Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проза середины 1980—1990-х годов



Проза середины 1980—1990-х годов. Кризис лит.журналов и издательств – нет денег у населения, разделение писателей и издателей на «патриотов» и «демократов». Многие думали, что литра кончилась, но восстановление произошло в 1992 Вт.п. 80-х – единение литры и об-ва, проза несла об-ву >> нужную инфу. Литра оформляется в пределах сущ. Художественных систем. Антитоталитарная проза – Наумов, Солженицын – публикация «задержанных» произведений. На этом нагрели ручки журналы. О сталинских временах: Анатолий Рыбаков – «Дети Арбата» (87) (трилогия «Тридцать пятый и другие годы. Книга первая» (89), «Страх. Книга вторая» (90), «Прах и пепел»(94)), Дудинцев – «Белые одежды». «Дети Арбата» - произведение о сверстниках писателя, которые олько закончили вузы, о малой родине – Арбате. 4 мальчика, 3 девочки. Предвоенная эпоха. Отец Юрия Шарока не может простить Советской власти национализацию его портняжной мастерской. Также и сам Юрий. Саша Панкратов биографически близок автору – учеба, ссылка – выразитель идей поколения. В романе параллельно существуют 2 мира – арбатской молодежи и Сталина с его окружением. Наибольшей удачей считается образ Сталина. Показана его мысль и самоанализ Александр Зиновьев (1922) – «Зияющие высоты». Злая сатира на совок, опубликована на Западе. Особый жанр – «социологический роман», соединяющий художественное и научное изображение. Роман этого жанра можно определить как философский, политический. «Гомо советикус» 1982.нет ничего от традиционной романной формы, нет сюжета, системы персонажей. 216 глав, 218 страниц. Объединяющая роль у автобиографического героя-повествователя и поэтики заголовков. «Я советстующий эмигрант на Западе… Для меня только одно место в мире есть столица: это – Москва. Все остальное для меня провинция… Она есть столица истории… я выпал из истории». Действующие лица, в том числе и главный герой по своей социальной роли: Писатель, Художник, Диссидент, Циник, Нытик, Энтузиаст, Дама, Вдохновитель и т.д. У всех одна забота, как устроиться получше на Западе, и к концу книги |их судьба как-то решается. Ждет своей участи и главный герой, его I регулярно вызывают на допросы в соответствующие органы Германий, чтобы прояснить его личность и диссидентскую роль на Западе. Жизнь героя, его художественное время, существует от допроса до допроса — это основная сюжетная линия. Вот почему двенадцать рассыпанных в тексте романа глав с повторяющимся названием «Допрос», фиксирующие значение времени, динамику событий, играют важную композиционную роль. К этой серии относится и предпослед-няя главка «Конец проверки», в которой допрашиватели сообщают, что проверка окончена и что герою остается лишь ждать своей участи. Если 12 глав под названием «Допрос» служат временными вехами в сюжете, то семь глав в заключительной части романа с названием «Решение судеб» как бы завершают побочные мини-линии. «Мы и Запад» так названы в романе 9 глав, в которых находит свое решение основная политическая антитеза романа. 9 коротких глав под названием «Сооружение» как бы ведут порочную символическую линию судьбы герояНовый философский рома – Дмитрий Галковсккий «Бесконечный тупик». Роман «Бесконечный тупик» (1988) имеет небольшой по объему исходный текст (гипертекст), написанный в течение 1984—1985 гг., и основной текст, который состоит из 949 примечаний к первоначальному тексту. «Структура «Бесконечного тупика» достаточно сложна. Большинство «примечаний» являются комментариями к другим «примечаниям», то есть представляют собой «примечания к примечаниям», «примечания к примечаниям примечаний» и т.д.»,- пишет автор в предисловии. Смысл названия – «Русская история бесцельна. – это тупик. Русская история бесцельна – это бесконечность. Всякая культура конечна. Но русская культура будет существовать… всегда… Она будет погибать и возрождаться как феникс». Цель романа – самопознание и познание России, ее культуры на основе книг Розанова. По прочтении «Бесконечного тупика» складывается мнение о писателе, как человеке высокообразованном, философе милостью божьей, избравшем для самовыражения литературную форму, как единственно возможную, по его словам, для русского мышления. Даже отбор отрывков для штудий из произведений Розанова свидетельствует о глубине писательской личности. Альтернативная проза. Истоки – Вт.п.70-х, Аксенов, Виктор Ерофеев, Попов создали альманах «МетрОполь» - манифест отторженной литры. Венедикт Ерофеев (38-90) «Москва-Петушки» (69 написана, изд.в 88). Повесть, единственная в своем роде. Представлен не мир как хаос, а хаос в сознании автобиографического героя в состоянии опъянения. Такой текст нельзя сделать, он органически вытекает из личности автора, ведущего богемный образ жизни. . просматривается образ хорошего, но глубоко несчастного чела. Сейчас альтернативная проза как литературное явление еще не состоялась и теперь теряет читателя, который уходит к массовой литре, т.к там деятельные и интеллектуальные герои(Маринина, Акунин). Антитоталитарная, антисталинская проза стихает к сер.90—х, появляется интерес к современности. Новый философский роман возникает на стыке науки и литры.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки -Роман Ч. Айтматова 'Плаха' (1986 г.), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова 'Дети Арбата' (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева 'Белые одежды' (1987 г.) и Д. А. Гранина 'Зубр' (1987 г.). Послевоенным 'детдомовским' детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина 'Ночевала тучка золотая' (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

В 90-х годах появл Постмодернизм. Характерной чертой концепции постмодернизма считается 'цитатность'. Например роман популярного современного писателя В. Пелевина 'Чапаев и Пустота' во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина 'Generation П', 'Амон Ра', 'Жизнь насекомых' и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.