Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аналогии, используемые при восполнениях



Сформулированный в начале века в архитектуре «принцип достаточности» документальных данных, необходимых для научно обоснованного восполнения, исходит из существования различного уровня требований, предъявляемых к тому или иному проекту восстановления. При таком подходе неизбежно сопоставление относительной ценности, уникальности памятника, с одной стороны, а с другой - полноты и убедительности подсобного материала, предлагаемого для реализации проекта реставрации.

Этот же «принцип достаточности» может быть приложен не только к произведению в целом, но и к той его части, которая подлежит восстановлению. То есть предлагается исходить не только из общей значимости произведения, но и из «удельного веса» утраченной детали в художественном облике всей скульптуры. Одно дело, например, восполнение части лица, требующее абсолютной идентичности привлекаемых аналогий, и совсем другое — дополнения на простых по форме атрибутах, одежде, подставках и т. д. Мера требований к полноте и наглядности аналогий, используемых в том и другом случае, далеко не одинакова. Если в первом случае необходим точный эквивалент утраты, то во втором — достаточен приближенный или подобный образец.

Мы подошли к определению прямых и косвенных аналогий.

К прямым аналогиям (ил. 21—24)

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 21 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!22

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 23 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!24

21, 23, 24. Портрет Петра I. Н.-Ф. Жилле (1709-1791). Мрамор. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.

21. Фрагмент портрета до реставрации. Видна старая гипсовая доделка носа.

22. Аналог для восполнения. Портрет Петра I работы скульптора Н.-Ф. Жилле из собрания ГТГ.

23. После удаления старого восполнения кончика носа, слепок с места повреждения (слева) и формовка части носа с аналога для восполнения утраты (справа).

24. После реставрации. Материал восполнения — цианакриловый полимер.

принято относить:

а) идентичные элементы на самом произведении, его точной копии, реплике или гипсовой репродукции, модели в едином масштабе;

б) симметричные элементы в тех же случаях, что и в п. «а».

Косвенными аналогиями (ил. 15—17, 18— 20)

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 15 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!16

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 17

15-16. Портрет И. С. Тургенева.С. Т. Коненков (1874-1971). Мрамор. Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева. Москва.

15. До реставрации.

16. После реставрации. Произведено удаление масляной краски, оставшейся после ремонтных работ, и восполнены утраченные части носа и бороды

по косвенной аналогии. Материал восполнения — цианакриловый полимер.

17. Аналог для восполнения. Фотография портрета И. С. Тургенева из собрания Орловского музея изобразительных искусств.

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 18 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!19

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 20

18, 20. «Дерущиеся петухи». А. Канова (1755-1822).Мрамор. Музей-усадьба «Останкино».

18. До реставрации, видны утраты гребешков и отбитые фрагменты хвоста и крыла.

19. Аналог для восполнения. Архивная фотография.

20. После реставрации. Материал восполнения -цианакриловый полимер.

можно считать:

а) повторения и копии в ином виде скульптуры, материале и масштабе, но трактованные в сходной манере и стилистике (например, объемная скульптура и рельеф, изображающие одно лицо или сюжет);

б) свободные повторения и копии с канонизированных образцов (например, многочисленные изображения мифологических персонажей и античных героев, составляющих коллекции дворцов-усадеб);

в) фотографии, а также рисунки, гравюры и т. п. изобразительный материал (имеются в виду изображения реставрируемой скульптуры до повреждения либо изображения прототипа, иногда иконография).

Столь широкий выбор источников, призванных документировать реставрационное восполнение, отражает их очевидную неравнозначность, что и приходится постоянно учитывать при обращении к той или иной группе произведений в соответствии с их ценностной классификацией. Бесспорно, что наиболее высокой документальной ценностью обладают прямые аналогии. Причем те из них, которые позволяют применять механические способы репродуцирования восполняемых частей, например формовку или копирование с пунктирмашинкой. Эти способы (особенно первый) обеспечивают максимальную степень объективности, безличности в этой деликатной работе, как раз больше всего страдающей от субъективных домыслов и фантазий.

С помощью механического репродуцирования удается избежать не только явных ошибок, но и свести к минимуму неизбежно вносимые реставратором черты своей интерпретации, а порой и непреднамеренной демонстрации собственного художественного мастерства.

Таким образом, следует признать, что наиболее высокому уровню требований, предъявляемых к восполнению на скульптуре I и II групп, отвечают в полной мере лишь прямые аналогии. Привлечение в подобных случаях косвенных аналогий может оказаться неправомерным, если речь не идет о второстепенных и упрощенных по форме элементах (о чем говорится ниже).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.