1. Богатство,по мнению У. Петти, создается в сфере материального производства, купцы же не создают «никакого продукта,а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих... кровь ипитательные соки политического тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности».
2. Деньги Петти не считал богатством страны и писал, что надоне накапливать их, а пускать в оборот, указывая, что законы, запрещающие вывоз денег из страны, «противоречат законам природы и, таким образом, неосуществимы». Он ввел понятие денежной массы, необходимой для страны. В качестве главной функции денег он выделял средство обращения.
3. Ценаи стоимость.Петти первым стал различать рыночнуюцену и стоимость, называя их «ценой политической» и «ценойестественной». Цена определяется стоимостью, стоимость определяется затратами производства. Сравнивая бушель хлеба и унцию серебра, он называет серебро естественной ценой хлеба, таккак на производство серебра затрачен труд, равный количествутруда по производству хлеба. Если же производительность добычи серебра повысится вдвое, отмечает далее Петти, то вдвое понизится стоимость серебра и вдвое же повысится цена хлеба в серебре. Далее он называет два основных фактора производства: труди землю. «...Нам следовало бы говорить, — писал он, — что стоимость корабля и сюртука равна стоимости такого-то и такого-токоличества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба — и корабль и сюртук — произведены землей ичеловеческим трудом». В другом месте он сформулировал этумысль короче: «Труд есть отец... богатства, а земля — его мать!»
4. Доходы:
а) заработная плата определяется Петти как цена труда, в основе которой лежит стоимость минимума средств существованиярабочего;
б) прибыль, которую он называл земельной рентой, так как оперировал в основном примерами из сельского хозяйства, Петтиопределяет как разницу между стоимостью товара и стоимостьюиздержек;
в) ссудный процент Петти выводил из величины земельной ренты как наиболее типичного для того времени вида прибыли. Онписал, что процент должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги».
5. Цена землине укладывалась в схему Петти, по которой воснове цены лежит стоимость. Земля не может иметь стоимости, так как она не продукт труда. Поэтому в основу цены земли он кладет ренту, которую можно получить с покупаемого участка. Далее же у Петти идут скорее житейские, чем теоретические, рассуждения. Он считал, что землю, как правило, покупают, чтобы иметь стабильный доход в течение совместной жизни трех поколений, т.е. чтобы содержать семью (стариков и детей). «У нас в Англии, — пишет Петти, — эта продолжительность считается равной двадцати одному году. Поэтому и стоимость земли равна приблизительно такой же сумме годичных рент».
После Петти многие английские экономисты продолжили исследования в том же направлении, выдвигая отдельные новые положения. Здесь можно назвать такие имена, как Дж. Локк (1623-1704), Н. Барбон (1640-1698), Д. Дефо (1660-1731), Б. Ман-девиль (1670-1733), Б. Франклин (1706-1790), Д. Юм (1711-1776), Дж. Стюарт (1712—1780), Д. Мэсси (ум. 1784) и др. Рассмотрим некоторые из этих положений.
1. Стоимость. По этой проблеме достаточно всесторонне писал в своей работе «Очерк о торговле» (1690) Н. Барбон: «Стоимость всех товаров проистекает из их полезности». Но с другойстороны, «цена, назначаемая купцом, состоит из себестоимости,издержек (торговли) и процентов (т.е. прибыли). Цена, назначаемая ремесленником, составляется подсчетом стоимости материалов и времени, затраченного на работу... Но лучшим судьей стоимости товаров является рынок... Вещи стоят как раз столько, засколько их можно продать».
2. Заработная плата. Дж. Стюарт в своей работе «Исследование о началах политической экономии» (1767) поделил минимум средств существования, лежащий в основе заработной платы, нафизически необходимый и политически необходимый, т.е. сделал поправку на уровень общественного развития, и указал, что с развитием общества цена труда повышается.
3. Прибыль и ссудный процент. Д. Мэсси и Д. Юм в отличие отПетти уже разделяли прибыль и ее частный случай — земельную ренту. Процент же они выводили из прибыли. Мэсси писал: «Еслито, что заемщики платят в качестве процента, есть часть прибы ли... то процент должен определяться этой прибылью».
4. Количество денег, необходимых для обращения. Д. Юм исследовал проблему денежной массы в ее взаимосвязи с товарной массой. В своей работе «Опыты» (1752) он писал: «Так как при изобилии денег требуется большее количество их для представления того же количества товаров, то для нации... это изобилие не может быть ни полезно, ни вредно». Таким образом, Юм был одним из Первых экономистов, выдвинувших теорию нейтральности денег, ставшую впоследствии доминирующей для классической политэкономии. Юм приводит пример того, как после Великих географических открытий в XVI в. в Европу хлынуло американское серебро и золото и цены в среднем поднялись в 3—4 раза. Следовательно, делает вывод Юм, деньги, как и любой товар, дешевеют при увеличении их предложения, что отражается в росте цен остальной товарной массы.
Единственной ситуацией, при которой количество денег влияет на экономику, является состояние роста денежной массы до установления нового уровня, цен. Юм исходил из того, что деньги распространяются в экономике неравномерно. С появлением новых сумм сначала лишь некоторые участники рынка получают дополнительные средства. Поскольку общие цены еще сохраняют прежний уровень, эти «избранные» получают определенные экономическиепреимущества перед другими, что стимулирует их предпринимательскую деятельность. Они расширяют производство, повышают заработную плату, чтобы привлечь новую рабочую силу, увеличивают собственное потребление. В результате уже новые категории людей получают дополнительный доход, т.е. идет дальнейшее продвижение новых капиталов на рынок и образование сверхприбыли у все более широкого круга людей. Этот процесс продолжается до тех пор, пока деньги не распределятся равномерно по всем отраслям и потребителям и не установится новый масштаб цен.
5!
9.П.Буагильбер - родоначальник классической политэкономии во Франции. Лозунг "Laissezfaire, laisserpasser" д'Аржансона.
10.Физиократы - "настоящие отцы" политэкономии. Ф.Кэнэ и его "Экономическая таблица".
В XVII—XVIII вв. Франция отставала от Англии в экономическом и политическом отношении. В экономике преобладали феодальные формы отношений; в частности, в сельском хозяйстве крестьяне, хотя уже не бьши крепостными, не имели своей земли и арендовали ее у помещиков, кроме того, они были все еще опутаны сетью феодальных повинностей и регламентации и бьшиосновными налогоплательщиками. В то же время экономическая политика строилась по рецептам меркантилистов, особенно при министре финансов Ж.Б. Кольбере (1619—1683), в результате чего даже возник термин «кольбертизм», означающий наиболее жесткий и последовательный протекционизм. Кольбер пытался создать мануфактуры экспортной ориентации, предоставляя им различные льготы, в том числе заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию. Но добиться успехов во внешней торговле Франции не удавалось, так как на мировом рынке господствовали голландцы и англичане, а сельское хозяйство тем временем приходило в упадок.
В начале XVIIIв. Франция пережила последний приступ своеобразного меркантилизма, когда регент Филипп Орлеанский поверил шотландцу Джону Ло, что можно оживить экономику не металлическими, а бумажными деньгами. Не надо накапливать золотые и серебряные деньги с помощью внешней торговли, достаточно, чтобы банк выпускал в обращение банкноты. В 1716 г. Ло открыл в Париже Всеобщий банк, и первые три года казалось, что сбываются его слова: «Внутренняя торговля есть занятость людей и обмен товаров... Внутренняя торговля зависит от денег. Большее их количество дает занятие большему числу людей». В 1717 г. он основал также Миссисипскую компанию, финансируемую Всеобщим банком, и начал массовый выпуск акций, что оказалось, по сути, первой в истории финансовой пирамидой. В 1719 г. Всеобщий банк стал государственным, в январе 1720 г. Ло стал министром финансов Франции, но уже к осени этого года огромная масса акций и банкнот, выпущенных за это время, начала стремительно обесцениваться, а в декабре 1720 г. Ло бежал из Франции. Любопытно, что, находясь в изгнании, Ло получил в 1721 г. приглашение от Петра I перейти на русскую службу, но отказался, и повторения эксперимента Ло в России не произошло. Крах «системы» Ло ускорил и развенчание во Франции идей меркантилизма с его верой во всесилие денег и в активную роль государства в экономике. В качестве альтернативы получает развитие идея«естественного порядка» в экономике и рождается лозунг: «Laissezfaire, laissezpasser», означавший свободу предпринимательской деятельности от государства. Предположительно, это выражение, ставшее позднее термином, означающим экономику свободной конкуренции, принадлежит интенданту торговли В. Гурнэ.
а) Первый представитель классической политэкономии во Франции Пьер Буагильбер (1646—1714), писавший свои работы еще до авантюры Д. Ло, объявил себя «адвокатом сельского хозяйства». Уже в первой своей работе «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы его восстановления» (1696) он критикует меркантилизм, экономическую политику правительства и предлагает обратить внимание на сельское хозяйство. В последующих работах начала XVIII в. «Обвинение Франции», «Трактат о природе, возделывании и пользе зерна», «Рассуждение о природе богатства, денег и налогов», «Исследование о редкости денег», а также в письмах вминистерство финансов он развивал эти идеи, но они оставались «гласом вопиющего в пустыне».
Предмет и метод
Критикуя меркантилизм за его внимание к сфере обращения, Буагильбер противопоставлял ей сферу производства, ссылаясь на министра финансов Генриха IVСюлли, говорившего: «Земледелие и скотоводство... вполне заменяют рудники Перу».
В методологии Буагильбер использовал концепцию «естественного порядка», под которым он подразумевал капитализм. Феодальные же порядки он считал «неестественными». «Чтобы удовлетворить все потребности государства и вернуть всему народу древнее изобилие, — писал он, — не нужно никаких чудес, достаточно перестать совершать насилие над природой». Кроме того, у Буагильбера высказана идея, получившая затем дальнейшее развитие у А. Смита под названием «невидимая рука». Он писал, что «все поддерживают... богатство исключительно во имя собственных интересов и создают тем самым, хотя это то, о чем они меньше всего заботятся, всеобщее благо».