Раздел 6.4 Стандарта содержит требования к условиям, которые необходимо обеспечить качество продукции.
7. Выпуск продукции
Выпуск продукции
· 7.1 Планирование создания продукции
· 7.2 Процессы, связанные с потребителем
· 7.3 Проектирование и разработка
· 7.4 Закупки
· 7.5 Производство и обслуживание
· 7.6 Управление оборудованием для измерений и мониторинга
В стандарте ISO 9001 раздел 7.1 является вводным, обзорным - как и все другие первые пункты каждого раздела стандарта ISO 9001, начиная с 4-го раздела. Этот пункт не содержит требований, а только обзор требований, которые будут сформулированы в следующих пунктах этого раздела. Именно поэтому при аудите СМК невозможно обнаружить несоответствие по пункту 7.1. Область для улучшения можно найти, а несоответствие - нельзя. По крайней мере, у меня этого не получается. Даже когда отсутствуют документированные процедуры на процессы изготовления продукции, включая деятельность по выпуску продукции (это не одно и то же), работники всегда могут сослаться на то, что они и так хорошо знают, что и как делать, поэтому они не нуждаются в излишней формализации и документировании производственных процедур. Исключение, пожалуй, составляют, так называемые "спецпроцессы" - предмет пункта 7.5.2 стандарта ISO 9001. Но это мы обсудим на странице 7.5 Производство и обслуживание - в соответствующем месте. Ещё одной особенностью раздела 7.1 стандарта ISO 9001является то, что из него можно делать исключения. Это значит, что если в деятельности предприятия или организации отсутствует какой-то элемент, описанный стандартом ISO 9001, то этот пункт можно "официально" исключить из своей СМК - системы менеджмента качества и прямо заявить об этом в своём Руководстве по качеству. Чаще всего исключаю следующие пункты:
ISO 9001 пункт 7.3 - Проектирование и разработка. Но будьте осторожны! Например, если предприятие оказывает услуги, то пункт 7.3 Проектирование и разработка просто нельзя исключать из своей системы - прямой запрет на это установил IAF - International Accreditation Forum (Международный Форум по Аккредитации). Это единственная организация, за которой признаётся право комментировать стандарты, разработанныеISO - International Organization for Standardization (Международная организация по стандартизации - автор стандарта ISO 9001). Так как в России дееспособный и компетентный орган по аккредитации фактически отсутствует, российские - ГОСТ Р-овские органы по сертификации часто игнорируют запрет на исключение пункта 7.3 из систем российский предприятий, чем наносят колоссальный урон качеству всех уровней. В реальном бизнесе нет такого предприятия, у которого отсутствовали бы услуги. Производство товарной продукции и оказание услуг всегда соседствуют. Поэтому очень не рекомендую идти на такой шаг - исключать из своей СМК пункт 7.3 Проектирование и разработка. Есть и другие аргументы в пользу того, что для предприятия ВЫГОДНО включить в сою систему управления понятие "Проектирование и разработка" - пункт 7.3.
ISO 9001 пункт 7.4 - Закупки - редкие предприятия исключаю этот пункт. Теоретически возможно. А практически? В конце концов, все покупают услуги сотовых операторов связи и Интернет - провайдеров.
ISO 9001 пункт 7.5 – Производство и обслуживание. Весь этот пункт исключить невозможно, но некоторые его подпункты - можно.
ISO 9001 пункт 7.5.2 - это пункт "Валидация процессов производства и обслуживания" или по-старому, "спецпроцессы", можно исключить, если только вы абсолютно уверены в их отсутствии в вашей СМК. Действительно, существует такая тенденция по переводу всех "спецпроцессов" в разряд "обычных процессов" - меньше хлопот. Однако, наблюдается и противоположная тенденция. Для удешевления производственных процессов за счёт снижения числа операций технического контроля некоторые современные предприятия возвращаются в спецпроцессам. Но это возможно только там, где эти процессы хорошо отлажены временем и применяется суперсовременное оборудование или работает суперквалифицированный персонал.
ISO 9001 пункт 7.5.4 - Собственность потребителя. Многие исключают, а напрасно. Например, у каждой фирмы есть клиенты, есть информация о клиентах (закон о персональных данных). Эта информация может быть конфиденциальной, а значит, она является собственностью клиента.
Пример:
Объединённая генерирующая компания. Они хотели исключить пункт 7.5.4 - Собственность потребителя - их своей СМК. Выяснилось, что все электроприборы всех потребителей, включая энергоустановки транспортных энергетических компаний, находятся "под управлением" генерирующих станций. Неполадки в электрогенерации могут вывести из строя всё электрооборудование страны. То же касается выработки и поставки тепловой энергии. Трубы, как правило, принадлежат городским сетям, а не тепловой электростанции. Гидроудар, инициированный на тепловой станции или на насосной станции, может разрушить трубопроводы - собственность непосредственных потребителей, а также батарем отопления горожан - собственность конечных потребителей. Вывод: тепловые станции имеют под своим управлением собственность потребителей.
ISO 9001 пункт 7.6 - Управление оборудованием для мониторинга и измерений. Этот пункт исключают те, у кого нет измерительных приборов, т.е. технических средств измерения. Однако, надо помнить, что к техническим средствам измерений относятся также калибры (измерение размеров), шаблоны (сопоставление формы), образцы внешнего вида (сравнение с утверждённым образцом внешнего вида).