Образование Речи Посполитой не отменила Великого княжества Литовского, но политическое и экономическое положение местного населения значительно ухудшилось. Выборы в общий сейм показали, что решающая роль в нем принадлежала польской шляхте. Так, всего в сейме насчитывалось 180 депутатов, но только 46 депутатов представляли ВКЛ.
Многие белорусские магнаты не попали в состав панов - рядных. Политические вопросы, которые белорусский знать "просила" решить в польского короля путем принятия соответствующих законов, не попадали в общий Сейм.
Поэтому очень скоро депутаты сейма от ВКЛ добились издания отдельных законодательных актов для действия в пределах ВКЛ, что не было предусмотрено Люблинской унией. Вполне вероятно, что эти законы принимались на отдельных заседаниях депутатов Сейма от ВКЛ. Издание Статута 1588 г. произошло таким же путем. Учитывая дискриминацию со стороны Польши, Статут ВКЛ 1588 г. во многих случаях отходил от условий Люблинской унии. Так, статья 12 Устава запрещал полякам приобретать земельную собственность в пределах ВКЛ. Устав сохранял право ВКЛ на отдельное законодательство, собственный государственный аппарат и армию. Польские паны не имели права занимать государственные должности в пределах ВКЛ. Отличительным было и то, что устав 1588 закрепил в качестве государственный старобелорусский язык.
Однако в целом эти правовые нормы не могли остановить главного-упадка государственности, потерю белорусами национальной Отечества, наступления полонизации. Дело в том, что в Речи Посполитой с течением времени все ветви власти - законодательную, исполнительную, судебную - убрала в свои руки знать. Этот процесс шел под девизом: "не последует старины, не вводите новости".
Король Речи Посполитой избирался на сейме и полностью зависел от его решений. В 1573 г. было принято постановление согласие, с которой 16 сенаторов всегда находились при короле и являлись его советниками в любом деле. Это означало, что политическая власть приобрела четкий олигархический характер.
Только знать имела право распоряжаться государственными налогами, она созвала посполитое войско, с 1632 шляхта начала контролировать чеканку монеты, с 1775 - раздачу королем государственных земель. Политическая ограниченность королевской власти привела к тому, что реальных финансов, имущества и власти король не имел.
Кроме того, вначале XVII в. знать получила право на конфедерацию и Рокаш. Конфедерация - это союз шляхты, вызванный какой-либо причиной. Как правило, та или иная часть шляхты ставила своей целью защиту своих прав или борьбу за политическую идею, например, защиту католичества.
Рокаш - это исключительное право шляхты на борьбу против короля, если последний нарушал какое-либо ее право закреплено Сеймом.
Таким образом, общая политическая система Речи Посполитой была по форме республиканской, а по содержанию и сути - олигархической. Это способствовало развитию всеобщего кризиса Речи Посполитой. Исключительные права, которыми владела польская шляхта, манили политическую элиту ВКЛ. Поэтому на протяжении XVII в. почти вся белорусско-литовская шляхта приняла католичество и была ассимилировано поляками. Этот процесс охватил и государственную идеологию, которой являлось христианство. В Речи Посполитой главная роль принадлежала католическому костелу, а в ВКЛ - православной церкви.
Политические противоречия, войны между Вильнюсом и Москвой, а потом между Речью Посполитой и Московским царством способствовали тому, что в ВКЛ усилилось униатский движение, которое ставило своей целью объединение православной церкви, но не с костелом в общем, а только с Ватиканом.
После того, как в Москве в 1589 г. был создан патриархат, получивший право на управление православной церковью и в ВКЛ, униатский движение в ВКЛ резко усилилось.
В 1595 г. папа Римский подписал акт унии для православной церкви в пределах ВКЛ, а в 1596 г. православные епископы ВКЛ со своей стороны подписали церковную унию с Римом в Бресте. Согласно условиям унии православная церковь попала в политической и каноническую зависимость от Рима, но компромиссом было то, что она сохранила традиционную православную обрядность.
Таким образом, политическое, правовое и идеологическое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой определялось потерей основ государственности и национальной самобытности во всех сферах жизни народа.