Виды экспертиз, используемых в гражданском процессе, весьмаразнообразны. В зависимости от характера специальных познанийи фактов, подлежащих установлению, судебные экспертизы подразделяются на медицинские, психиатрические, криминалистические,бухгалтерские, товароведческие, строительные, агрономические, ветеринарные, искусствоведческие и др.
Судом может быть назначена по делу комиссионнаяэкспертиза(проводится несколькими экспертами одной специальности) либокомплекснаяэкспертиза (проводится несколькими экспертами разных специальностей).
Проведение экспертизы в экспертном учреждении
При поручении производства экспертизы экспертному учреждению суд направляет в это учреждение свое определение вместе с необходимыми образцами и материалами.
После получения определения руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким работникам данного учреждения, разъясняет им права и обязанности, предусмотренные статьями 97 и 98 настоящего Кодекса, и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения, о чем берет у них подписку.
Подписка направляется в суд вместе с экспертным заключением.
Проведение экспертизы вне экспертного учреждения
Если экспертиза проводится вне экспертного учреждения, судья вызывает к себе лицо, которому может быть поручена экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности и квалификации, устанавливает его отношение к сторонам, а также проверяет, нет ли оснований к отводу, после чего выносит определение о назначении экспертизы.
Затем судья вручает эксперту определение о назначении экспертизы, разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные статьями 97 и 98 настоящего Кодекса, предупреждает его об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий судья делает запись, которая удостоверяется подписью эксперта, в определении о назначении экспертизы.
Если эксперт делает какие-либо заявления или ходатайства, составляется протокол
Другие средства доказывания. Заключение государственных органов
В целях правильного рассмотрения и разрешения гражданских дел суд может использовать (кроме общеизвестных средств доказывания – объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей,письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов) также новейшие средства доказывания – средства звукозаписи, видеозаписи и записи на иных носителях информации.
Возможностьих применения по гражданским делам в современных условиях предусмотрена ст. 229 ГПК.
Средства звуко- и видеозаписи обеспечивают быстроту, точность запечатления и наглядность фиксируемого объекта (события).
С их помощью могут быть восполнены пробелы в описании тех илииных фактов, содержащиеся в протоколе судебного заседания. Крометого, указанные носители информации обладают и другими ценными свойствами (например, возможность многократного повторенияотдельных фрагментов записи, замедленной демонстрации события,зафиксированного на видеопленке, и т.д.).
Действующее гражданское процессуальное законодательствов общих чертах регулирует порядок использования звуко- и видеозаписи в суде по гражданским делам:
во-первых, лица, ходатайствующие о допуске в процесс данныхсредств доказывания, обязаны указать технические данные о системах записи и воспроизведения;
во-вторых, не может быть использована в качестве доказательствазвуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом;
в-третьих, исследование указанных носителей информации осуществляется по правилам, предусмотренным для письменных и вещественных доказательств.
Полученные с помощью звуко- и видеозаписи сведения о фактахоцениваются судом в совокупности с другими доказательствами поправилам ст. 241 ГПК.
Государственные органы в предусмотренных законом случаяхмогут участвовать в деле для дачи заключения. Такое заключение признается средством доказывания в гражданском процессе (ст. 230 ГПК).
Государственные органы, участвующие в деле с целью дачи заключения, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, а также совершать другие процессуальные действия,предусмотренные законом.
Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение в письменном виде. После его оглашенияв судебном заседании суд и юридически заинтересованные в исходе дела лица могут задавать представителю государственного органа вопросы по поводу данного заключения в целях его разъясненияи дополнения.
Заключение государственного органа имеет важное значение дляправильного разрешения спора, однако для суда оно не обязательно.
Суд может вынести решение, противоположное выводу, содержащемуся в заключении. В этом случае свое несогласие с заключением государственного органа суд должен мотивировать.
Протоколы процессуальных действий, предусмотренные ст. 231ГПК, допускаются в качестве средств доказывания только при условии их составления с соблюдением требований закона (ст. 174, 175,176 ГПК и др.). Указанные протоколы, составленные с нарушениемустановленного законом порядка, не имеют доказательственногозначения, не могут быть средством доказывания по делу.