Социальная защита страхует людей от рисков, которым подвергаются люди при потере работы или трудоспособности - лишаются доходов, медицинского обслуживания, возможности получать образование, оплачивать жилье и вообще все, необходимое для жизни. В ЕС социальный пакет сохраняет гражданам все эти возможности на достойном уровне. Такова важнейшая цель социальной политики и интеграции.
Важным средством в достижении этой цели являются социальные трансферты. Об их объеме в ЕС можно судить по показателю уровня бедности до и после выплаты пособий. Отметим, что бедными в Союзе считаются люди с доходом, составляющим 60 процентов от уровня среднего дохода (например, от 24 120 евро на человека в год, т.е. примерно от 2 тысяч евро в месяц). Итак, по данным Евростата, в 2001 году число людей, считающихся бедными, после социальных выплат резко сокращается - с 24 до 15 процентов. При этом прогноз статистической службы с учетом расширения ЕС благоприятный: доля населения, получившая социальное спасение от правительства, остается прежней, как и при 15 участниках.
Каковы же государственные расходы на пособия и субсидии, поддерживающие приемлемый и даже достойный уровень жизни населения? В целом по ЕС госрасходы на обеспечение достойного уровня жизни составляют 116 841,8 миллиона евро в виде пособий и субсидий, а расходы на выплаты людям, вышедшим на пенсию преждевременно, - 8366,9 миллиона евро (данные отчета Евростата за 2004 год (Eurostat Yearbook 2004).
Российский читатель может предположить, что быть безработным в ЕС экономически не страшно. Конечно, все познается в сравнении, и, к сожалению, довольно большая доля россиян может позавидовать безработным в ЕС.
Но как чувствуют себя европейцы, привыкшие к высокому и качественному уровню жизни? Все зависит от фактора времени, т.е. насколько долго человек остается без работы. В первый период в основном люди испытывают психологический стресс или дискомфорт. Экономически потеря работы смягчается пособием, размер которого зависит от уровня заработной платы. Однако со временем часть потерявших работу привыкают к жизни без профессиональной самореализации в обмен на доход, позволяющий жить "сносно". Зачем работать? Вот оборотная сторона высокой социальной защищенности - снижение стимулов к поиску работы и потеря профессиональных навыков, за приобретение которых когда-то, возможно, заплатило правительство, а значит, налогоплательщики. Эта история не нова. Например, такая тенденция ярко проявилась в Великобритании еще в эпоху Маргарет Тэтчер.
Как правило, проблема безработицы обостряется при снижении темпов экономического роста, особенно когда в экономике наблюдаются не просто застойные, а кризисные явления. Например, замедление роста может быть вызвано снижением конкурентоспособности экономики, ростом издержек производителей. Кстати, в ЕС сейчас именно такая ситуация. Играют роль оба фактора: оборотная сторона социальной политики, включая активность профсоюзов в борьбе за неадекватное производительности труда повышение заработной платы, рост издержек в связи с длительным удорожанием энергоресурсов, что собственно и ведет к снижению конкурентоспособности, плюс переоценка евро по отношению к доллару.
Этими причинами европейские эксперты объясняют пересмотр прогнозов властями ЕС темпов роста экономики в текущем году, а значит, и доходов в сторону понижения. Впервые за последние годы темпы развития ЕС отстали даже от Японии. Так, рост ВВП в 2005 году прогнозируется в Союзе на уровне 1,2 процента, в Японии - на уровне 1,5, а в США - на уровне 3,6 процента. Последствие снижения темпов роста экономики - увеличение безработных.
Как обстоят дела с безработицей в ЕС сегодня? Самая большая безработица - в крупнейших экономиках ЕС Германии и Франции. Причем уровень безработицы в Германии самый высокий и составляет 12,5 процента. Примерно так было во время экономического спада в начале 1990 годов. Затем безработица снизилась до 5-6 процентов. В начале 2000-х занятость снова сокращается. Уровень безработицы в ЕС в 2004 году составил 9 процентов, а в первой половине 2005-го - 8,7. Для сравнения: в США (в экономике, возобновившей рост) уровень безработицы составил 5,1 и 4,8 процента соответственно.
Если посмотреть на структуру безработных, то можно увидеть: безработица в Европе выше среди женщин, чем среди мужчин. Безработных с высшим образованием - 6,3 процента, а с начальным и средним образованием - 9,8 (данные отчета Евростата за 2004 год (Eurostat Yearbook 2004), приведенные за 2002 год).
Сокращение занятости в период структурной перестройки экономики увеличивает нагрузку на бюджет правительств. Собственные средства бюджета ЕС в основном пополняются от налога на добавленную стоимость (НДС) и от взносов государств в размере определенного процента от ВВП участника интеграции. На период с 2000 по 2006 год отчисления в общеевропейский котел установлены на уровне 1,27 процента ВВП. В результате порядок суммарного бюджета ЕС составляет около 100 миллиардов евро в год (по данным на 2003 г.).
Во время спада или депрессии расходы на пособия и субсидии в рамках социальной политики увеличиваются автоматически. Как, впрочем, автоматически сокращаются поступления в бюджеты ЕС и национальных правительств на фоне спада или депрессии. Однако данное явление носит временный характер. Политика ЕС направлена на оздоровление экономик и восстановление роста на новом, более качественном уровне. Об этом свидетельствует активизация деятельности Европейского Совета с целью придать импульс устойчивому развитию экономики Союза.