Это требование может быть реализовано за счет применения либо инородного материала, отличить который даже при максимальной приближенности оттенка и фактуры не составляет большой трудности для специалиста, либо материала, однородного подлинному, — за счет отличия формы или одного из декоративных признаков (оттенка или фактуры).
Существует, кроме того, надежный способ отличия патинированного камня разновременного происхождения по различному свечению в отраженном ультрафиолетовом свете.
Степень отличимости может быть разной даже в пределах одной скульптуры -так, наиболее значительные по объему и художественному значению фрагменты могут быть выделены более явно, чем мелкие (например, таким радикальным способом, как намеренное подчеркивание границы стыковки дополненных частей с оригинальными).
Обратимость восполнений
Требование обратимости в отношении материалов, используемых для восполнения утрат, представляется наиболее уязвимым применительно к реставрации скульптуры.
Прежде всего приходится учитывать большой вес и габариты каменной скульптуры, склейка крупных частей которой подвергается серьезным испытаниям на прочность, особенно при перемещениях и транспортировке. Столь жесткие условия диктуют выбор наиболее прочных и надежных материалов, несмотря на их труднообратимость.
Это на первый взгляд противоречит провозглашенному принципу обратимости, однако не следует смешивать это требование с обязательной обратимостью покрывных и пропиточных консервантов, внедряемых в структуру камня.
Совсем иное дело — восполнение приставных, внешних элементов, присоединенных к скульптуре механически: удаление их возможно путем простого отсоединения или, в случае необходимости, разрушения с помощью скульптурного инструмента. Самое важное условие в такой операции — предусмотреть полную сохранность подлинника, что достигается особенностями крепления, например, с применением арматуры и цементирующих масс, рассчитанных на стопроцентную возможность механического отторжения.
ПОСТАДИЙНОЕ ВЕДЕНИЕ РАБОТ СО СЪЕМНЫМИ МОДЕЛЯМИ ВОСПОЛНЕНИЙ
При положительном решении вопроса о восполнении следует ограничиться самым необходимым их минимумом.
Этот минимум определяется задачей выявления главных художественных или конструктивных особенностей произведения, сохранившихся целиком или фрагментарно (для I и II групп ценностной шкалы). Наличие значительных утрат, так же как и фрагментарность экспоната, не противоречит современным требованиям экспозиции. Современный взгляд на возможность экспонирования такого рода памятников учитывает способность зрительного восприятия к мысленной
его реконструкции. Условием экспонирования памятника является проведение реставрационных работ, сообщающих фрагментарно сохранившемуся экспонату художественную и конструктивную завершенность.
Организация поэтапной работы, начиная с самых первоочередных дополнений, закрепляемых на месте утраты, включает обязательное уточнение и утверждение их в рабочей модели (или макете), с тем чтобы исключить неубедительные, чрезмерные или необязательные привнесения, которые иногда предъявляются «пост фактум».
Благодаря постадийному ведению работ со съемными, легкоудаляемыми моделями восполнений, удается с большой наглядностью сопоставить различные варианты предлагаемых решений, вовремя вносить необходимые поправки и изменения и, таким образом, реально контролировать весь ход этого многотрудного реставрационного процесса.
Вместе с тем в практике реставрации даже явно неуместные привнесения, выполненные вопреки методическим указаниям, но стилистически угаданные, искусно «вписанные» в памятник, способны создавать впечатление органичности, подлинности, порой вводящие в заблуждение самых искушенных специалистов.