Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закрепление фрагментов при склейке



Применение тех или иных крепежных приспособлений диктуется конкретными габаритами и конфигурацией склеиваемых частей скульптуры и порой требует от реставратора известной изобретательности и смекалки.

Небольшие фрагменты могут закрепляться на месте установки с помощью временных «замков» — комков гипса, быстротвердеющего полимера или белого пластилина, наносимых на некотором расстоянии вдоль клеевого шва. После затвердения клея «замки» удаляют, а их следы полностью смывают соответствующими растворителями.

 

Установка крепежной арматуры

Большинство термореактивов и некоторые термопласты обеспечивают достаточную надежность клеевых соединений и без арматурного их усиления с помощью металлических штырей и пиронов. Порой еще встречающееся малообоснованное использование арматуры можно объяснить желанием придать монтажному шву дополнительный «запас прочности» из-за укоренившегося недоверия к любому применяемому клею. Лишь в отдельных случаях, например при ограниченной площади склейки или при необходимости гарантировать обратимость соединения (в сочетании с легкообратимым материалом — гипсом или клеем с невысокой адгезией), используются пироны из латуни, нержавеющей стали или стеклопластика (ил. 13—14).

- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 13 - Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen! 14

13—14. Оборот портрета А.С. Голубкина (1864-1927). Портрет «Манька». 1899. Мрамор, гипс. ГТГ.

13.В процессе реставрации извлечены два ржавых штыря.

14. Взамен старых штырей установлена скоба из нержавеющей стали (нихром). Часть разрушенного авторского гипса заново восполнена по форме, снятой перед реставрацией.

 

Процесс установки пирона происходит в три этапа: в начале высверливают в склеиваемых фрагментах отверстия-гнезда в направлениях, перпендикулярных плоскости разлома. Длина отверстий должна несколько превышать длину подготовленного пирона, а диаметр (соответствующий диаметру сверла) — на 5—7 мм превосходить толщину пирона.

Конец пирона с помощью загущенной наполнителем клеевой массы (или гипса) закрепляют в одном из фрагментов. Затем поверхность разлома временно закрывают полиэтиленовой пленкой (с отверстием для пирона), изолирующей от возможного выхода наружу клея при контактном соединении фрагментов. Для правильной фиксации и закрепления пирона на его свободный конец временно устанавливают соединяемый фрагмент во избежание смещения поверхностей.

После полного зацементирования пирона в одном гнезде удаляют приставной фрагмент и изолирующую пленку, заполняют тем же цементирующим составом отверстие для пирона во втором фрагменте и производят окончательную склейку.

Мастиковка швов

Если швы, образованные склейкой, слишком заметны из-за неплотного прилегания фрагментов или повреждения кромок разлома, то их заделывают специально приготовленными мастиками или цементирующими составами, подобранными с учетом декоративных особенностей каменного материала. В некоторых случаях заделочная масса может быть приготовлена на основе применяемого клея (например, для темного камня или при хорошей светостойкости клея). В качестве связующего для заделочной массы могут быть использованы растворы термопластичных клеев (только при незначительной толщине мастиковок — из-за свойственной этим клеям усадки), акрилаты, кремнийорганические смолы, цианакриловые клеи, минерально-вяжущие составы (гипс или белый цемент с полимерными добавками) и т. д.

В качестве наполнителей обычно используют те же материалы, что и для загущения клеевой массы, - названные выше минеральные порошки, гранулированные полимеры, пигменты и т. п. Подбирая те или иные наполнители, важно учитывать их цвет, светопроницаемость, тонкость помола, исходя из соответствующих свойств каменного материала.

Усадку заделочной массы уменьшают, вводя достаточное количество наполнителя (80% и более) к клеевому связующему. Нередко это приводит к ухудшению адгезионных свойств массы, что можно компенсировать предварительной проклейкой мастикуемых участков незагущенным клеем. Для заделки швов на мягком светонепроницаемом камне (известняке, ракушечнике, туфе и др.) успешно применяется гипсополимер, который готовится путем замеса гипса в 25%-ных водных дисперсиях полимера (ПВАД или дивинилстирольного латекса СКС).

Заделка швов на светопроницаемых светлых породах камня (мраморе, алебастре и ангидрите) сопряжена с наибольшими трудностями из-за ограниченного выбора светоустойчивых и бесцветных связующих и светопроницаемых наполнителей. В этом отношении лучше всего себя зарекомендовали цианакриловые клеи в сочетании с мраморной или алебастровой мукой (иногда с небольшими добавками, до 0,5—2%, активного полимерного порошка «Норакрил-65» в котором присутствует 2% сульфиновокислого натрия в качестве катализатора). Для увеличения прозрачности в массу можно добавлять гранулированный полиметилметакрилат (ПММА), стеклянные микросферы, а для увеличения белизны и «корпусности» каменную крошку следует тонко измельчать в ступке.

Для приготовления рабочей массы в порошковую смесь подобранных заранее наполнителей вводят из капельницы необходимое для полного смачивания

массы количество цианакрилового клея — и заделочный состав готов. Ввиду ограниченной жизнеспособности цианакриловых составов, готовить их следует небольшими порциями (смешивать компоненты лучше всего на фторопластовой пленке).

Цианакриловый полимер обладает хорошей адгезией к камню и дает возможность многослойно наращивать мастиковочный слой. Эти качества делают его поистине незаменимым материалом для восполнения мелких утрат путем прямой моделировки, т. е. минуя этап изготовления модели и отливки по форме, а также для заделки трещин и сколов на светлом цветном и текстурном камне (ангидрите, алебастре, ониксе и др.).

Высокой стабильностью отличаются мастиковочные массы для самых светлых пород камня, приготовленные на основе кремнийорганического связующего, смешанного с любым из приведенных выше светопроницаемых наполнителей.

Массу обычно готовят небольшими порциями, замешивая шпателем подобранные наполнители с 40—50%-ным раствором МСН-7 или К-921. Определяя соотношение связующего и сухих компонентов, исходят из необходимой рабочей консистенции массы, которая зависит от величины мастикуемого участка, толщины наносимого слоя и т. п. Для увеличения адгезии на участок, подлежащий мастиковке, предварительно наносят раствор кремнийорганического соединения без наполнителей. Время полного затвердения массы — одни сутки при обычной комнатной температуре. Этот срок укорачивается при дополнительном прогреве электросушилкой в течение 1—3 часов при температуре 60—80 °С. Выбор наполнителей для данных шпаклевочных масс гораздо шире, чем для цианакрилатных, так как в отличие от последних эти связующие не вступают с наполнителями в активные химические взаимодействия. Так, при введении в кремнииорганические композиции корпусных светлых наполнителей, таких, как тальк, каолин, сухие белила (иногда с примесью пастели для подкраски), удается с большим приближением к восстанавливаемому материалу дополнить сколы на бисквите, а также утраты эмалевого слоя на изразцах и майолике светлых тонов. Глянец глазури можно легко имитировать, если через сутки на затвердевшую и отшлифованную поверхность мастиковки нанести лаковую пленку того же кремнийорганического соединения, который был использован для приготовления массы и для адгезионного подслоя. Густоту раствора (толуольного или ксилольного) регулируют в зависимости от желаемого глянца.

Мастиковочные массы на основе кремнийорганических соединений отличаются высокими показателями атмосферо-, влаго- и светоустойчивости, хотя и уступают цианакрилатным массам в механической прочности и адгезии. Это ограничивает область их применения главным образом мелкими мастиковками или же тонким наружным декоративным слоем, наносимым поверх другого, более прочного доделочного материала.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.