Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование белорусской народности во второй половине XIII-первой половине XVII вв. Культура Беларуси в XV - XVI вв



Основными цивилизационными факторами, решающим образом влияли на этно-национальные процессы, которые проходили во всем мире были:

а / наличие единого языка;

б / наличие государственного суверенитета;

в / наличие единой национальной идеологии;

г / наличие национально-культурных ценностей и их носителей.

Территория, на которой происходила эволюция древнего белорусского этноса в народное сообщество, была та же, что и в IX-XIII вв. Это Витебщина, Виленщина, Гродненщина, Минско-Слуцкий регион, Гомельщина, Брестчина. В течение 400 лет на отмеченной территории сложился самостоятельный язык, который был отличительным признаком общества. Мировая практика свидетельствует, что без языка нет ни народности, ни нации. Поэтому все мировые народности сложились на основе языкового единства. И белорусы здесь не были исключением. Количественный состав населения был также среднеевропейским: в XIII-XVI вв. в Беларуси проживало около 1,5-2 млн. человек.

Основная часть белорусского населения проживало в деревнях. Национальное чувство и национальная идеология были в первую очередь связаны с малой родиной, уважением к своему народу и государству. Как писали летописцы, белорусы хранили "обычаи древних", потому что это обеспечивало социальную стабильность общества и государства.

Национальная идеология формировалась на основе независимости и суверенитету государства. Однако этого было недостаточно, так как идеология должна была стать частью самосознания каждого белоруса. Это находило отражение и в борьбе Великого княжества Литовского с внешней агрессией и в развитии культуры. Борьба с вражеской агрессией крепили Полоцкое княжество, она стала одним из факторов образования ВКЛ. В этом отношении национальная идеология была закреплена в государственном гербе ВКЛ - "Погоня". Судьбоносные победы ВКЛ в 1362 г. в битве на Синих водах, битве 1410 г. над Грюнвальдом и битве 1514 г. под Оршей вдохновлялись национальной идеологией. Идеологические факторы крепили национальную политическую элиту, которая была фундаментом белорусской народности. Языково-культурные факторы также способствовали формированию белорусской народности.

В ВКЛ белорусский язык был общим и единственным средством международного общения, поэтому государственность этого языка была только отражением исторической действительности, которая сложилась в государстве. Книгопечатание способствовало развитию письменности белорусского языка. Благодаря деятельности Ф. Скорины, белорусский язык стал языком Библии и несла Слово божье каждому белорусу. Поэтому имени Скорины, его произведения, произведения других белорусских гуманистов духовно объединяли всех белорусов в один народ. Без книгопечатания невозможно было появление Статутов ВКЛ. Эти государственно-правовые акты способствовали развитию общего правового сознания, как среди политической элиты, так и среди низшего класса - крестьянства и горожан.

Формирование народности обеспечивалась и развитием экономики. Внутренний товарный обмен, развитие городского хозяйства, взыскание налогов способствовали более тесному объединению белорусских регионов в одно целое. Реформа 1557 г. дала возможность крестьянству получить землю в личное пользование. Она способствовала экономическому подъему хозяйства, государства, деревни и города.

Общественно-политические процессы, происходившие в Беларуси в период Ренессанса и Реформации, являются доказательством того, что белорусский народность успешно складывалась как единое тело, как один народ. Развитие культуры Беларуси в ХVΙ – начале ХVП вв. получило название «белорусское Возрождение». Оно было связано с Ренессансом – развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества. В конце ХV – ХVΙ вв. на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами Западной и Центральной Европы; развитие книгопечатания, образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. Получает распространение меценатство. Все это способствовало преодолению средневековой схоластики, формированию гуманистической идеологии, развитию светской культуры [2, С. 142 - 161]. В отличие от западноевропейских стран Возрождение на Беларуси возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских феодалов. В результате удельный вес светских начал в культуре был меньшим, чем на Западе. Специфика Возрождения на Беларуси: столкновение западноевропейской и восточно-европейской традиций; наличие определенного времени религиозной толерантности, полилингвизм литературы. Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скорина и Н. Гусовский.

Главные достижения в развитии культуры в первой половине ХVΙ в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статусы 1529, 1566, 1588г.г.). Литературным шедевром стала поэма Н. Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа. Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скориной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скорина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скорины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы ХVΙ в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский. В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия – первое высшее учебное заведение. Во второй половине ХVΙ в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемориальная литература, появляются пародийно-сатирические произведения.

В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.

В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.

Белорусская культура ХΙV – ХVΙ вв. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в обще европейский культурно-исторический процесс.

14. Этническое сознание населения Беларуси во второй половине XIII - первой половине XVIIст. Этимология "Белой Руси".

Научное определение этнического самосознания населения Беларуси в XIII - первой половине XVII в. является одной из самых сложных проблем белорусского исторической науки. Это объясняется тем, что названия "Беларусь", "белорусы" хоть и давние, но они не местного происхождения. Они сначала не имели четкого этнического характера, поэтому не отображались и не закреплялись в сознании местного населения. Название "Белая Русь" не упоминается в источниках XII-XV вв. начиная с "Повести временных лет", Радивиловского, Лаврентьевской, Ипатьевской и других аутентичных документах того времени. Этого названия нет в белорусских летописях и хрониках XV-XVI вв. Названия "Белая Русь" нет даже в Баркалабайским летописи, которая составлена в Восточной Беларуси в первой половине XVII в.

Большинство названий "Белая Русь" во второй половине XIII-XVI вв., содержащихся в иностранных - немецких, итальянских, английских хрониках, географических картах, дипломатических документах, записках различных чужеземцев. Эти источники только определяют территорию Белой Руси.

К этой территории они относят собственно белорусские земли, территории, входившие в состав Псковщины, Украины, Владимиро-Суздальского княжества и Московской Руси. Впервые название "Белая Русь" встречается в Дублинским рукописи, где содержится небольшой географический трактат под названием "Описание земель».

Христианский миссионер, среди прочих, упоминает и Белую Русь, понимая под этим названием территорию от Турова до Пскова. Дублинский рукопись относится ко второй половине XIII в.

В литературных источниках середины XVI в. уже встречаются представления о Белой Руси как собственно белорусские территории. Подробно описано Белая Русь в "Хронике" Матея Стрыйковского, который жил в Беларуси. В этом произведении встречается и первое упоминание белорусов как этноса. Этноним белорусы, белоруске, появившийся на рубеже XVI-XVII вв., Применялся прежде всего в отношении "негенетических" белорусов, т.е. он относился к той части русских, которые переселились в ВКЛ в XVI в. с территорий приграничных земель Московии, отошедшие ВКЛ при Витовте Великим. Во второй половине XVII в. этнонимом "белорусы" стали обозначать местных жителей Полотчины и Могилевщины, Гомельщины, которые после Брестской унии 1696 сохранили православие. В этом контексте термин "белорус" являлся синонимом термина "настоящий русский" / т.е. он был конфесинонимом /. В этом контексте термин "Библия русская» использует и Ф. Скорина. Такое определение жителей Полотчины было неслучайным. В XIV-XVI вв. власти ВКЛ также определяли жителей Палаччыны в качестве "русинов".

Однако документы XVI в. содержат сведения о том, что граждане ВКЛ обозначали термином "белорус" и свою национальность. Одним из первых, кто называл себя белорусом, был Соломон Рысинский, известный белорусский издатель и писатель. В документах Альтдорскага университета за 2 декабря 1586 С. Рысинский записан Соломон Патэрус белорус. Беларусью С. Рысинский называл свою родину и в письмах к ученым.

Значительно позже, уже во второй половине XVIII в., Императрица Екатерина II начала официально называть белорусами жителей Полотчины и Могилевщины. В 1796 г. Екатерина II объединила эти две губернии в одну со столицей в Витебске. Общая губерния получила официальную политическую название "Белорусским». Это была одна на всю Россию губерния, которая имела национальную название. Сразу после этого появились названия белорусский край, Беларусь.

Поскольку термин «белорусы» стал эндоэтнонимом местного населения только в конце XVIII в., Все попытки определить его содержание и этимологию являются не столько научными, сколько литературными. Первым эту попытку сделал российский историк В. Татищев, а за ним пошли и остальные. Этимологию эпитета "Белая" объясняли и объясняют по-разному: и от Белого моря, и от белого снега, и как синоним слова "свободная", "большая" и т.д.

На наш взгляд, эпитет "Белая" в отношении Руси закрепился за Беларусью прежде всего по причине того, что на ее территории вплоть до XV в. сохранялось язычество. Белый цвет в индоевропейцев означал святость. В символике древних ариев белый цвет принадлежал высшему священству - брахманом.

Означал белый цвет и духовную чистоту, смирение, стремление к внутреннему совершенствованию человека. Языческие жрецы хранили арийскую символику, в том числе и в отношении одежды, и в отношении смыслового содержания белого цвета. С течением времени этот смысл частично был закреплен и в белорусском бело-красно-белого флаге.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.