Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водой — средой, в которой организуются его двигательные действия..
Плавание — жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать.
1. С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (например, во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием. 2. Подводный промысел был широко развит на побережье Средиземного, Красного и других южных морей, в Индийском и Тихом океанах. 3. Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности..4. «Славяне при всех своих заболеваниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела».Плавание — один из наиболее массовых видов спорта.
История развития плавания.
Спортивное плавание зародилось на рубеже XV XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Венеции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию техники способов плавания, росту скоростей плавания.
Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции.
К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта.
В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии ».
В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная международная встреча по плаванию с участием спортсменов несколь-,их европейских стран.
В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из заплывов «вольным стилем».
В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в основном перевернутым брассом.
В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плавания брасс.
Появление и развитие плавания в России относится к древнейшим временам. Возникшее как навык, необходимый человеку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле.
Организованное обучение плаванию стало применяться значительно позднее: в середине XVIIв. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения — «потехи» с форсированием водных преград и сражениями на воде. Плавание было включено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г.
Во второй половине XVIIIв. в России отмечается значительный расцвет науки, культуры и искусства.
Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г.
Уже в 1782 г. имелись платные преподаватели плавания. Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения. Обучение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и ознакомления со свойствами воды воспроизводили в целом показанный преподавателем способ плавания.
В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада ПО псем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Работа по плаванию не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы сильнейших пловцов и личное первенство СССР.