Тогда ангелы, несущие Трон, и те, кто в небесах рядом с ними, восхваляют и прославляют Его, пока восхваление Аллаха не достигает тех, кто в небесах этого мира, затем ангелы,
близкие к носителям Трона, спрашивают их: “Что сказал ваш Господь‖(Сабаа, 23), и они
им сообщают»91
Что касается того, что Всевышний разговаривал со Своими посланниками, то тут мы можем вспомнить достоверный хадис, в котором рассказывается о вознесении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) на небеса и о разговоре Всевышнего с ним.
Слова автора: «…и Он Всевышний будет (в будущей жизни) разговаривать с верующими и они будут разговаривать с Ним». На это указывает хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах скажет обитателям Рая: “О обитатели Рая!”и онискажут: “Мы здесь Господь наш и готовы служить Тебе”92.Согласованный хадис.
Слова автора: «…и разрешит им посетить Его». Это сказано, основываясь на том, что переда-но со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «…потом обитателям Рая будет
90 То есть ангел слышал его от своего Господа, и передавал его Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!).
разрешено во времени, равном дню пятницы, посетить своего Господа»93.Этот хадис приво-
дится у ат-Тирмизи, и ибн Мáджа. О том, что он слабый сказал шейх Албáни.
Слова автора: «‘Абдуллах бин Мас‘уд (Да будет доволен им Аллах!) сказал: ―Если Аллах го-ворит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба‖». Сообщения Ибну Мас‘уда в точности, как его привел автор, я не нашел, но в «Книге Единобожия» (Китáбут-Тавхúд) Ибну Хузайма привел от Ибну Мас‘уда несколько сообщений, одно из которых гласит: «Обитателинебес слышат звон небес»94.
Что касается того, что в этом отношении сказано Пророкам (Да благословит его Аллах и приветствует!), то ан-Наввáс бин Сама‘áн передал сообщение, в котором сказано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда Аллах желает сообщить свое по-
Веление, Он говорит посредством откровения, и когда Он говорит, небеса охватывает дрожь (или содрогание) из-за страха пред Всевышним, и когда это слышат обитатели не-
бес, они лишаются чувств (временно)»95.Этот хадис передал ибн Хузайма и Ибну АбиÁсим.
95Хадис сахих, Ибну Аби Áсим (527), Аль-Бухари в книге «Аль-Адабуль-Муфрад» (973), Ахмад (3/495).
~ 62 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Благородный Коран
Автор книги Ибну Куддáма аль-Макдиси сказал:
13- Речью Всевышнего является и Великий Коран, он ясное Писание Всевышнего, Его креп-кая вервь (религия) и Его прямой путь, ниспосланное откровение Господа миров, с которым снизошел верный ангел (Джúбриль) к сердцу господина всех посланников, на ясном арабском языке. Он ниспослан Всевышним и никем не создан. Он от Всевышнего и к Всевышнему воз-вратится.
Коран состоит из сур с ясными значениями, из ясных аятов, из букв и слов. Кто прочитал Ко-ран правильно и разборчиво, тому будет вознаграждение за каждую букву, равное вознагражде-нию за десять добрых праведных дел. У Корана есть начало и конец. Он состоит из частей, а они в свою очередь поделены на более маленькие части. Его читают языками, хранят в сердцах и слушают ушами. Он записан в книгах (масáхиф), он содержит ясно изложенные аяты (мухкам), и аяты, нуждающиеся в толковании (муташáбих), и отменяющие аяты (нáсих),96 и аяты отме-ненные (мансýх), общие (‗áм) и частные (хáс)97, приказания и запрещения.
Всевышний сказал:
.٨٨ ءارسلإا ةرىس
«Скажи, (Мухаммад): Если бы объединились люди и джины, чтобы сочинить нечто, по-добное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу»(Путеше-
ствие ночью, 88).
96«Ан-Насх — это отмена шариатского довода и нормы, на которую он указывает, более поздним шари-атским доводом». Более поздний довод называется «нáсих» — (отменяющий), а предшествующий довод и норма «мансýх» — (отменяемый). В случае отмены (ан-насх) иногда вместо одной нормы может быть установлена другая норма, а иногда может иметь место только отмена нормы, 97«Общими (‘áм) называют те тексты и выражения, которые без ограничения охватывают все то, на что
они указывают», примером этого служат Слова Аллаха: «Поистине Аллах любит делающих добро». Слово «делающие добро» является «‗áм», поэтому можно сказать, что Аллах любит всех тех, кого включает в себя слово «делающие добро» без ограничений. «Частными (хáс) называют те тексты и вы-ражения, которые указывают на что-то ограниченное», примером этого служат следующие Слова Алла-
ха: «Ради Аллаха люди должны совершить хадж к Каабе, те, кто способны проделать этот путь» (Али Имран, 97). Первая часть этого выражения: «Ради Аллаха люди должны совершить хадж к Каа-
бе»,—указывает на то,что хадж возложен на всех людей без исключения,так как слово«люди»вклю-чает в себя всех людей без исключения, значит это «’áм». Вторая часть выражения: «…те, кто способны проделать этот путь»,—является выделением тех,на кого возложен хадж,т.е.это те из людей,кото-рые в состоянии проделать путь до Каабы материально и физически. Эта часть и называется «хáс», пото-му как она указывает на ограниченное.
~ 63 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Коран — книга, ниспосланная на арабском языке, о которой сказали неверующие:
.٣١ أبس ةرىس
«И сказали те которые неуверовали: Мы не уверуем в этот Коран» (Саба, 31).
Некоторые из них сказали:
.٢٥ رثدًنا ةرىس
«Это не что иное, как слова людей» (Завернувшийся, 25).
Тогда Аллах Всевышний сказал о них:
.٢٦ رثدًنا ةرىس
«Я брошу его в преисподнюю» (Завернувшийся, 26).
Другие же из них сказали: «Коран — это стихи».
И Аллах Всевышний сказал им:
.٦٩ سَ ةرىس
«Мы не учили его (Своего Пророка) складывать стихи и не подобает ему это. Это не что иное, как Напоминание и ясный Коран». (Ясин, 69).
Раз Аллах отрицал то, что Коран — это стихи, и утвердил, что это Писание от Аллаха, то не осталось никакого сомнения у разумных людей в том, что Коран — это Писание на арабском языке, которое состоит из слов, букв и аятов, поскольку никто не называет поэзией то, что не состоит из слов и букв. Аллах — Могуществен Он и Велик! — сказал, бросая им вызов:
.٢٣ ةرقبنا ةرىس
«Если вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну по-добную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду»
(Корова, 23). Если бы Коран не состоял из букв, слов и звуков и был бы чем-то, что невозможно понять и осознать, то Аллах не бросил бы им вызов, сказав: «То сочините одну подобную су-
ру».
Всевышний сказал:
~ 64 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
. ١٥ سنوي ةروس
«Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они го-
ворят: ―Приведи нам другой Коран (то есть пусть Аллах ниспошлет другой Коран, в кото-ром не порицаются наши боги) или замени его‖ (то есть замени его от себя). Скажи: ―Не подобает мне заменять его по своему желанию‖» (Юнус, 15).Аллах,таким образом,утвер-
дил, что Коран — это те аяты, которые им читали.
Всевышний сказал:
.٤٩ ثىبكُعنا ةرىس
«Напротив, это ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения» (Паук, 49).
И сказал Всевышний после того, как поклялся:
. ٧٨ ٧٧ — تعقاىنا ةرىس
«Воистину это благородный Коран, находящийся в хранимом Писании» (Событие,77-78).
Всевышний Аллах начал 29 сур Корана отдельными буквами арабского языка98.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Кто прочитал Коран правиль-
но и разборчиво, тому за каждую букву будет вознаграждение, равное вознаграждению за десять добрых праведных дел, а тому, кто читал Коран и ошибся в чтении, будет за каж-дую букву вознаграждение, равную вознаграждению за одно доброе дело»99.Хадис сахих.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Читайте Коран до