Нарушение требований ст. 150 и 151 УПК РФ, выразившееся в замене предварительного следствия дознанием, является существенным, грубым нарушением уголовно-процессуального закона1.
По общему правилу, органам дознания, дознавателям, расследующим преступления в форме самостоятельного дознания, подследственны уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленные в законе (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), а следователям — уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, за некоторыми исключениями (ст. 151 УПК РФ).
Подследственность— свойство уголовного дела, состоящее из его признаков, в зависимости от которых отечественный законодатель относит это дело:
а) к той или иной форме предварительного расследования;
б) компетенции того или иного государственного органа или должностного лица, осуществляющего предварительное расследование.
В теории уголовного процесса и в уголовно-процессуальном законодательстве выделяют следующие признаки подследственности2.
1. Предметный (или родовой)— признак подследственности уголовного дела, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. уголовно-правовой квалификацией преступного деяния.
Этот признак применяется прежде всего для разграничения уголовных дел о преступлениях, фактические обстоятельства которых устанавливаются в различных формах предварительного расследования.
Дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, расследуются в форме дознания.
г) надругательство над Государственным гербом или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ) и некоторые другие преступления.
Все иные преступления, не указанные в ч. 3 ст. 150 УК РФ, расследуются, как правило, в форме предварительного следствия (ст. 151 УПК РФ).
Кроме того, предметный признак применяется для разграничения уголовных дел по подследственности между различными государственными органами предварительного следствия и дознания.
В частности, следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют наиболее тяжкие преступления, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
К ним законодатель относит:
1) многие убийства, в том числе совершенные в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления, доведение до самоубийства (ст. 105—110 УК РФ);
2) различные преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 131 — 133 УК РФ);
3) преступления против общественной безопасности (ст. 216, 217, 227 УК РФ) и некоторые другие преступные посягательства.
Предполагается, что эти преступления должны быть расследованы следователями Следственного комитета Российской Федерации ввиду того, что:
а) эти преступления отличаются высокой степенью общественной опасности;
б) следователи Следственного комитета Российской Федерации обладают высоким уровнем профессиональной подготовки.
К подследственности следователей органов Федеральной службы безопасности отнесены уголовные дела о преступлениях, которые «подрывают» в целом государственную безопасность или совершаются межрегиональными и транснациональными преступными группами или сообществами. Они расследуют:
а) террористический акт (ст. 205 УК РФ);
б) содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ);
в) организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) и другие преступления.
Таким образом, этим органам подследственны уголовные дела о преступлениях, определяемые характером их деятельности, с одной стороны, и наличием в этих органах оперативно-розыскных подразделений — с другой (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Наибольшая нагрузка по раскрытию и расследованию преступлений возложена на следователей органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
К ним законодатель отнес различные уголовные дела о преступлениях, направленных против личности, собственности, общественной безопасности и т.д.
б) заражение ВИЧ-инфекцией (ч. 3 и 4 ст. 122 УК РФ);
в) кража (ч. 2-4 ст. 158 УК РФ);
г) грабеж (ч. 2 и 3 ст. 161 УК РФ);
д) разбой (ст. 162 УК РФ) и некоторые другие.
Выбор законодателем уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, обусловлен, по нашему мнению, тем, что эффективность их раскрытия и предварительного расследования определяется прежде всего результатами взаимодействия следственных аппаратов и оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел.
Следователи Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ занимаются расследованием:
незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК РФ);
незаконных производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228.1 УК РФ);
хищения или вымогательства наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) и некоторых других преступлений.
Очевидно, что следователям органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ подследственны уголовные дела о преступлениях, обусловленные задачами и функциями соответствующей федеральной службы и перечисленные в п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
Компетенция органов дознания по производству дознания как самостоятельной формы предварительного расследования по предметному признаку изложена в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Дознание производится:
1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в п. 3— 6 и 9 ч. З ст. 151 УПК РФ;
2) дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к их компетенции (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
В частности, они расследуют преступления, связанные:
а) с незаконной добычей водных животных и растений, обнаруженных пограничными органами Федеральной службы безопасности (ст. 253 и 256 УК РФ);
3) дознавателями органов Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Дознаватели этих органов расследуют, в частности:
а) незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);
б) неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ) и некоторые другие преступные деяния;
4) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам, входящим в их компетенцию (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Должностные лица указанных государственных органов должны проводить предварительное расследование в форме дознания по
уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ);
5) дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции (п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Дознаватели этих государственных органов расследуют:
а) уничтожение или повреждение имущества путем неосторожного обращения с огнем (ст. 168 УК РФ);
6) нарушение правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219 УК РФ) и другие преступления;
б) дознавателями (следователями) органов комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции (п. 8ч. Зет. 151 УПК РФ).
Указанные должностные лица расследуют:
а) незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ч. 1 ст. 228 УК РФ);
б) склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ч. 1 ст. 230 УК РФ) и другие аналогичные преступления.
2. Персональный— признак подследственности уголовного дела, определяемый социально-правовыми характеристиками личности ' обвиняемого или потерпевшего.
Чаще всего законодатель учитывает должностное положение указанных лиц, выполняемые ими функции или состояние психики.
Этот признак превалирует над другими признаками.
Он имеет преимущественное значение тогда, когда возникает конкуренция между различными признаками подследственности, за исключением территориального.
По этому признаку определяются прежде всего формы предварительного расследования.
В соответствии с этим признаком производство предварительного следствия обязательно в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после его совершения, независимо от степени его тяжести (ст. 434 УПК РФ).
Согласно персональному признаку подследственности преступления, совершенные лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, подлежат расследованию следователями Следственного комитета Российской Федерации в форме предварительного следствия.
В частности, следователи расследуют уголовные дела о преступлениях лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы; судей судов различных звеньев, присяжных и арбитражных заседателей и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.
Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют также уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами органов:
а) Федеральной службы безопасности;
б) Службы внешней разведки;
в) Федеральной службы охраны;
г) внутренних дел;
д) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;
е) по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
ж) таможенных органов;
з) военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.
Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные п. 7ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Кроме того, следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации расследуют преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151).
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 275 УК РФ (государственная измена), 276 (шпионаж), 283 (разглашение государственной тайны) и 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну), в совершении которых обвиняются лица, указанные в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 (примерный перечень нами дан выше), предварительное следствиепроизводится следователями органов Федеральной службы безопасности.
При совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УК РФ, лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, предварительное расследование в форме дознанияпроводят следователи Следственного комитета Российской Федерации.
3. Альтернативный— признак подследственности, определяемый фактом обнаружения (выявления) преступления в процессе предварительного расследования.
Предварительное следствие по уголовным делам о кражах, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 158 УК РФ1, мошенничестве, предусмотренном ч. 2—4 ст. 159 УК РФ, и некоторых других, может производиться также следователями государственного органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК РФ)2.
4. По связи уголовных дел— признак подследственности уголовного дела, обусловленный связью уголовных дел о преступлениях, когда их раздельное предварительное расследование и судебное разбирательство не могут обеспечить достижение целей и решение задач уголовного судопроизводства.
В частности, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) и некоторыми другими статьями уголовного закона, предварительное следствие производится следователями того органа, к подследственности которого относится основное преступление,в связи с которым возбуждено соответствующее первоначальное уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК РФ).
5. Универсальный— признак подследственности уголовного дела о преступлении, определяемый принятием уголовного дела руководителем следственного органа к своему производству или производством по уголовному делу следователем в особых условиях (условиях чрезвычайного положения, военного положения и т.д.)3.
Разумеется, данный признак подследственности присутствует в уголовно-процессуальном законе и имеет право на существование в научной и учебной правовой литературе.
При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных различным органам предварительного расследования, их подследственность определяется прокурором с соблюдением правил, установленных ст. 150 и 151 УПК РФ (ч. 7 ст. 151).
Споры о подследственности уголовного дела о преступлении разрешает прокурор, руководствуясь правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством (ч. 8 ст. 151 УПК).
6. Территориальный (или местный)— признак подследственности уголовного дела, определяемый чаще всего местом совершения преступления (ст. 152 УПК РФ).
В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, которые обязаны выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.
Если совершение преступления было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органауголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
Предварительное расследование может быть произведено по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения полноты, объективности предварительного расследования и соблюдения процессуальных сроков.
Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело им не подследственно, производят неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления его по подследственности.
Этот признак всегда присутствует в свойстве уголовного дела, т.е. в его подследственности, ибо он обязательно сочетается с каким-то другим ее признаком.
Рассматриваемый признак обеспечивает разграничение расследования дел о преступлениях между государственными органами и должностными лицами одного звена (уровня), осуществляющими уголовное судопроизводство.
2. Наличие процессуальной самостоятельности следователя(ст. 38 УПК РФ).
Это условие характеризует только предварительное следствие.
При этом мы сделаем всего лишь два замечания, учитывая, что этот институт был рассмотрен в главе «Участники (субъекты) уголовного процесса».
Первое из них состоит в том, что по функциям и содержанию деятельности процессуальный статус дознавателя, за некоторыми исключениями, не отличается от статуса следователя. Поэтому мы не видим оснований для ограничения уголовно-процессуальным законом его внутреннего убеждения.
Второе замечание заключается в том, что предоставление права дознавателю на обжалование указаний начальника органа дознания и прокурора при обязательности их выполнения делает бессмысленным использование этого права.
3. Индивидуализация расследования путем соединения и выделения уголовных дел и расследования уголовных дел о преступлениях индивидуально или в составе группы (бригады) следователей(ст. 153, 154, 163 УПК РФ и др.).
С учетом изложенного нами принципа сочетания единоличных и коллегиальных начал в уголовном судопроизводстве законодатель установил правила соединения и выделения уголовных дел и расследования их группой следователей.
В соответствии со ст. 153 УПК РФ в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:
1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;
4) неустановленного лица (или группы лиц), подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, при наличии достаточных оснований полагать, что им (или группой лиц) совершено несколько преступлений.
Соединение уголовных дел о преступлениях производится на основании постановления руководителя следственного органа.
При соединении уголовных дел срок предварительного производства определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок расследования.
При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Согласно ст. 154 УПК РФ дознаватель или следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:
1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в п. 1—4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, т.е. лиц, предварительное производство в отношении которых может быть приостановлено;
2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
4) подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.
5) отдельных подозреваемых, в отношении которых предварительное расследование производится в порядке, установленном главой 32.1 настоящего Кодекса, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке
Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью эпизодов преступной деятельности.
Выделение уголовного дела из общего уголовно-процессуального производства совершается на основании постановления следователя или дознавателя.
Если уголовное дело выделено в отдельное производство для предварительного расследования нового преступления или преступления в отношении нового лица, то в постановлении должно быть отражено решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ.
Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве средств доказывания (источников доказательств) по данному уголовному делу.
Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления в случаях, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица.
В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.
Законодатель допускает также выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.
Если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, то следователь, дознаватель выносят постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела. Эти материалы направляются следователем руководителю следственного органа, а дознавателем прокурору для принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК РФ (т.е. для производства проверки и принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела).
При этом материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу (ст. 155 УПК РФ)1.
По общему правилу, предварительное расследование уголовного дела осуществляется единолично следователем или дознавателем.
В то же время в соответствии со ст. 163 УПК РФ в случае сложности уголовного дела или большого его объема производство предварительного следствияможет быть поручено нескольким следователям (следственной группе).
Это решение оформляется отдельным постановлением либо формулируется в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа.
В постановлении руководителя следственного органа должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается на то, какой следователь назначается руководителем следственной группы.
К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперативные работники).
Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому2.
Руководитель следственной группы:
1) принимает уголовное дело к своему производству;
2) организует деятельность следователей, входящих в следственную группу;
3) руководит действиями других следователей;
4) составляет промежуточные и итоговые документы предварительного следствия:
а) обвинительное заключение;
б) постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление1.
Эти документы в рамках материалов уголовного дела направляются прокурору.
К прерогативе руководителя следственной группы уголовно-процессуальный закон отнес принятие решений о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153—155 УПК РФ2;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично (речь в данном случае идет о прекращении уголовного преследования);
3) приостановлении производства по уголовному делу и его возобновлении;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;
6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ в порядке, предусмотренном законом.
Руководитель следственной группы и ее члены вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
4. Своевременное начало производства предварительного расследования(ст. 156 УПК РФ).
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносят соответствующее постановление.
В рассматриваемом постановлении следователь, дознаватель указывают также на принятие ими уголовного дела к своему производству в соответствии с правилами подследственности.
В этом случае решение о возбуждении уголовного дела свидетельствует об окончании стадии возбуждения уголовного дела, а решение о принятии дела к своему производству — о начале стадии предварительного расследования.
Если следователю, дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то они выносят отдельное постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.
5. Соблюдение сроков предварительного расследования(ст. 157, 162 и 223УПК РФ).
Данное условие предварительного расследования урегулировано ст. 162 УПК РФ применительно только к предварительному следствию.
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть завершено (закончено) в срок, не превышающий двух месяцев со дня его возбуждения.
В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Двухмесячный срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
По уголовному делу о преступлениях, расследование которых представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях председателем Следственного Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.