Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Некоторые аяты, в которых упоминаются атрибуты Аллаха



 

Шейх Ибну Куддáма Аль-Макдиси сказал:

 

10) В Коране пришли следующие аяты:

 

.٢٧ — ًٍدرنا ةرىس

 

«Вечен лик Господа твоего» (Милостивый, 27).

 

.٦٤ — ةدئاًنا ةرىس

 

 

«А его обе руки простерты(в щедрости)» (Трапеза, 64).

 

И Слова Всевышнего о том, что сказал Иса (Мир ему!), обращаясь к Нему:

 

.٠٠٦ — ةدئاًنا ةرىس

 

«Ты знаешь, что у меня в душе (помыслы), а я не знаю что у Тебя в душе» (Трапеза, 116).

 

.٢٢ رجفنا ةرىس

 

«… и пришел твой Господь» (Заря, 22).

 

.٢١١ ةرقبنا ةرىس

 

«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним» (Ко-

 

рова, 210).

 

.٠٠٩ — ةدئاًنا ةرىس

 

«Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им» (Трапеза, 119).

 

.٥٤ — ةدئاملا ةروس

 

 

«Которых Он любит и которые любят Его» (Трапеза, 54).

 

 

~ 34 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

.٦ — ختفنا ةرىس

 

«Аллах разгневался на них» (Победа, 6).

 

.٢٨ — دًذي ةرىس

 

«… они следовали за тем, что сильно разгневало Аллаха» (Мухаммад, 28).

 

.٤٦ — تبىتنا ةرىس

 

 

«Аллах не пожелал их отправления»44 (Покаяние, 46).

 

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

44 То есть Аллах не пожелал, чтобы лицемеры участвовали в сражении своей жизнью и своим имуще-ством за дело Аллаха, зная их коварные намерения: если они выйдут с верующими в поход, то будут сражаться против них, а не с ними.

 

~ 35 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Комментарии

 

Автор книги упомянул некоторые тексты из Корана, в которых упоминаются атрибуты Алла-ха. В том же порядке мы и приведем эти атрибуты:

 

Ø Первый атрибут: «Лик»

 

Лик—этот атрибут утвержден и Кораном,и Сунной,и иджмá‘ус-салаф45.

 

Всевышний об этом сказал:

 

.٢٧ — ًٍدرنا ةرىس

 

«Вечен лик Господа твоего»(Милостивый, 27).

 

Также этот атрибут упоминается в Сунне. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал Са‘ад бин Абу Ваккáс (Да будет доволен им Аллах!): «И поистине,ты обязательно

 

получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха»46.

 

Еще одним доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, яв-ляется иджмá‘ус-салаф .

 

А потому, необходимо утвердить этот атрибут без изменения, толкования, отрицания, не при-давая форму, и не уподобляя. Это истинный, подобающий Всевышнему Аллаху Лик.

 

Сторонники толкования истолковали атрибут «Лик» как награду, ответом им является чет-вертое правило, приведенное в начале книги.

 

Ø Второй атрибут «руки»

 

Руки—этот атрибут также утвержден Кораном,Сунной и ижмá‘ус-салаф.

 

Всевышний сказал:

 

45 Аль-Иджмá‘у — это единогласное решение ученых исламской Уммы, соответствующих всем требова-нием аль-Иджтихáда, в вынесении Шари‘атского решения по тому или иному вопросу после кончины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Это решение принимается, основываясь на твер-дые доказательства, а прийти к единогласию в том, что является заблуждением они не могут, о чем сви-детельствуют изречения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) где он сказал: «Не объ-

единится моя община в том, что является заблуждением».Это было сказано,когда еще ОткровениеВсевышнего приходило к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!), и если бы община Му-хаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) могла бы ошибиться после того, как его лучшие ученые пришли к единому мнению, то Всевышний дал бы ему об этом знать и он бы не сказал то, что он сказал в этом хадисе. Хадис рассказал ибн Мáджа (3950), шейх Албани сказал в Сахúх аль-Джáми‘и, что он достоверный. Относительно понятия «Ас-Салаф». (Смотрите сноску27).

46Согласованный хадис: Аль-Бухари (1295), Муслим (1628).

~ 36 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

.٦٤ — ةدئاًنا ةرىس

 

 

«…напротив, Его обе руки простерты»47 (Трапеза, 64).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Рука Аллаха полна,и не опу-

 

стошат ее непрерывные траты ночью и днем, скажите мне, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его над водой, и в другой Его руке весы, посредством которой Он при-нижает и возвышает (людей48.

 

Также доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, является иджмá‘ус-салаф.

 

А значит, необходимо утвердить этот атрибут таким, как он есть, не толкуя, не отрицая, не придавая форму и не уподобляя, нужно признать, что у Всевышнего есть истинные руки подо-бающим Ему образом.

 

Сторонники толкования сказали, что под этим атрибутом имеется в виду Мощь Всевышнего, или Его Милость, ответом им служат то, что мы описали в четвертом правиле.

 

 

47 Для того чтобы понять, о чем идет речь в этом аяте, нам следует заглянуть в предыдущие аяты, в кото-рых Аллах оповещает нас о неверии Израильтян, о том, как они осмелились и сказали в отношении Все-вышнего ложь.

 

Аллах говорит о них: «И сказали израильтяне: рука Аллаха связана», — то есть, рука Аллаха скупа, этим они хотели сказать, что Аллах скуп, что Он не дает им из того богатства что в Его руках, и ограни-чивает их в богатстве, и если бы он не был скупым, Он дал бы всем богатства. В ответ на их лживые об-винения Всевышний сказал: «Пусть будут связаны их руки», — то есть, пусть они будут скупы и не смогут потратить свое имущество так, чтобы им это обернулось пользой в будущей жизни. Поэтому мы видим, что они самые скупые из людей и больше всех любят богатства, и даже если они тратят большие деньги на благотворительность, то это только для того, чтобы получить еще больше богатства. Далее Аллах говорит: «Пусть они будут прокляты за то что они сказали», — их проклял Аллах и каждый праведный на небесах и на земле из-за их грязной лжи, затем Всевышний, опровергая их утверждения о том, что «рука Аллаха связана» сказал: «Напротив обе Его руки простерты. Он расходует как жела-

 

ет»,—как о Нем сказал Пророк(Да благословит его Аллах и приветствует!):«Рука Аллаха полна…»Следует заметить, что мы не толкуем атрибут «рука» в этом аяте, не говорим, что тут подразумевается Его Щедрость, напротив, мы как праведные предшественники утверждаем этот атрибут таким, каков он есть, и каким он подобает Всевышнему, а утверждение этого атрибута влечет за собой утверждение того, что Он щедр и расходует ими. Необходимо знать и то, что уменьшение Аллахом благосостояния некото-рых людей, их ограничение в средствах существования, или увеличение благосостояния других зависит от мудрости Аллаха.

48Согласованный хадис: Аль-Бухари (4684), Муслим (993).

~ 37 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Еще одним доказательством о бесспорной несостоятельности толкования атрибута «рука» как Мощь, является то, что в самих текстах Корана и Сунны есть смысл препятствующий этому толкованию.

 

Всевышний сказал:

 

 

.٧٥ — ص ةرىس

 

«Он сказал: ―О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же считаешь себя выше других?‖» (Сод,75)49.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «и в другой Его руке весы…»

 

Следует отметить, что атрибут «руки» пришел в Коране и в единственном числе, и в двой-ственном числе, и во множественном числе.

 

Пример единственного числа:

 

.٠ — كهًنا ةرىس

 

«Благословен Тот, в Чьей руке власть» (Власть, 1).

 

Пример двойственного числа:

 

.٦٤ — ةدئاًنا ةرىس

 

49 То есть, сам аят указывает на несостоятельность толкования, как мы видим в аяте. Всевышний сказал:

 

«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»В

 

этом аяте содержится причина, по которой Иблис должен был совершить поклон Адаму, а причиной яв-ляется сотворение Адама руками Всевышнего. И если бы атрибут «руки» означал бы Мощь, Могуще-ство, то между Иблисом и Адамом не было бы разницы, так как они оба сотворены Могуществом Алла-ха, и Иблис мог бы сказать: «В чем его достоинство? Ведь и я создан твоим могуществом», — но Иблис сказал: «Ты меня создал из огня, а его создал из глины». Все это указывает на то, что Адам был сотво-рен настоящими, подобающими Его Величию руками. К тому же те, кто прибегают к толкованию, еди-ногласно утвердили, что Всевышний описывается атрибутом «Могущество», и что это Могущество од-но, оно не исчисляемо, но, как мы видим, в аятах и в хадисах атрибут « рука» стоит и в двойственном, и во множественном числах, и одно это уже указывает на несостоятельность их толкования, потому как упоминание атрибута «рука» и в двойственном и во множественном числах указывает на два или более могущества, а это они отрицают.

 

То же самое относится и к выше упомянутому хадису: «и в другой Его руке весы…»

 

~ 38 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

«…напротив, Его обе руки простерты» (Трапеза, 64).

 

Пример множественного числа:

 

.٧٠ — سَ ةرىس

 

«Неужели они не видят, что из того, что создали Наши руки, Мы создали для них скот»

 

(Ясин, 71).

 

vТак как же согласовать то, что атрибут «рука» упоминается в разных числах?

 

Ответ заключается в следующем: что касается того словосочетания, в котором атрибут «ру-ка»стоит в единственном числе,то оно содержит в себе только упоминание об атрибуте«ру-ка»,но не указывает на ограничение,и не противоречит тому,где упоминаются«две руки».50

 

А что касается того, что атрибут «руки» пришел во множественном числе, то это не для того, чтобы определить число, целью этого является возвеличивание. Всевышний много раз говорит о Себе во множественном числе. К тому же, если взять в расчет то, что в арабском языке, наименьшим числом в слове, стоящем во множественном числе, является число два, то и тут нет противоречий между тем, что атрибут «рука» стоит в двойственном и множественном числах.

 

Ø Третий атрибут: «Душа»

 

Душа—этот атрибут также утвержден Кораном,Сунной и единогласным решением правед-ных предшественников. Всевышний повествует, что Иса (Мир ему!) сказал:

 

.٠٠٦ — ةدئاًنا ةرىس

 

«Ты знаешь, что в моей душе, а я не знаю что в Твоей душе»51(Трапеза, 116).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Свят Аллах от всего того,что

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.