Несмотря на растущую роль наднационального уровня в социальной сфере и социальной интеграции, все же львиная доля социальных расходов приходится на бюджеты правительств стран - участниц ЕС.
Рассмотрим таблицу изменения расходов на социальные цели бюджета ЕС и бюджетов национальных правительств (в млрд. евро):
Годы
Бюджет ЕС
В том числе структурные фонды
Соц. расходы национальных правительств
Доля (в %) бюджета ЕС в общих соц. расходах
5,58
5,35
3,02
22,42
16,71
731,01
3,07
48,35
1319,9
3,66
86,41
67,94
2011,3
4,3
2006 *
105,23
82,52
3,76
2006 *г. — прогноз (в млрд. евро). В структурные фонды включены социальные расходы ЕОУС и фондов ЕЭС (Аграрного, Социального и Фонда регионального развития) Источник: Европейский Союз на пороге ХХI века. / Под ред. Борко Ю.А., Буториной О.В. УРСС. М. 2001, с. 132.
Обратим внимание, что в таблицу включены расходы ЕС и структурных фондов, которые идут непосредственно напрямую на решение социальных проблем в узком смысле (в основном проедаются). Это весьма скромные цифры по сравнению с бюджетами правительств стран Сообщества вместе взятых. Но в данном случае именно такой расклад - ключ к успеху. Почему?
Во-первых, субсидии в основном проедаются и не приносят, скажем, промышленных дивидендов, как инвестиции. Однако они помогают сгладить диспропорции, сохранять социальное спокойствие, поддержать определенную политику государств (например, сельскохозяйственную), т.е. выступают неким социальным стабилизатором.
Гораздо серьезнее - нематериальный вклад наднациональных структур ЕС, который носит институциональный характер. Ведь основная задача наднационального правительства, как уже отмечалось, - регулировать и координировать программы правительств, гармонизировать стандарты и т.д. Создавать и совершенствовать правила игры, единые и эффективные для всех участников интеграции, как бы внутренне они ни различались, направлять процесс выравнивания этих различий.
И, наконец, в-третьих, общеевропейские организации и фонды вносят гораздо больший вклад в социальное развитие и способствуют улучшению условий социальной защиты косвенно или опосредованно, через стимулирование программ развития промышленности и экономического роста, реструктуризации экономики ЕС, выравнивания уровней развития стран и регионов и т.д. Это, на наш взгляд, - самое важное. Ведь уровень доходов различных слоев населения, как и правительственных бюджетов, государственных расходов на "достойную жизнь всех граждан", на развитие науки и фундаментальных исследований и др. зависит от возможностей экономического развития. Мощь экономики автоматически решает социальные проблемы, а в социально ориентированном хозяйстве и подавно.
Вместе с тем выравнивание доходов в интегрированных странах - вопрос нелегкий и решается на сверхдлинных временных горизонтах и обязательно в увязке с экономическим развитием. Так, самые большие социальные отчисления в общеевропейскую казну делают страны, находящиеся на высоком уровне развития, - Дания, Люксембург и Германия. Три страны с самыми низкими социальными расходами - Греция, Испания и Португалия - имеют более низкий уровень развития экономики и соответственно уровень доходов.
Сложности социального характера, причем для всех участников интеграции, возникают с появлением в ЕС новых членов с проблемными экономиками из Восточной и Центральной Европы. Это 170 миллионов человек со средними доходами в размере 25-70 процентов от общеевропейского уровня ВВП на душу населения (Европейский Союз на пороге ХХI века./Под ред. Борко Ю.А., Буториной О.В. УРСС. М. 2001, с. 135).
Успехи в выравнивании доходов и развития связаны с этапами интеграции. Пока нет конкретных данных о краткосрочных результатах вступления в ЕС новых стран с относительно слабым развитием и весьма низкими доходами населения. Безусловно, присоединение проблемных экономик, а их сразу 10 (это страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, плюс прибалтийские), напрягает бюджет ЕС. Можно ли его расширить? Да, за счет перераспределения доходов из наиболее благополучных стран. Именно они являются основными донорами финансовых резервуаров ЕС, включая Фонд выравнивания, через который и перераспределяются доходы на наднациональном уровне. Однако, по мнению специалистов, это приведет к снижению социальных стандартов и уровня доходов в самых богатых странах. Число противников проведения экономических и социальных программ увеличится.
Ведь наиболее активные сторонники присоединения "проблемной десятки" - Германия, ее поддерживала Великобритания. Особенно сильное опасение высказывали Франция и страны с относительно более слабой экономикой - Испания, Ирландия, Греция. Их правительства можно понять. Ведь сейчас - не лучшие времена даже для самых крупных экономик Сообщества - Франции и Германии, хотя это и не связано с интеграцией.
О снижении реальных доходов населения в период современной рецессии (сокращения темпов экономического роста) говорит неуклонное уменьшение индекса розничных продаж с декабря 2004 года. В течение пяти последних месяцев сокращение розничных покупок, по мнению аналитиков "Евроньюс", сокращается по причине роста цен на "черное золото" и структурных проблем в экономике. Плюс ко всему страны еврозоны еще не ликвидировали до конца социально-экономические издержки перехода к единой валюте.
Нетрудно прогнозировать временное снижение доходов по ЕС в целом и увеличение разрыва в уровне доходов на душу населения между странами объединенной Европы в расширенном составе из 25 участниц. Тем более история ЕС показывает, что выравнивание доходов и экономического развития в целом - это долгосрочные плоды интеграции. Напротив, каждый раз расширение европейской семьи на первом этапе сопровождалось усилением неравенства в доходах населения. В дальнейшем эти контрасты сглаживались в результате проведения социальной политики на национальном и наднациональном уровне, а также других интеграционных мероприятий с социальным компонентом. Так, разрыв в доходах на душу населения стран "шестерки" 1960-х годов составлял около 40 процентов, а в 1985 году разница между низкими и высокими доходами уменьшилась до 26 процентов. Расширение до "девятки" повлекло усиление социальных контрастов. Минимальный доход был равен 39 процентам от максимального, усиливая разрыв до 61 процента. За 12 лет этот разрыв сократился до 51 процента (рассчитано по Борко Ю.А. Социальные аспекты интеграции // Европейский Союз на пороге ХХI века./Под ред. Борко Ю.А., Буториной О.В. УРСС. М. 2001, с. 115).
Тем не менее в абсолютном измерении доход на душу населения в среднем по ЕС в составе 25 участников достигает (по данным Евростата) примерно 21,3 тысячи долларов США. Это ниже, чем самый высокий доход (в США аналогичный показатель превышает 34 тысячи долларов), однако весьма солидный по сравнению с менее развитыми странами (например, в России ВВП на душу населения по текущему курсу в 2002 году составлял 2,5 тысячи долларов, а в 2004-м - 4 тысячи (рассчитано по данным Госкомстата, опубликованным на сайте www.gks.ru).
При этом прогнозы статистической службы ЕС (Евростат) по поводу изменения среднего дохода в Сообществе, сделанные для 15 и 25 стран-участниц, не лишены оптимизма: