Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стремление к Сунне и предостережение от бид’а (нововведений)



 

Шейх Ибну Куддáма сказал:

 

9) Нам велено следовать за ними и ориентироваться на то, чем они руководствовались. Нас предостерегают от новшеств в религии и нам сообщено, что они являются заблуждением. Ведь Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Следуйте моей сунне,и сунне

 

праведных халифов ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками (сильно придерживайтесь ее)и остерегайтесь нововведений, ведь всякое нововведение это бид’а, а всякое бид’а это заблуждение».

 

‘Абдуллах бин Мас‘уд (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Следуйте и не выдумывайте,

 

ведь вам этого хватает»33.

 

‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз (Да будет Аллах им доволен!) сказал слова, смысл которых можно изложить так: «Остановись там, где остановились известные вам люди, и следуй за ними. Ведь они остановились и воздержались, основываясь на достоверных знаниях и глубоком понимании,

 

и были более способны раскрыть истину и больше всех были достойны ее знать. Но если скаже-те, что эти новшества возникли после них, то они возникли только из-за тех, кто не следовали за ними и не руководствовались их путем и сунной. Они же объяснили истинную веру достаточно ясно, и раскрыли ее сущность в полной мере. Тот, кто добавил что-нибудь больше того, что они сделали или сказали, уже преступил пределы дозволенного, а кто пренебрегал чем-нибудь из того, что они сделали или сказали, тот не выполнил должное. Одни люди не следовали за ними

 

и поэтому отошли от истинной веры, а другие преступили пределы и старались сделать больше,

 

чем сделали они, и впали в чрезмерность. Но они (Пророк (Да благословит его Аллах и привет-ствует!) и его сподвижники), в отличие от тех и других, шли прямым путем»34.

 

Аль-Имам Абу ‘Амр Аль-Авза‘и (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Ты должен идти по следам Ас-Салафа, даже если люди отвергнут тебя, и остерегайся мнений людей, даже если они украсят их тебе словами»35.

 

Мухаммад бин Абдиррахмáн аль-Азрами сказал одному человеку, который распространял бид‘а и призывал людей следовать им: «Знали ли Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), Абý Барк, ‘Умар, ‘Усмáн и ‘Али о том, к чему ты призываешь, или нет?» Мужчина ответил: «Нет, не знали», — тогда аль-Азрами ему сказал: «Разве ты знаешь то, что не

 

33Сообщение достоверное, Ад-Дáрими (211), Ат-Табарáни в «Аль-Кабир» (9/168).

34 Это сообщение привел Абу На‘úм в книге «Аль –Хилья» (5\338), и Ибнуль-Джавзи в книге «манáкиб ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз», стр.18.

35 Это сообщение привел Аль-Хатиб в книге «Шараф Асхáбиль-Хадис», стр.7, Ибну ‘Абдиль-Бар в своей

 

книге «Аль-Джáми‘у» (2/114), Аз-Захаби в книге «Ас-Сира» (7/120), Шейх Ал-Албáни сказал, что сооб-щение достоверное.

 

~ 28 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

знали они?» Мужчина сказал: «Тогда я говорю, что они знали о ней». Аль-Азрами ему сказал: «Были ли у них причины, которые не позволили им известить людей об этом и призвать их к нему или нет?» Мужчина сказал: «Да». Тогда аль-Азрами сказал: «Разве то, что удержало По-сланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его халифов не удержало тебя?» Мужчина ничего не смог ответить. Тогда халиф, присутствовавший при этой дискуссии, сказал: «Да не расширит Аллах удел тому, кого не удержало то, что удержало их!»

 

Пусть так будет с каждым, кого не удержало то, что удержало Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), его сподвижников, их последователей, последующих Имамов, и сведу-щих в знаниях по поводу аятов Корана и сообщений Пророка (Да благословит его Аллах и при-ветствует!), в которых содержатся атрибуты Аллаха, и которые они принимают такими как есть. Да не расширит Аллах удел ему.

 

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

 

~ 29 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

Комментарии

 

Ø Значения слов «Сунна» и «бид’а», и решение Шари’ата в отношении каждого из них

 

Слово «сунна» в арабском языке означает дорога, путь. Но с приходом Ислама это слово при-обрело еще одно значение, им стали обозначать все «то, чего придерживались Пророк (Да бла-

 

гословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижники в вероубеждениях и в поступках».

 

Придерживаться Сунны и руководствоваться ей необходимо для каждого мусульманина, ведь Всевышний сказал:

 

 

.٢٠ — بازدلأا ةرىس

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас и для тех, кто надеется на Ал-лаха и Последний день» (Сонмы, 21).

 

Этого же требовал и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!), сказав нам: «Сле-

 

дуйте моей сунне, и сунне праведных халифов ведóмых Аллахом правильным путем, кото-рые будут после меня, держитесь за сунну клыками»36.

 

Слово «бид’а» в арабском языке имеет значение чего-то, что образованно впервые. Но с при-ходом Ислама и у него появилось еще одно значение, прямо противоположное по смыслу слову

 

«сунна», т. е. словом «бид‘а» обозначают все «то, что было введено в религию, противореча тому, чего придерживался Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвиж-ники, в отношении вероубеждений и поступков».

 

Бид‘а запрещено и Кораном, и Сунной. Всевышний сказал:

 

 

.٠٠٥ ءاسُنا ةرىس

 

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и

 

последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в геенне, как же скверно это место прибытия». (Женщины, 115).

 

36 Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).

~ 30 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) в отношении этого сказал: «Остерегай-

 

тесь нововведений, поистине, каждое нововведение — это бид’а, а каждое бид’а это за-блуждение»37.

 

Ø Некоторые высказывания, побуждающие следовать сунне и предостерегающие от бид’а

1. Сподвижник Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) ‘Абдуллах бин Мас‘уд, скончавшийся в 32 г. х., в возрасте шестидесяти с лишним лет, сказал:

 

Следуйте: то есть придерживайтесь всего того, чего придерживался Пророк (Да благосло-вит его Аллах и приветствует!), не добавляя ничего и не убавляя .

 

И не выдумывайте: то есть не вводите в религию бид‘а.

 

Ведь вам этого хватает: то есть всю вашу религию уже до вас38, с помощью тех, кто пред-шествовал вам, Аллах сделал совершенной, не нуждающейся в дополнении39, ведь Всевышний сказал:

 

.٣ — ةدءاملا ةروس

 

«… Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость и удо-влетворился Я для вас исламом как религией…» (Трапеза, 3).

 

2. Также о «бид‘а» высказался ат-тáби‘ийю40 и правитель мусульман ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз, который родился в 63 г. х. и скончался в 101 г.

 

Суть его высказывания в следующем:

 

- Необходимость остановиться там, где остановились известные вам люди, то есть Пророк

 

(Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижники, в тех вопросах, которые касают-ся вероубеждения и богослужения (‘ибáда), потому как они остановились, основываясь на досто-верных знаниях и высоком понимании. И если бы то, что люди ввели в Ислам, было бы лучше, то они раньше пришли бы к этому.

 

37Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).

38 То есть до того момента, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) и четыре правед-ных халифа (Да будет Аллах доволен ими!) покинули этот мир.

39 Нужно помнить о том, что мы говорим об основах вероубеждения и делах, которые относятся к служе-нию Богу. Ислам в отношении этих основ и богослужений является совершенным. Что же касается по-вседневной жизни человека, в которой каждый день появляется что-то новое, как, например, компьютер, автомобили или какие-то новые торговые сделки, то это не является «бид‘а», о котором мы говорим, так как это не относится к вероубеждению и богослужению.

40Смотрите сноску 27.

~ 31 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

 

- Те нововведения, которые появились после них, не являются ничем иным, кроме как проти-воречием их пути и оставлением Сунны, по-другому и быть не может, ведь они определили и сказали в религии все, что необходимо и достаточно.

 

- Среди людей есть такие, которые допускали упущения, следуя за ними (то есть за Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижниками) и отдалились от их пути, и есть такие, которые проявили чрезмерность и стали бросаться в крайности. Обе эти группы не правы, правильная дорога находится между упущением и чрезмерностью.

 

3. Из высказываний тáби‘ут-тáби‘ин.

 

Аль-Авзá‘и ‘Абдуррахман бин ‘Амр ,который скончался в 157 г. х., сказал:

 

- Ты должен идти по следам Ас-Салафа:то есть,ты должен следовать по дороге сподвиж-ников и дороге тáби‘ин, потому что она основывается на Коране и Сунне.

- Даже если люди отвергнут тебя:то есть,даже если они изолируют тебя и будут сторонить-

ся.

- И остерегайся мнений людей:то есть,остерегайся тех мнений,которые являются резуль-татом простого умозаключения, не опирающегося на Писание Всевышнего и на Сунну Его По-сланника (Да благословит его Аллах и приветствует!).

- Даже если они украсят их тебе словами:то есть,даже если они приукрасили свою речь ипоказали ее с хорошей стороны, ведь ложь не станет истиной, если ее приукрасить.

 

ØДискуссия произошедшая при правителе мусульман между Аль-Азрами и сто-

Ронником бид’а.

 

Я не нашел биографию Аль-Азрами и тех, кто был с ним, и я также не знаю, о каком именно бид‘а шла речь в этой дискуссии.41 Но это не главное, главное тут заключается в том, чтобы мы познали стадии этой дискуссии, для того чтобы мы имели представление о том, как нужно вести спор со своим оппонентом для достижения истины.

 

Аль-Азрами построил свою дискуссию таким способам, что после каждой стадии переходил к следующей, и так до тех пор, пока его оппонент не замолк, не зная, что ответить.

 

41 Правильнее будет Аль-Азрами, а не Аль-Адрами как это написано в переводимой книге, и по этому я исправил имя в тексте. Мухаммад бин Абдиррахмáн аль-Азрами это известный ученый который обучал-ся у Вакú‗а ибну Джаррáха, Суфъяна ибну ‗Ина и др. Он один из тех у кого брали хадисы, Абý Дáвуд, Ан-Насáи и др.

 

Человек с которым шла дискуссия, – это шейх му‗тазилитов того времени, которого звали Ахмад ибну Абú Дáвуд, а бид‗а о которой шла речь это мнение о том что Коран (речь Аллаха) создан.

 

~ 32 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд

 

Первая стадия:Это вопрос о том,знал ли Пророк(Да благословит его Аллах и приветству-ет!) об этом бид‘а или нет, на что мужчина ответил, что не знал. Как мы видим, в его ответе со-держится обвинение Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников в том, что они не знали важные вещи, относящиеся к религии. Но вместе с этим обвинением, ответ мужчины сам по себе является доводом против него и поэтому ученый переходит ко второй ста-дию дискуссии.

 

Вторая стадия:Если они не знали об этом,то,как ты узнал?Разве мог Всевышний скрытьчто-либо из Шари‘ата от Своего Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников, но открыть тебе? Тут мужчина, поняв свою ошибку, тут же отвечает: «Они знали об этом». И тут наступает завершающая стадия спора.

 

Третья стадия:Если они знали об этом,то могли ли они не рассказывать об этом и не призы-вать людей к этому или не могли? На это мужчина отвечает, что могли. И вот тут наступает ре-шительный момент — Аль-Азрами его спрашивает: разве то, что удерживало их от распростра-нения этого, не удерживает тебя?42 Мужчина не смог ничего ответить и спор закончился43.

 

Присутствовавший при этой дискуссии правитель мусульман одобрил рассуждение Аль-Адрами и сказал: «Да не расширит Аллах удел тому, кого не удержало то, что удержало их!»

 

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

 

42 Перевод диалога не дословный, он подогнан по смыслу, дословно вопрос, который задал аль-Азрами будет зву-чать так: могли ли они не говорить об этом и не призывать к этому? Он сказал: да. Далее аль-Азрами говорит: а разве то, что можно было для них, нельзя для тебя? (это почти дословный перевод, и это для тех, кто захочет све-рить перевод с арабским текстом.)

43 Да и что он мог ответить, разве мог Всевышний, пославший Своего Посланника (Да благословит его

 

Аллах и приветствует!) донести до людей то, что от них требуется, скрыть, хотя бы частицу требуемого? Мог ли Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует!), Откровение к которому приходило до самой кончины, скрыть что-нибудь из религии Своего Создателя? Могли ли лучшие из людей, сподвиж-ники Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) о которых он свидетельствовал, скрыть это? И если они не знали ничего о том, что некоторые люди считают важным в исламе, то откуда это знают эти люди, ведь откровение Аллаха прекратилось с кончиной Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!) ведь только с откровением Аллаха заложен ислам. Неужели Всевышний, забыл что-то или не знал что то, что от нас требуется — ведь именно эти обвинения и следует за «бид‘а», — а эти люди знают, что нужно и как нужно поклоняться Всевышнему? Свят Он и Велик от всего этого. Примерно та-кие вопросы нужно использовать в построении дискуссии со сторонниками бид‘а.

 

 

~ 33 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.