Цена - это денежное выражение произведенной продукции или услуг, которое отображает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потреблению.
С понятием цены тесно связано понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма (ставка оплаты) определения цены на продукцию (услуги) производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в системе заработной платы и в таможенном деле.
На данное время государственная статистика отслеживает и исследует розничные и оптовые цены, цены внешней торговли, тарифы на услуги. Кроме того, органами статистики осуществляется региональные и межгосударственные сравнения цен и тарифов, отслеживается их динамика, исследуется потребление товаров и услуг разными группами населения и покупательная способность денег. Информация, которая извлекается из цен и тарифов, широко используется в маркетинговой деятельности для изучения состояния товарного, потребительского и финансового рынков и отдельных их сегментов, исследованиях страховой и маркетинговой деятельности, потребления товаров и услуг, оценивании уровней жизни, прогнозировании производства товаров и предоставления услуг.
В странах с рыночной экономикой существует много видов цен и тарифов. Основные из их можно классифицировать по такой схеме:
1.По сферам товарного обслуживания:
оптовые, по которым производители реализуют продукцию крупными партиями и которые используют в расчетах между предприятиями всех форм собственности и организациями обращения;
розничные, по которым товар реализуется конечному потребителю (населению) в ограниченном количестве; включают розничные цены на товары народного потребления и тарифы на услуги населению;
закупочные цены, по которым государство закупает сельскохозяйственную продукцию у фермеров и сельскохозяйственных предприятий;
цены и тарифы на услуги транспорта;
2.По формам продажи:
договорные, которые применяются по договоренности между продавцом и покупателем на реализацию конкретного количества продукции или услуг;
биржевые, по которым конкретный товар реализуется в ходе торгов на бирже;
аукционные, которые отображают процесс реализаций в ходе аукционных продаж;
3.По стадиям продажи:
цена предложения (цена продавца), по которой продавец пытается продавать товар;
цена спроса, по которой покупатель заинтересован приобрести товар;
цена реализации - это цена, по которой фактически реализуется товар;
4.По степени регулирования:
фиксированные - устанавливаются государством на определенном предельном уровне
регулируемые - цены, уровень которых регулируется государством по соответствующей номенклатуре продукции или услуг;
свободные - устанавливаются производителем товара на основании спроса и предложения на рынке;
5.По степени стойкости во времени:
твердые - цены, которые устанавливаются при заключении соглашения на весь срок его действия;
подвижные - цены, которые изменяются под воздействием условий, о чем оговорено в соглашении;
скользящие - цены, размер которых определен соглашением, которое предусматривает порядок внесения изменений в случае изменения стоимости ценообразующих факторов;
сравниваемые - цены, которые сравниваются по периодам сравнения (базовый и отчетный).
Кроме перечисленных существуют и другие виды цен, например:
трансфертные (внутрифирменные), которые устанавливаются между подразделами фирмы, в том числе и за пределами страны;
мировые, по которым проводятся крупные коммерческие операции во внешней торговле с оплатой в свободно конвертируемой валюте;
базисные, которые являются исходящими для установления цены фактически поставленной продукции в зависимости от ее сортности (качества);
номинальные, информация по которым публикуется в прейскурантах, справочниках фирм, бирж и т. п.;
рыночные - цены купли-продажи товара на данном рынке;
цены ФОБ и СИФ - денежное выражение стоимости экспортных товаров и импортных товаров (СИФ) с включением расходов на доставку и грузовые работы (ФОБ) до порта отправления и всех расходов на доставку и разгрузку в порту назначения и др.
В условиях рыночной экономики в стране возможна инфляция - процесс непроизвольного повышения общего уровня цен и обесценивания денег, что вызвано разбалансированностью между денежной массой и товарным покрытием.
Индекс инфляции - это отношение общей мощности инфляционного сдвига к сумме имеющихся доходов в текущем году. Мощность инфляционного сдвига в расходах населения на товары и услуги представляет собой абсолютную стоимостную оценку снижения покупательной силы денег за счет инфляционного роста средних цен и тарифов, которая может быть вычислена как разность числителя и знаменателя индекса цен.
Открытая инфляция - это хронический рост цен на товары и услуги.
Придушенная инфляция характерна для экономики страны, где цены регулируются; это проявляется в товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении денег, развитии теневой экономики.
Ползущая инфляция проявляется в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.
Галопирующая инфляция - это развитие инфляции с переменными темпами от 10 к 300% в год.
Гиперинфляция характерна сверхвысокими темпами развития инфляции: свыше 1000% в год.
Изменения цен и тарифов, как правило, исследуют посредством индексного метода. Могут быть использованы также специальные приемы анализа рядов динамики. В случае индексного метода для измерения динамики цен используются такие виды индексов: индивидуальные; общие в агрегатной форме; средние из индивидуальных индексов; индексы средних величин.
В случае исследования изменения цен на определенный вид товара используют индивидуальные индексы:
Где рг р0 - цены на товар соответственно в отчетном (текущем) и базисном периодах.
Расчет индексов потребительских цен статистические органы проводят на основе данных выборочного исследования семейных бюджетов о ежемесячной регистрации цен набора товаров. При этом уровень средней цены определяется по формуле простой средней арифметической:
При исследовании динамики цен на разные продукты (услуги) одного или несколько предприятий применяют общие индексы цен агрегатной формы. В зависимости от выбора соизмерителей базисного или текущего периодов (q() или q,) используют формулы (индекс Паше и индекс Ласпейреса):
В общем случае индекс цен Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в отчетном периоде, и применяется в статистической практике при изучении отчетных данных, когда целью анализа является оценка изменения товарооборота в результатах изменения цен в отчетном периоде. Индекс цен Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в базисном периоде, и применяется в прогнозировании объема товарооборота в связи с вероятным изменением цен на товары в будущем периоде.
Разность числителя и знаменателя общих индексов цен Пааше или Ласпейреса показывает экономию денежных расходов (со знаком «-») или дополнительные расходы (знак «+») средств за счет изменения уровня цен. На потребительском рынке индексы цен Пааше и Ласпейреса используют в форме средних из индивидуальных индексов.