Правовая база социальной политики ЕС развивается по мере углубления и расширения интеграции.
Правовые основы социальной политики были заложены еще в первых учредительных документах объединения - в договорах о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. В Договор о ЕЭС был включен раздел "Социальная политика", закрепляющий ее магистральные направления - обеспечивать социальное развитие в процессе интеграции стран-участниц и смягчать социальные последствия интеграции.
В договорах о ЕОУС и ЕЭС закреплялись конкретные меры социальной политики, направленные на решение наиболее острых проблем в процессе интеграции.
Например, в Договоре о ЕОУС основное внимание было сосредоточено на ликвидации социальных последствий структурных проблем. ЕОУС совместно с национальными правительствами брал на себя выплату пособий потерявшим работу в старых отраслях - шахтерам и металлургам. Помогал им пройти профессиональную переподготовку и заботился о дальнейшем трудоустройстве. Создание альтернативных рабочих мест также предусматривалось в договоре. В отдельных статьях оговаривались права профсоюзов и трудящихся мигрантов - граждан стран Союза, давались гарантии не снижать заработную плату и социальные выплаты без соответствующих оснований.
В Договоре о Евратоме закреплялись нормы охраны здоровья сотрудников и населения в целом от угрозы радиации, свобода доступа к квалифицированной работе в ядерной энергетике трудящихся любой национальности.
Комиссия ЕС, выполняя роль координатора на межправительственном или наднациональном уровне, на протяжении всей истории ЕС способствует сотрудничеству государств в области занятости, профессиональной подготовки и условий труда, совершенствования и гармонизации трудового законодательства, социального обеспечения. В круг социальных компетенций Комиссии также входят права профессиональных союзов и мероприятия против дискриминации трудящихся по национальному признаку.
На первом этапе интеграции был учрежден Европейский социальный фонд как финансовый инструмент социальной политики, а ее сценарием стала Программа социальных действий ЕС.
По мере углубления интеграции для реализации идей единого рынка необходимо свободное перемещение и свобода деловой активности людей по всей территории сообщества. Но единство территории требует равенства трудовых и социальных прав всего населения. Для этого необходимо дальнейшее развитие и гармонизация трудового и социального законодательства, а параллельно - гармонизация национальных законодательств в этой сфере. Тогда каждый гражданин любой страны Союза получит право проживать, работать, совершать операции с недвижимостью и т.д. по всей территории.
Решение новых проблем строительства единого рынка потребовало и новых шагов в законодательстве. Вот почему в 1980-е годы правовая база социальной политики ЕС и в целом строительства единого внутреннего рынка расширилась. Были приняты два основополагающих документа - Единый европейский акт (ЕЕА) в 1986 году и Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества.
Трудящимся гарантируются права на:
· свободное перемещение и свободу выбора занятий;
· труд и справедливое вознаграждение;
· улучшение условий жизни и труда;
· социальную защиту;
· свободу ассоциаций и коллективных переговоров;
· профессиональную подготовку;
· равное отношение к мужчинам и женщинам на рынке труда и на работе;
· право на информацию, консультации и участие;
· охрану здоровья и безопасность на рабочем месте;
· защиту детей и подростков;
· достойные условия жизни для пожилых людей;
· вовлечение инвалидов в общество и трудовую жизнь.
В Европейском едином акте (ЕЕА) закреплена цель формирования единого социального пространства. Идеи социальной солидарности как непреложного условия синхронизации социального и экономического развития были закреплены в разделе "Экономическое и социальное сплочение". Очень важно, что этот раздел так же был внесен в Римский договор 1957 года об учреждении ЕЭС наряду с положениями об ответственности государств - участников Сообщества за решение социальных проблем.
В начале 1990-х строительство единого рынка близилось к завершению, разрабатывалась программа создания экономического и валютного союза (ЭВС). Новый этап углубления и расширения интеграции одновременно стал и новым этапом в социальной политике ЕС. Прежде всего социальная политика получила статус одного из главных направлений деятельности ЕС, что закреплено в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе в 1992 году. В компетенцию Сообщества вошла политика в социальной сфере, включая Социальный фонд, а также другие направления, имеющие социальные аспекты.
Позже, в 1997 году, был подписан амстердамский Договор о Европейском Союзе, в который включен раздел "Социальная политика, образование, профессиональное обучение, молодежь". На решение социальных проблем ориентированы и другие разделы Договора о Европейском Союзе - "Занятость", "Свободное движение лиц, услуг и капитала", "Защита потребителей", "Общественное здравоохранение", "Экономическая и социальная сплоченность", "Окружающая среда".
Европейская Комиссия регулярно готовит и совершенствует программные документы строительства социальной Европы. Так, в 1993 году проблемам социальной политики посвящена Зеленая книга "Альтернативы для Союза" и Белая книга о росте конкурентоспособности и занятости. В ней определено оптимальное соотношение между мерами ЕС по повышению конкурентоспособности и росту экономики, с одной стороны, и поддержанием высокой занятости и гарантий социальной защиты - с другой. В 1994 году подготовлена еще одна Белая книга "Европейская социальная политика: путь для Союза". В 1995 году европейцы увидели "Среднесрочную программу социальных действий на 1995-1997 годы". Белая книга 2000 года затрагивает экологические стандарты - важную составляющую качества жизни европейцев.
Итак, мы видим, что европейцы ощущают заботу не только национальных правительств. На пути от общего рынка к единому экономическому и политическому пространству постоянно расширяются наднациональные программы и гарантии социальной защиты, обеспечивающие условия достойного уровня и качества жизни для всех граждан объединенной Европы. Европейский пакет "социального счастья" становится все более весомым и разнообразным. Все большую роль в его обеспечении играют наднациональные и межнациональные структуры Сообщества. Социальные достижения превратились в основную цель европейской интеграции.