Общие принципы и методологию реставрации каменной скульптуры принято рассматривать в контексте более широких теоретических исследований, посвященных архитектурным и археологическим памятникам. В самом деле, здесь очень много точек соприкосновения, и многие общие положения теории научной реставрации архитектурных объектов в полной мере приложимы к реставрации скульптуры, в частности к тому ее разделу, который вызывает наибольшие противоречия, — к восполнению утраченных фрагментов скульптуры.
«Аналитический метод» реставрации, сложившийся к началу XX века в архитектуре, допускает частичное, строго ограниченное восстановление отдельных деталей и элементов, для научного обоснования которых имеются бесспорные и очевидные данные на самом здании, в натуре. Вместе с тем как совершенно недопустимые отвергаются всяческая «отсебятина» и «произвол», восстановления «по наитию» и претензии на «вторичное творчество».
При всей несомненной ценности и пользе этих исходных положений все же приходится признать их явную недостаточность в решении многообразных задач, постоянно выдвигаемых живой реставрационной практикой.
Многолетний практический опыт, накопленный в отделе скульптуры ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря, дает основание говорить о необходимости выработки неких единых, общепринятых критериев в подходе к проблеме восстановлений с точки зрения правомерности и мотивированности реставрационного вмешательства в произведение скульптуры в том или ином конкретном случае.
Определение единых критериев в подходе к данной проблеме целесообразно, на наш взгляд, начать с выработки классификации произведений по ценностным группам, которая утвердила бы ныне существующие различия требований к полноте документального материала, привлекаемого при восстановлении утрат.
Ниже приведена разработанная нами классификация произведений скульптуры и пластики (она не претендует на универсальность и не исключает почти неизбежных частных коррективов, учитывающих специфические особенности каждого произведения).
«Ценностная шкала»
При выборе реставрационного решения о восполнениях на скульптуре предлагается руководствоваться прежде всего «ценностным» критерием. С его помощью можно, хотя бы условно, подразделить на несколько обширных групп все пестрое многообразие произведений скульптуры и пластики из музейных и дворцовых собраний, различающихся как по виду, жанру, назначению, так и по месту и времени создания.
Предлагаемую дифференциацию следует связывать не столько с прямым стоимостным выражением художественной ценности произведения, сколько с его исторической и документальной значимостью как объекта научного изучения и, с другой стороны, со своеобразием использованных в нем изобразительных и технических средств, далеко не всегда доступных воспроизведению современными средствами.
Показательно, что подобной ценностной шкалой пользуются в практике реставрации уже давно. Это находит отражение в бытующих определениях «древний», «авторский», «аутентичный», «уникальный» — в повышенном значении, и «поздний», «вторичный», «тиражированный» — в сниженном.
Предлагаемый вариант так называемой «убывающей ценностной шкалы» подразделяется на четыре группы.
I. Произведения скульптуры и пластики от глубокой древности до искусства Нового времени (до XVII в.20): археологическая и древняя скульптура, произведения скульптуры и пластики Средневековья, Возрождения и барокко.
II. Подлинники и авторские произведения Нового времени (с XVII в. и современные): произведения скульптуры, начиная с классицизма и до наших дней, имеющие значение авторских оригиналов и подлинников.
III. Вторичные произведения и копии Нового времени: скульптурные повторения, вольные и канонизированные копии с античных и более поздних образцов, архитектурные фрагменты, декоративно-прикладные изделия (вазы, столешницы, картуши, маскароны, саркофаги, настольные украшения и т. п.).
IV. Серийные и тиражированные произведения (с середины XIX в. и до наших дней): репродуцированные слепки и размноженные в многочисленных экземплярах отливки и оттиски (гипсовые, бетонные, керамические, пластмассовые), а также поделки кустарных промыслов и изделия антикварного и сувенирного характера.
Предлагаемая группировка, при всей очевидной схематичности, все же позволяет наметить общие ориентиры для выработки подхода к однотипным произведениям скульптуры. Появляется возможность обозначить различные уровни допуска для тех или иных видов и объемов реставрационных дополнений — другими словами, можно достаточно четко регламентировать меру реставрационного вмешательства, исходя из основных типологических данных, характеризующих конкретное произведение.
Из приведенной шкалы следует: чем выше ценностный статус группы, к которой относится рассматриваемое произведение, тем осторожнее и осмотрительнее должно приниматься решение о восполнениях, тем строже должно быть требование к обоснованности, мотивированности принимаемого решения и, наконец, убедительности предлагаемого проекта реставрации.
Так, для произведений I и II групп ограничение или полный отказ от любых привнесений могут быть предписаны принципиальной установкой современной научной реставрации, причем независимо от факта наличия исчерпывающего документального материала. Здесь уместна параллель с используемым в архитектуре «методом анастилоза», предписывающим полный отказ от восполнения разрушенных частей руинированного памятника, что вполне применимо и к поврежденной древней скульптуре с утраченными фрагментами (ил. 12).
- Fehler bei der Generierung - Bitte Zugriffsrechte der Image-Ordner pruefen!
12. Саркофаг. XII в. Известняк. Происходит из Белгорода Киевского. После реставрации. Пример отказа от полного восполнения крышки.
Иной подход — к произведениям III и IV групп, когда при тех же условиях, как правило, допускается полный объем восполнений или же только та его часть, которая отвечает чисто практическим соображениям целесообразности (материальные затраты, трудоемкость работ и т. д.).
Кроме того, следует учитывать, что, помимо вполне оправданного пиетета к художественной уникальности или древности памятника, должны приниматься в расчет и сугубо технические сложности, связанные с необходимостью воспроизведения древних приемов обработки материала. Об этом пишет Е. В. Михайловский, ссылаясь на высказывание итальянского профессора Густаво Джованнони, жившего на рубеже XIX-ХХвв.: «...особенности искусства прошлых веков, в частности средневековья, не дают нам возможности с нашими новыми художественными навыками и новыми техническими приемами создавать какие-либо добавления к древним памятникам в их стиле».
Подобные же трудности возникают и при реставрации произведений из ряда современных неевропейских стран, воплощающих художественные традиции иных культур, нередко со сложной символикой и специфической стилистикой.
И наконец, существуют некоторые стилистические направления конца XIX — начала XX века, а также изделия народных промыслов, где не только нарушаются, деформируются анатомические формы, но и сугубо геометрические трактуются субъективно и произвольно, что исключает возможность достоверного прогнозирования утраченных частей. Достаточно вспомнить свободную живописную моделировку импрессионистов, преднамеренные «ошибки» примитивистов, а также безыскусный «наив» кустарных поделок народных мастеров. Среди этих произведений и поделок не найти двух вполне идентичных, что в высшей степени осложняет использование аналогий при восполнениях.