Великие географические открытия продолжались значительный период времени. Они начались в конце XV в., А завершились только вначале XVII в., Когда была открыта Австралия. Эпоха великих географических открытий оказала значительное влияние на развитие мира. Она привела к такому явлению как "революция цен", что дало мощный толчок развитию общественного производства. Суть "революции цен" была в том, что огромный наплыв золота в Европу сделал деньги более дешевыми, а товары, наоборот, более дорогими. Цены на товары выросли в 4-5 раз. Это вызвало настоящий мануфактурный бум, быстрое разрушение ремесленного производства, резкое подорожание питания. В конечном итоге "революция цен" привела к перераспределению частной собственности в пользу буржуазии.
Второй социально-экономическим, политическим и культурным явлением, которое изменило жизнь традиционного общества, была Реформация. Если центрами Ренессанса были города Италии, то центрами Реформации стали города Германии. Предпосылки реформационного движения были созданы гуманистами. Это относится, в первую очередь, к духовным предпосылкам. В своих произведениях немецкие гуманисты затрагивали не только вопросы философии и религии, они, прежде всего, критиковали католическую церковь и прославляли свободу человеческого духа.
Выдающимся произведением немецкого гуманизма было сатирическое произведение С. Бранта под названием "Корабль дураков", в котором автор высмеивал традиционные ценности, жизнь и мораль правящей феодальной олигархии. Большим успехом в среде гуманистов пользовались произведения Эразма Роттердамского. В своих произведениях - "похвальба глупости", "Домашние беседы" этот человек называл себя гражданином Вселенной, критиковал нравы и мораль церковных деятелей, тирания феодалов.
Слова и идеи гуманистов, их обращение к обществу были услышаны новой политической элитой из числа буржуазии. В Германии уже сформировалась социальная среда, которая мечтала о политической реформации общества. В этом контексте обществу был нужен мощный толчок, который бы положил начало новому социальному движению. Этот толчок был задан деятельностью Мартина Лютера, его выступлениями против догматов католической церкви. Идеология гуманизма приобрела в учении Лютера черты деятельностного рационализма. Религия, по Лютера, это отношения отдельного индивида к Богу. Этим отношениям не надо посредники со стороны официальной церкви. Получалось, что религия - это деятельность человека, которому нужна церковная организация старого тына. Лютер вынес приговор католической церкви, когда заявил, что институт папства - это "анти христовое учреждение". Лютер отверг большинство католических культов и обрядов: святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и т.д. Лютер возглавил умеренное направление Реформации. Это направление получило определение бюргерско-княжеского. Эта часть общества не думала, о каких либо социальных реформах. Она хотела провести смену политической власти "мирно" и "легально". Второе направление Реформации был реакционным, феодально-католическим. Его возглавляли папа римский и германский император. Они боролись с Реформацией. Третье направление получило определение плебейско-крестьянского. Его возглавлял Томас Мюнцэр.
Наиболее радикальным посредником Лютера был Жан Кальвин. Иудей по происхождению, юрист по образованию этот реформатор защищал интересы наиболее радикальной части новой политической элиты. Идеология кальвинизм была основана на отказе от ежедневных удовольствий. Кальвин призывал к бережливости и накопления богатства путем тяжелой ежедневной работы. Ради этого кальвинизм боролся не только с роскошью, но и с искусством, народными традициями и праздниками, свободой мысли. На почве кальвинизм оформились такие протестантские секты из состава иудеев как баптисты, пуритане, адвентисты и др.
Таким образом, Реформация была направлена против старой общественно-политической системы, она способствовала установлению идеологии индустриального общества, появлению человека, который соответствовал требованиям нового времени.
Триумфальное шествие Реформации пришлась на первую половину XVI в., Уже во второй половине XVI в. началась Контрреформация.
Значительная роль в борьбе с реформационных движением отводилась папой римским Ордена иезуитов, который был основан в 1540 г. С помощью иезуитов часть населения, которая попала под влияние протестантов, вернулась в лоно костела. Реформация в Беларуси была связана с гуманистической идеологией и деятелями эпохи Возрождения. Идеи и этика Ф. остаются и после него, С. Будного, В. Цяпянскага, М. Литвина ничем не отличались от идей и этики Ф. Петрарки. Они были близкими по содержанию к идеям немецких гуманистов.
Призыв Лютера: "Праведник верою жив будет!" Ничем не отличался от учения С. Будного о соответствии права и законов жизни учению Христа. Эта идея Будного была воспринята Л. Сапегой, который в "предисловии" к Статута 1588 г. писал: "Право является настоящим рассуждением и мудрым взором человеческого разума".
Отечественные мыслители - реформаторы осуждали тиранию и аристократию. В своем произведении М. Литвин критиковал магнатов. Состояние государственной власти, "когда один уроженец занимает 10 должностей, а другие отдаленные от государственных дел", он назвал абсурдным и ненужным. По мнению А. Воляна отношения между людьми должны строиться на принципах уважения и общественной помощи. Как образец он назвал Венецианскую республику, "где никогда не разрешалось обижать простого человека". А. Валентин был сторонником теории общественного соглашения. "Сыновья и внуки заслуженных предков нередко бывают гнусные и ленивые, не способны ни к какой рыцарской дела", - утверждал А. Валентин. Он приветствовал законодательство, позволяющее простому человеку за свои рыцарские поступки обрести шляхетства, потому, что рыцарями не рождаются, ими становятся, считал Валентин. Этим самым закладывался принцип перехода нашей страны к индустриальному обществу.
Однако некоторые взгляды А. Валентина были консервативными. Шляхтичу, считал Валентин, нельзя заниматься земледелием, ремеслом, так как это "наука рабов". Поэтому белорусские крестьяне, которые составляли до 70% мелкой шляхты, не имели возможности стать "новыми Нобеля", учреждать мануфактуры, торговать, богатеть за счет своего труда и собственного дела. Поэтому общество ВКЛ вообще считала работу не почетным занятием, ведущему к процветанию личности и общества, а "наукой рабов". В результате мировоззрение политической элиты Беларуси и ее деятельность не соответствовали принципам индустриального общества. Это обстоятельство оставляло существенный отпечаток на белорусском реформационном движении. В нем была заинтересована шляхетская Магнатерия, которая видела в Реформации политический средство, помогавший бороться за власть и богатство. Этим целям магнатов наиболее соответствовал кальвинизм, который радикально менял всю христианскую обрядность, делал церковь дешевой, но при этом усиливал эксплуатацию населения в пользу протестантских общин и их местных "протекторов". Одним из таких протекторов был Николай Радивилл Черный, который построил первую протестантскую общину в Бресте. В скором времени князья Радивиллы основали такие же общины в Несвиже. С их помощью протестанты начали действовать в Клецке, Минске, Витебске, Полоцке и других городах.
Особых проблем с созданием кальвинистский общин не было, потому что если шляхтич переходил в другую веру, он обычно менял и священников в тех деревнях, поселках и городах, которые ему принадлежали. Белорусские крестьяне, наученные жизнью, не бунтовали, потому что знали, "модное увлечение господина долго не продлится". Всего в Беларуси и Литве было создано около 200 кальвинистский и несколько десятков лютеранских общин / "сборов" /, а также одна лютеранская парафия. Протестанты строили в Беларуси типографии, издавали многочисленную литературу, основали образовательные учреждения. Начальные школы были открыты в Клецке, Слуцке, Ивье, других городах. В Вильнюсе протестующие пытались открыть свою академию, но там академию открыли иезуитов. Протестанты из числа магнатов избирались в состав руководящих органов ВКЛ, под их влиянием принимались законы, в том числе и Статут 1588 г. В 60-х гг. XVI в. в Беларуси началась Контрреформация и в результате все протестантские организации вновь были переданы храму. Кальвинистские сборы сохранились в Бобруйске и Слуцке, а общины лютеран в Слониме и Минске. Однако членами протестантских общин в этих городах были только иностранцы: швейцарцы и немцы, которые здесь жили.
Таким образом, Реформация в целом сыграло положительную роль в развитии белорусского общества.