Проза середины 1980—1990-х годов. Кризис лит.журналов и издательств – нет денег у населения, разделение писателей и издателей на «патриотов» и «демократов». Многие думали, что литра кончилась, но восстановление произошло в 1992 Вт.п. 80-х – единение литры и об-ва, проза несла об-ву >> нужную инфу. Литра оформляется в пределах сущ. Художественных систем. Антитоталитарная проза – Наумов, Солженицын – публикация «задержанных» произведений. На этом нагрели ручки журналы. О сталинских временах: Анатолий Рыбаков – «Дети Арбата» (87) (трилогия «Тридцать пятый и другие годы. Книга первая» (89), «Страх. Книга вторая» (90), «Прах и пепел»(94)), Дудинцев – «Белые одежды». «Дети Арбата» - произведение о сверстниках писателя, которые олько закончили вузы, о малой родине – Арбате. 4 мальчика, 3 девочки. Предвоенная эпоха. Отец Юрия Шарока не может простить Советской власти национализацию его портняжной мастерской. Также и сам Юрий. Саша Панкратов биографически близок автору – учеба, ссылка – выразитель идей поколения. В романе параллельно существуют 2 мира – арбатской молодежи и Сталина с его окружением. Наибольшей удачей считается образ Сталина. Показана его мысль и самоанализ Александр Зиновьев (1922) – «Зияющие высоты». Злая сатира на совок, опубликована на Западе. Особый жанр – «социологический роман», соединяющий художественное и научное изображение. Роман этого жанра можно определить как философский, политический. «Гомо советикус» 1982.нет ничего от традиционной романной формы, нет сюжета, системы персонажей. 216 глав, 218 страниц. Объединяющая роль у автобиографического героя-повествователя и поэтики заголовков. «Я советстующий эмигрант на Западе… Для меня только одно место в мире есть столица: это – Москва. Все остальное для меня провинция… Она есть столица истории… я выпал из истории». Действующие лица, в том числе и главный герой по своей социальной роли: Писатель, Художник, Диссидент, Циник, Нытик, Энтузиаст, Дама, Вдохновитель и т.д. У всех одна забота, как устроиться получше на Западе, и к концу книги |их судьба как-то решается. Ждет своей участи и главный герой, его I регулярно вызывают на допросы в соответствующие органы Германий, чтобы прояснить его личность и диссидентскую роль на Западе. Жизнь героя, его художественное время, существует от допроса до допроса — это основная сюжетная линия. Вот почему двенадцать рассыпанных в тексте романа глав с повторяющимся названием «Допрос», фиксирующие значение времени, динамику событий, играют важную композиционную роль. К этой серии относится и предпослед-няя главка «Конец проверки», в которой допрашиватели сообщают, что проверка окончена и что герою остается лишь ждать своей участи. Если 12 глав под названием «Допрос» служат временными вехами в сюжете, то семь глав в заключительной части романа с названием «Решение судеб» как бы завершают побочные мини-линии. «Мы и Запад» так названы в романе 9 глав, в которых находит свое решение основная политическая антитеза романа. 9 коротких глав под названием «Сооружение» как бы ведут порочную символическую линию судьбы герояНовый философский рома – Дмитрий Галковсккий «Бесконечный тупик». Роман «Бесконечный тупик» (1988) имеет небольшой по объему исходный текст (гипертекст), написанный в течение 1984—1985 гг., и основной текст, который состоит из 949 примечаний к первоначальному тексту. «Структура «Бесконечного тупика» достаточно сложна. Большинство «примечаний» являются комментариями к другим «примечаниям», то есть представляют собой «примечания к примечаниям», «примечания к примечаниям примечаний» и т.д.»,- пишет автор в предисловии. Смысл названия – «Русская история бесцельна. – это тупик. Русская история бесцельна – это бесконечность. Всякая культура конечна. Но русская культура будет существовать… всегда… Она будет погибать и возрождаться как феникс». Цель романа – самопознание и познание России, ее культуры на основе книг Розанова. По прочтении «Бесконечного тупика» складывается мнение о писателе, как человеке высокообразованном, философе милостью божьей, избравшем для самовыражения литературную форму, как единственно возможную, по его словам, для русского мышления. Даже отбор отрывков для штудий из произведений Розанова свидетельствует о глубине писательской личности. Альтернативная проза. Истоки – Вт.п.70-х, Аксенов, Виктор Ерофеев, Попов создали альманах «МетрОполь» - манифест отторженной литры. Венедикт Ерофеев (38-90) «Москва-Петушки» (69 написана, изд.в 88). Повесть, единственная в своем роде. Представлен не мир как хаос, а хаос в сознании автобиографического героя в состоянии опъянения. Такой текст нельзя сделать, он органически вытекает из личности автора, ведущего богемный образ жизни. . просматривается образ хорошего, но глубоко несчастного чела. Сейчас альтернативная проза как литературное явление еще не состоялась и теперь теряет читателя, который уходит к массовой литре, т.к там деятельные и интеллектуальные герои(Маринина, Акунин). Антитоталитарная, антисталинская проза стихает к сер.90—х, появляется интерес к современности. Новый философский роман возникает на стыке науки и литры.
Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки -Роман Ч. Айтматова 'Плаха' (1986 г.), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова 'Дети Арбата' (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева 'Белые одежды' (1987 г.) и Д. А. Гранина 'Зубр' (1987 г.). Послевоенным 'детдомовским' детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина 'Ночевала тучка золотая' (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.
В 90-х годах появл Постмодернизм. Характерной чертой концепции постмодернизма считается 'цитатность'. Например роман популярного современного писателя В. Пелевина 'Чапаев и Пустота' во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина 'Generation П', 'Амон Ра', 'Жизнь насекомых' и др.