Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные теоретические положения. 1. Богатство. Вотличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе



1. Богатство. Вотличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла прежде всего о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. У Аристотеля, например, говорится о «совокупности средств... необходимых для жизни и полезных для государствен­ной и семейной общины». Отсюда древнегреческие философы делали вывод, что человек богат, когда его потребности удовлет­ворены, и следовательно, чем скромнее у человека потребности, тем ему легче стать богатым.

2. Разделение труда рассматривалось древнегреческими мыс­лителями с разных сторон. Так, Ксенофонт отмечал связь разде­ления труда с размерами рынка (спроса) и с качеством продукции. «...В небольших городах, — писал он, — один и тот же мастер дела­ет ложе, дверь, плуг, стол... причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказов, чтобы прокормиться... Напротив, в крупных го­родах, благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и од­ного ремесла... Разумеется, кто проводит время за... ограниченной работой, тот в состоянии выполнять ее наилучшим образом».

Более обобщенно подходил к разделению труда Платон, видев­ший в нем «основной принцип строения государства». «Государ­ство возникает из нужд человека, — писал он, — никто не может сам удовлетворить своих нужд». Каждый человек, по мнению Платона, имеет много разных потребностей, но только одну спо­собность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будет специ­ализироваться на том, к чему у него способность, и затем, обме­ниваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

3. Товар. Наряду с понятием богатства древнегреческие фило­софы вводят понятие «ценность». Прежде всего ценностью объяв­ляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее, они различают продукт и товар. Последний имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность. Ксенофонт отмечал, что для «того, кто не умеет пользо­ваться флейтой, если он ее продаст, она — ценность».

Кроме того, Платон, а за ним Аристотель поднимали очень важную теоретическую проблему измерения ценности товаров. «Обмен не может иметь места без равенства, — писал Аристотель, — а равенство без соизмеримости». Но в основе обмена, по его мне­нию, лежат потребности — каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи, удовлетворяющие их, тоже, и, делает вывод Аристотель, «невоз­можно... чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Воз­никло, казалось бы, неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Аристотеля. Платон утверждал, что конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но мож­но постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно ра­венство вещей, так как в мире нет двух вещей абсолютно одина­ковых. Равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществ­ляется «искусственным приемом для удовлетворения практичес­ких потребностей», и таким искусственным приемом являются деньги.

4. Деньги, по мнению Аристотеля, — «вещь вполне условная».
Об их происхождении он писал: «По общему уговору появиласьмонета». Таким образом, деньги — это «искусственная», т.е. со­
зданная людьми, вещь для удобства торговли.Греческие философы выделяли три функции денег: средство обращения, когда деньги связывают два обмениваемых товара; средство измерения («монета, словно мера, делает вещи соизме­римыми») и средство накопления. Правда, к последней функции Платон и Аристотель относились отрицательно, так как, по их мнению, в данном случае деньги «употребляются не для того, для чего они были изобретены». Отрицательное отношение к накоп­лению денег и в целом к стяжательству наиболее полно прояви­лось в учении Аристотеля об экономике и хрематистике.

5. Учение об экономике и хрематистикебыло первым опытомсистематизации хозяйственных отношений. Аристотель разделил
все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «эко­номика» и «хрематистика». Критерием деления он сделал цель
деятельности. Для «экономики» такой целью были названы пред­меты потребления, для «хрематистики» — деньги (по-гречески —
хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Ари­стотеля, естественно, т.е. заложено в природе человека. Именно
поэтому стремление к предметам потребления конечно, оно пре­кращается с насыщением потребностей. В то же время в природе
человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно.Неестественность стремления к деньгам доказывает, согласно
Аристотелю, то, что здесь «никогда не бывает предела в достиже­нии цели».

К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и тор­говлю производителей, которые продают свои товары, чтобы при­обрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для нее обращение есть Источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество. Здесь, отмечает Аристотель, «процент есть деньга от денег, так что из всех отраслей приобретения эта — наиболее противна природе».

Таким образом, в сочинениях античных философов уже отча­сти присутствует теоретический подход к экономическим пробле­мам. Исследование соизмеримости товаров является примером научного анализа, а учение об экономике и хрематистике — при­мером систематизации экономических явлений.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.