Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовая и институциональная база социальной политики ЕС



Правовая база социальной политики ЕС развивается по мере углубления и расширения интеграции.

Правовые основы социальной политики были заложены еще в первых учредительных документах объединения - в договорах о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. В Договор о ЕЭС был включен раздел "Социальная политика", закрепляющий ее магистральные направления - обеспечивать социальное развитие в процессе интеграции стран-участниц и смягчать социальные последствия интеграции.

В договорах о ЕОУС и ЕЭС закреплялись конкретные меры социальной политики, направленные на решение наиболее острых проблем в процессе интеграции.

Например, в Договоре о ЕОУС основное внимание было сосредоточено на ликвидации социальных последствий структурных проблем. ЕОУС совместно с национальными правительствами брал на себя выплату пособий потерявшим работу в старых отраслях - шахтерам и металлургам. Помогал им пройти профессиональную переподготовку и заботился о дальнейшем трудоустройстве. Создание альтернативных рабочих мест также предусматривалось в договоре. В отдельных статьях оговаривались права профсоюзов и трудящихся мигрантов - граждан стран Союза, давались гарантии не снижать заработную плату и социальные выплаты без соответствующих оснований.

В Договоре о Евратоме закреплялись нормы охраны здоровья сотрудников и населения в целом от угрозы радиации, свобода доступа к квалифицированной работе в ядерной энергетике трудящихся любой национальности.

Комиссия ЕС, выполняя роль координатора на межправительственном или наднациональном уровне, на протяжении всей истории ЕС способствует сотрудничеству государств в области занятости, профессиональной подготовки и условий труда, совершенствования и гармонизации трудового законодательства, социального обеспечения. В круг социальных компетенций Комиссии также входят права профессиональных союзов и мероприятия против дискриминации трудящихся по национальному признаку.

На первом этапе интеграции был учрежден Европейский социальный фонд как финансовый инструмент социальной политики, а ее сценарием стала Программа социальных действий ЕС.

По мере углубления интеграции для реализации идей единого рынка необходимо свободное перемещение и свобода деловой активности людей по всей территории сообщества. Но единство территории требует равенства трудовых и социальных прав всего населения. Для этого необходимо дальнейшее развитие и гармонизация трудового и социального законодательства, а параллельно - гармонизация национальных законодательств в этой сфере. Тогда каждый гражданин любой страны Союза получит право проживать, работать, совершать операции с недвижимостью и т.д. по всей территории.

Решение новых проблем строительства единого рынка потребовало и новых шагов в законодательстве. Вот почему в 1980-е годы правовая база социальной политики ЕС и в целом строительства единого внутреннего рынка расширилась. Были приняты два основополагающих документа - Единый европейский акт (ЕЕА) в 1986 году и Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества.

Трудящимся гарантируются права на:

· свободное перемещение и свободу выбора занятий;

· труд и справедливое вознаграждение;

· улучшение условий жизни и труда;

· социальную защиту;

· свободу ассоциаций и коллективных переговоров;

· профессиональную подготовку;

· равное отношение к мужчинам и женщинам на рынке труда и на работе;

· право на информацию, консультации и участие;

· охрану здоровья и безопасность на рабочем месте;

· защиту детей и подростков;

· достойные условия жизни для пожилых людей;

· вовлечение инвалидов в общество и трудовую жизнь.

В Европейском едином акте (ЕЕА) закреплена цель формирования единого социального пространства. Идеи социальной солидарности как непреложного условия синхронизации социального и экономического развития были закреплены в разделе "Экономическое и социальное сплочение". Очень важно, что этот раздел так же был внесен в Римский договор 1957 года об учреждении ЕЭС наряду с положениями об ответственности государств - участников Сообщества за решение социальных проблем.

В начале 1990-х строительство единого рынка близилось к завершению, разрабатывалась программа создания экономического и валютного союза (ЭВС). Новый этап углубления и расширения интеграции одновременно стал и новым этапом в социальной политике ЕС. Прежде всего социальная политика получила статус одного из главных направлений деятельности ЕС, что закреплено в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе в 1992 году. В компетенцию Сообщества вошла политика в социальной сфере, включая Социальный фонд, а также другие направления, имеющие социальные аспекты.

Позже, в 1997 году, был подписан амстердамский Договор о Европейском Союзе, в который включен раздел "Социальная политика, образование, профессиональное обучение, молодежь". На решение социальных проблем ориентированы и другие разделы Договора о Европейском Союзе - "Занятость", "Свободное движение лиц, услуг и капитала", "Защита потребителей", "Общественное здравоохранение", "Экономическая и социальная сплоченность", "Окружающая среда".

Европейская Комиссия регулярно готовит и совершенствует программные документы строительства социальной Европы. Так, в 1993 году проблемам социальной политики посвящена Зеленая книга "Альтернативы для Союза" и Белая книга о росте конкурентоспособности и занятости. В ней определено оптимальное соотношение между мерами ЕС по повышению конкурентоспособности и росту экономики, с одной стороны, и поддержанием высокой занятости и гарантий социальной защиты - с другой. В 1994 году подготовлена еще одна Белая книга "Европейская социальная политика: путь для Союза". В 1995 году европейцы увидели "Среднесрочную программу социальных действий на 1995-1997 годы". Белая книга 2000 года затрагивает экологические стандарты - важную составляющую качества жизни европейцев.

Итак, мы видим, что европейцы ощущают заботу не только национальных правительств. На пути от общего рынка к единому экономическому и политическому пространству постоянно расширяются наднациональные программы и гарантии социальной защиты, обеспечивающие условия достойного уровня и качества жизни для всех граждан объединенной Европы. Европейский пакет "социального счастья" становится все более весомым и разнообразным. Все большую роль в его обеспечении играют наднациональные и межнациональные структуры Сообщества. Социальные достижения превратились в основную цель европейской интеграции.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.