Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Доделочные массы в реставрации интерьерной скульптуры



Как уже говорилось, в последние годы для приготовления доделочных масс наибольшее применение находят синтетические материалы - различные органические полимерные соединения, а также комбинированные композиции на основе полимерминерального вяжущего (гипс, цемент, минеральные наполнители с добавками полимеров).

Особенную ценность представляют декоративные возможности полимеров, в частности при имитации светопроницаемых каменных пород (поделочных минералов, мрамора и алебастра).

Ранее применявшиеся для этой цели гипс, магнезит, цемент и т. п., ввиду их полной непроницаемости для света, создавали в местах дополнений эффект «внутренней тени», резко выявляясь на скульптуре в виде глухих и темных вставок. Никакие светлые тонировки не могли скрыть этот дефект. Используя для доделочных масс синтетические прозрачные смолы в сочетании со специально подобранными инертными наполнителями, можно добиться нужной светопроницаемости и других декоративных качеств, близких авторскому материалу. Весьма подходящими для этого оказались эпоксидные и полиэфирные смолы (полимеризующиеся при комнатной температуре и без давлений), обладающие наименьшими показателями усадки и остаточной деформации. К их недостаткам можно отнести невысокую светоустойчивость и малую обратимость. Высыхающие смолы, такие, как ПБМА, ПВБ и БМК-5, пригодны

лишь для мелких мастиковок, так как во избежание усадок требуют многослойного наращивания массы с длительными интервалами для полного испарения растворителя.

Положительные результаты были получены в результате применения циан-акриловых клеев («СО-9Т» и «Циакрин ЭО»). Следует добавить, что при подборе наполнителей при приготовлении доделочных масс на цианакриловых клеях необходимо учитывать их влияние на скорость затвердевания массы, которое далеко не равнозначно для разных материалов (что, возможно, зависит от степени их влажности и щелочности). Для этого каждый из наполнителей предварительно испытывают на активность в контакте с клеем и лишь при отсутствии ускоренной реакции отвердения в течение 1—2 минут считают пригодным к использованию.

Подбирая, таким образом, различные минеральные и полимерные компоненты: мраморную и алебастровую крошку разного помола, порошки двуокиси кремния, стеклянные микросферы, гранулированные полимерные порошки, пигменты и др. — и количественно их варьируя, можно добиться очень широкого диапазона декоративных свойств доделочной массы: различной фактуры, оттенка, просвечиваемости и т. д.

Если реставрируемая скульптура выполнена из глухой, непросвечивающей породы камня или утратившей свойства светопроницаемости в результате выветривания, обычно находят применение неорганические минеральные вяжущие материалы в сочетании с водными дисперсиями полимеров. Для интерьерной скульптуры чаще всего применяется гипс, модифицируемый полимерами: дивинилстирольным латексом или поливинилацетатной дисперсией, там, где требуется повышенная прочность. Этот материал, называемый гипсополимером, в отличие от обычного гипса заключает богатые декоративные возможности для имитации многих мягких каменных пород, так как благодаря дополнительным структурным связям, создаваемым полимерными добавками, допускает введение значительных количеств наполнителей без ухудшения прочности.

Подбор тех или иных наполнителей и окрашивающих добавок, их количественное соотношение и степень измельчения диктуются конкретными структурными и цветовыми особенностями реставрируемого материала. Как правило, наполнителем служит истолченный в порошок камень той же породы, что и реставрируемый объект, в сочетании со светлым тонко просеянным кварцевым песком, маршаллитом, различными сухими пигментами и т. п. Сначала готовят сухую порошкообразную смесь из гипса (минеральное вяжущее не менее 60%) и соответственно подобранных наполнителей (из числа указанных выше), общее количество которых в сухой смеси не должно превышать 40%.

Тщательно перемешанную смесь высыпают в водный раствор полимера (по выбору: полиакриловой дисперсии БМК-5С, ПВА-дисперсии или латекса СКС-65), разведенного в соотношении 1 часть полимера к 2 частям воды, до получения сметанообразной смеси (примечание: по сравнению с обычной гипсовой заводкой количество воды на равный объем гипсового порошка уменьшается).

Затвердевший гипсополимер при необходимости можно отполировать влагостойкими шкурками или абразивными порошками, слегка увлажнив его поверхность водой.

Можно добиться значительного упрочнения массы, частично заменив гипс белым цементом (до 60% от количества минерального вяжущего). В этом случае инертный наполнитель может составлять до 60% к сухой смеси. Этот материал, называемый гипсополимерцементом, обладает повышенной влаго- и атмосфероустойчивостью и может успешно применяться для реставрации скульптуры, хранящейся в неблагоприятных условиях, например в неотапливаемых или сырых помещениях и даже на открытом воздухе.

Для исключения повышенной намокаемости дополненных частей их необходимо тщательно обработать гидрофобным составом. После обработки поглощающая способность дополненных участков и поверхности камня должна уравняться. Обычно требуется 2—3-кратное нанесение на полностью просушенные восполнения 2—5%-ного раствора одного из силиконовых гидрофобизаторов (ГКЖ-8М, МСН-7 и др.) в принятом растворителе (толуоле, бензине или уайт-спирите).

Для уменьшения глянца или для тональной либо цветовой корректировки в последний покрывной слой можно добавить тонко измельченный порошок однородного каменного материала, пигмента или подходящего светлого абразива.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.