, биодинамика и биосин­тез — обладают общими корнями (райхианский анализ), однако имеют принципиальные различия.

 

Что касается "СВЕРХ-Я", у него нет органичес­кого (биологического) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.

Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегри­рованы и свободно корреспондируют друг с дру­гом. Но в результате внутриутробного или родо­вого стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интег­рация нарушается. В результате либо действие "от­резается" от мышления и чувств, либо эмоции от движения и восприятия, либо понимание от дви­жения и чувств.

В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее сфокусиро­ваны:

— между головой и позвоночником (между экто-

и мезодермами), между мыслями и действия­ми—в задней части шеи. Это наиболее ран­ний блок, приобретаемый человеком во внут­риутробной жизни, в родах и в первые дни и недели жизни;

— между головой и туловищем (между экто- и эндодермами), между мыслями и эмоциями — в горле. Этот блок формируется, когда "ораль­ные проблемы сдавливают горло";

— между позвоночником и внутренними органа­ми (между мезо- и эндодермами), между чув­ствами и действиями, между действиями и дыханием — в области диафрагмы. Это более поздний блок, он соответствует анальному и генитальному подавлению.

 

От В. Райха биосинтез унаследовал точку зре­ния, что личность может быть понята на трех уров­нях:

— на поверхности мы видим маску: панцирь ха­рактерных отношений, сформировавшийся для защиты от угрозы целостности личности в дет­стве или раньше. Это т.н. фальшивое self, ко­торое защищает self истинное, чьи потребнос­ти были фруструированы в младенчестве (или до рождения);

— когда защиты начинают ослабевать, проявляется более глубокий уровень болезненных чувств, включающий в себе гнев, тоску, тревогу, отчая­ние, страх, обиду, чувство одиночества;

— под уровнем болезненных чувств находится ос­новной ядерный уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базисного доверия, благополучия, радости и любви.

Фрустрация ядра создает уровень страдания, по­давление страданий и протеста создает "маску".

Здесь необходимо отметить, что многие терапев­ты, пользуясь различными теоретическими концеп­циями и разнообразнейшими техниками, легко выводят человека на переживание боли, страха, ярости. Однако, если работа ограничена лишь этим уровнем, клиент обучается эмоциональному выс­вобождению и ... приобретает новый паттерн, от-реагирование становится своеобразным наркоти­ком. В биосинтезе же терапевт старается в каждой сессии направлять клиента к первичному ядерно­му уровню ощущений, т.к. только в контакте с чув­ствами радости, надежды, благополучия, удоволь­ствия жить человек получает энергию для реальных изменений, для исцеления — физического, пси­хического и духовного. Эмоциональный выброс не является самоцелью: вмешательство перестает быть терапевтичным, если после отреагирования кли­ент не находит новых источников внутренней под­держки.

И сама система защит рассматривается в био­синтезе как стратегия выживания, адаптации, под­держки. Поэтому любые паттерны человека не "ло­маются", а исследуются с большим уважением. Биосинтетики говорят: "Прежде, чем пустить по­езд по рельсам, необходимо выстроить мосты." Прежде, чем трансформировать (не разрушать!) паттерны, надо обеспечить реализацию "жизнеза-щищающей функции."

Биосинтез использует и развивает идею В.Райха о "защитном мышечном панцире", прослежи­вая ее связь с эмбриологией. Д. Боаделла и дру­гие исследователи описывают три панциря, каждый из которых связан с одним из зародышевых лист­ков: мышечный (мезодермальный), висцеральный (эндодермальный) и церебральный панцирь (эктодермальный).

Мышечный панцирь включает в себя и тканевой, т.к. из мезодермы развивается не только костно-мышечная, но и сосудистая система. Мышечный тонус может быть нарушен в двух направлениях: гипотонус (слабость и недостаток накопления и траты энер­гии) и гипертонус (напряженность, повышенная энергетическая заряженность). Тканевый панцирь связан с эффективностью работы сосудов и с рас­пределением тканевой жидкости. Вялая работа со­судов ведет к нарушению распределения жидкости, экстремальным проявлением чего являются ревма­тические боли, повышенное или пониженное арте­риальное давление, т.н. сердечные стрессы.

Висцеральный панцирь приводит к нарушению перистальтики и дыхания. Здесь будет наблюдать­ся тенденция к хронической гипо- или гипервен­тиляции и к повышенной раздражимости кишеч­ника. В крайних случаях эти нарушения могут выражаться, например, в астме и колитах.

Церебральный панцирь приводит к нарушени­ям биоэлектрической активности мозга, различным расстройствам взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы, нарушениям зре­ния и т.д. Наиболее тяжелым выражением цереб­рального панциря будет тенденция к навязчивому мышлению или к шизофреническим расстройствам мышления.

В каждом из "панцирей" проявляются наруше­ния здоровья на всех уровнях: соматическом, пси­хическом и духовном.

 

В биосинтезе описаны три группы качеств, при­сущих здоровому человеку.

 

 

Соматические аспекты здоровья:

1. дыхание регулярно, ритмично, сопровождается свободными движениями грудной клетки;

2. перистальтика не спастическая, но и не вялая, сопровождается ощущением "внутреннего бла­гополучия";

3. мускулы готовы легко переходить от напряже­ния к расслаблению;

4. кровяное давление нормальное, пульсация в конечностях хорошая;

5. кожа теплая, с хорошим кровоснабжением;

6. лицо подвижно, мимика живая, голос и взгляд выразительны, "глаза контактны";

7. оргазмические функции не нарушены; оргазм представлен ритмичной непроизвольной пуль­сацией, сопровождается глубоким удовлетво­рением и любовью к партнеру. Человек может испытывать к одному и тому же лицу и сексу­альные, и сердечные чувства.

 

Психические аспекты здоровья:

1. способность связывать внешнюю экспрессию с внутренними потребностями; готовность дей­ствовать для удовлетворения основных жиз­ненных потребностей и возможность отличать их от "вторичных пристрастий";

2. способность к контакту с людьми без идеализа­ции и проекций (или других психологических защит, искажающих взаимодействие);

3. способность по собственному выбору контейнировать (удерживать), либо выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет си­туация;

4. свобода от тревоги, когда нет опасности ;

5. способность действовать, когда опасность есть.

 

Духовные аспекты здоровья:

1. контакт с глубинными ценностями;

2. сила духа принимать решения в период жиз­ненных кризисов без "впадания" в отчаяние и безысходность;

3. свобода от невротического чувства вины и го­товность к реальной ответственности;

4. уважение к собственным чувствам и к чувствам других людей.

 

Существует опасность разделения людей на "здо­ровых", не нуждающихся в терапии, и больных, тех, кому без нее не прожить. Однако более реа­листично рассматривать здоровье как широкий спектр состояний и проявлений. Тогда мы при­знаем право на невротические реакции т.н. благо­получных людей и способность к "здоровому реа­гированию" у лиц с тяжелыми соматическими и психическими расстройствами.

Таким образом, эффект терапии зависит от уме­ния терапевта раскрыть внутренние ресурсы здо­ровья клиента. Внутреннюю канву биосинтеза со­ставляет работа по достижению соматического, психического и духовного здоровья; внешнюю — работа по восстановлению интеграции действия, мысли и чувства, утраченной на ранних этапах раз­вития.

 

Тремя основными процессами реинтеграции яв­ляются заземление (grounding), центрирование (centring ) и видение (facing ).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.