Сформулированный в начале века в архитектуре «принцип достаточности» документальных данных, необходимых для научно обоснованного восполнения, исходит из существования различного уровня требований, предъявляемых к тому или иному проекту восстановления. При таком подходе неизбежно сопоставление относительной ценности, уникальности памятника, с одной стороны, а с другой - полноты и убедительности подсобного материала, предлагаемого для реализации проекта реставрации.
Этот же «принцип достаточности» может быть приложен не только к произведению в целом, но и к той его части, которая подлежит восстановлению. То есть предлагается исходить не только из общей значимости произведения, но и из «удельного веса» утраченной детали в художественном облике всей скульптуры. Одно дело, например, восполнение части лица, требующее абсолютной идентичности привлекаемых аналогий, и совсем другое — дополнения на простых по форме атрибутах, одежде, подставках и т. д. Мера требований к полноте и наглядности аналогий, используемых в том и другом случае, далеко не одинакова. Если в первом случае необходим точный эквивалент утраты, то во втором — достаточен приближенный или подобный образец.
Мы подошли к определению прямых и косвенных аналогий.
К прямым аналогиям (ил. 21—24)
- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 21 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!22
- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 23 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!24
21, 23, 24. Портрет Петра I. Н.-Ф. Жилле (1709-1791). Мрамор. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.
21. Фрагмент портрета до реставрации. Видна старая гипсовая доделка носа.
22. Аналог для восполнения. Портрет Петра I работы скульптора Н.-Ф. Жилле из собрания ГТГ.
23. После удаления старого восполнения кончика носа, слепок с места повреждения (слева) и формовка части носа с аналога для восполнения утраты (справа).
24. После реставрации. Материал восполнения — цианакриловый полимер.
принято относить:
а) идентичные элементы на самом произведении, его точной копии, реплике или гипсовой репродукции, модели в едином масштабе;
б) симметричные элементы в тех же случаях, что и в п. «а».
Косвенными аналогиями (ил. 15—17, 18— 20)
- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 15 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!16
- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 17
15-16. Портрет И. С. Тургенева.С. Т. Коненков (1874-1971). Мрамор. Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева. Москва.
15. До реставрации.
16. После реставрации. Произведено удаление масляной краски, оставшейся после ремонтных работ, и восполнены утраченные части носа и бороды
по косвенной аналогии. Материал восполнения — цианакриловый полимер.
17. Аналог для восполнения. Фотография портрета И. С. Тургенева из собрания Орловского музея изобразительных искусств.
- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 18 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!19
- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 20
18, 20. «Дерущиеся петухи». А. Канова (1755-1822).Мрамор. Музей-усадьба «Останкино».
18. До реставрации, видны утраты гребешков и отбитые фрагменты хвоста и крыла.
19. Аналог для восполнения. Архивная фотография.
20. После реставрации. Материал восполнения -цианакриловый полимер.
можно считать:
а) повторения и копии в ином виде скульптуры, материале и масштабе, но трактованные в сходной манере и стилистике (например, объемная скульптура и рельеф, изображающие одно лицо или сюжет);
б) свободные повторения и копии с канонизированных образцов (например, многочисленные изображения мифологических персонажей и античных героев, составляющих коллекции дворцов-усадеб);
в) фотографии, а также рисунки, гравюры и т. п. изобразительный материал (имеются в виду изображения реставрируемой скульптуры до повреждения либо изображения прототипа, иногда иконография).
Столь широкий выбор источников, призванных документировать реставрационное восполнение, отражает их очевидную неравнозначность, что и приходится постоянно учитывать при обращении к той или иной группе произведений в соответствии с их ценностной классификацией. Бесспорно, что наиболее высокой документальной ценностью обладают прямые аналогии. Причем те из них, которые позволяют применять механические способы репродуцирования восполняемых частей, например формовку или копирование с пунктирмашинкой. Эти способы (особенно первый) обеспечивают максимальную степень объективности, безличности в этой деликатной работе, как раз больше всего страдающей от субъективных домыслов и фантазий.
С помощью механического репродуцирования удается избежать не только явных ошибок, но и свести к минимуму неизбежно вносимые реставратором черты своей интерпретации, а порой и непреднамеренной демонстрации собственного художественного мастерства.
Таким образом, следует признать, что наиболее высокому уровню требований, предъявляемых к восполнению на скульптуре I и II групп, отвечают в полной мере лишь прямые аналогии. Привлечение в подобных случаях косвенных аналогий может оказаться неправомерным, если речь не идет о второстепенных и упрощенных по форме элементах (о чем говорится ниже).