Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Статистика цен и тарифов



Цена - это денежное выражение произведенной продукции или услуг, которое отображает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потреблению.

С понятием цены тесно связано понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма (ставка оплаты) определения цены на продукцию (услуги) производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в системе заработной платы и в таможенном деле.

На данное время государственная статистика отслеживает и исследует розничные и оптовые цены, цены внешней торговли, тарифы на услуги. Кроме того, органами статистики осуществляется региональные и межгосударственные сравнения цен и тарифов, отслеживается их динамика, исследуется потребление товаров и услуг разными группами населения и покупательная способность денег. Информация, которая извлекается из цен и тарифов, широко используется в маркетинговой деятельности для изучения состояния товарного, потребительского и финансового рынков и отдельных их сегментов, исследованиях страховой и маркетинговой деятельности, потребления товаров и услуг, оценивании уровней жизни, прогнозировании производства товаров и предоставления услуг.

В странах с рыночной экономикой существует много видов цен и тарифов. Основные из их можно классифицировать по такой схеме:

1.По сферам товарного обслуживания:

оптовые, по которым производители реализуют продукцию крупными партиями и которые используют в расчетах между предприятиями всех форм собственности и организациями обращения;

розничные, по которым товар реализуется конечному потребителю (населению) в ограниченном количестве; включают розничные цены на товары народного потребления и тарифы на услуги населению;

закупочные цены, по которым государство закупает сельскохозяйственную продукцию у фермеров и сельскохозяйственных предприятий;

цены и тарифы на услуги транспорта;

2.По формам продажи:

договорные, которые применяются по договоренности между продавцом и покупателем на реализацию конкретного количества продукции или услуг;

биржевые, по которым конкретный товар реализуется в ходе торгов на бирже;

аукционные, которые отображают процесс реализаций в ходе аукционных продаж;

3.По стадиям продажи:

цена предложения (цена продавца), по которой продавец пытается продавать товар;

цена спроса, по которой покупатель заинтересован приобрести товар;

цена реализации - это цена, по которой фактически реализуется товар;

4.По степени регулирования:

фиксированные - устанавливаются государством на определенном предельном уровне

регулируемые - цены, уровень которых регулируется государством по соответствующей номенклатуре продукции или услуг;

свободные - устанавливаются производителем товара на основании спроса и предложения на рынке;

5.По степени стойкости во времени:

твердые - цены, которые устанавливаются при заключении соглашения на весь срок его действия;

подвижные - цены, которые изменяются под воздействием условий, о чем оговорено в соглашении;

скользящие - цены, размер которых определен соглашением, которое предусматривает порядок внесения изменений в случае изменения стоимости ценообразующих факторов;

сравниваемые - цены, которые сравниваются по периодам сравнения (базовый и отчетный).

Кроме перечисленных существуют и другие виды цен, например:

трансфертные (внутрифирменные), которые устанавливаются между подразделами фирмы, в том числе и за пределами страны;

мировые, по которым проводятся крупные коммерческие операции во внешней торговле с оплатой в свободно конвертируемой валюте;

базисные, которые являются исходящими для установления цены фактически поставленной продукции в зависимости от ее сортности (качества);

номинальные, информация по которым публикуется в прейскурантах, справочниках фирм, бирж и т. п.;

рыночные - цены купли-продажи товара на данном рынке;

цены ФОБ и СИФ - денежное выражение стоимости экспортных товаров и импортных товаров (СИФ) с включением расходов на доставку и грузовые работы (ФОБ) до порта отправления и всех расходов на доставку и разгрузку в порту назначения и др.

В условиях рыночной экономики в стране возможна инфляция - процесс непроизвольного повышения общего уровня цен и обесценивания денег, что вызвано разбалансированностью между денежной массой и товарным покрытием.

Индекс инфляции - это отношение общей мощности инфляционного сдвига к сумме имеющихся доходов в текущем году. Мощность инфляционного сдвига в расходах населения на товары и услуги представляет собой абсолютную стоимостную оценку снижения покупательной силы денег за счет инфляционного роста средних цен и тарифов, которая может быть вычислена как разность числителя и знаменателя индекса цен.

Открытая инфляция - это хронический рост цен на товары и услуги.

Придушенная инфляция характерна для экономики страны, где цены регулируются; это проявляется в товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении денег, развитии теневой экономики.

Ползущая инфляция проявляется в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.

Галопирующая инфляция - это развитие инфляции с переменными темпами от 10 к 300% в год.

Гиперинфляция характерна сверхвысокими темпами развития инфляции: свыше 1000% в год.

Изменения цен и тарифов, как правило, исследуют посредством индексного метода. Могут быть использованы также специальные приемы анализа рядов динамики. В случае индексного метода для измерения динамики цен используются такие виды индексов: индивидуальные; общие в агрегатной форме; средние из индивидуальных индексов; индексы средних величин.

В случае исследования изменения цен на определенный вид товара используют индивидуальные индексы:

Где рг р0 - цены на товар соответственно в отчетном (текущем) и базисном периодах.

Расчет индексов потребительских цен статистические органы проводят на основе данных выборочного исследования семейных бюджетов о ежемесячной регистрации цен набора товаров. При этом уровень средней цены определяется по формуле простой средней арифметической:

При исследовании динамики цен на разные продукты (услуги) одного или несколько предприятий применяют общие индексы цен агрегатной формы. В зависимости от выбора соизмерителей базисного или текущего периодов (q() или q,) используют формулы (индекс Паше и индекс Ласпейреса):

В общем случае индекс цен Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в отчетном периоде, и применяется в статистической практике при изучении отчетных данных, когда целью анализа является оценка изменения товарооборота в результатах изменения цен в отчетном периоде. Индекс цен Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость товаров, которые реализованы в базисном периоде, и применяется в прогнозировании объема товарооборота в связи с вероятным изменением цен на товары в будущем периоде.

Разность числителя и знаменателя общих индексов цен Пааше или Ласпейреса показывает экономию денежных расходов (со знаком «-») или дополнительные расходы (знак «+») средств за счет изменения уровня цен. На потребительском рынке индексы цен Пааше и Ласпейреса используют в форме средних из индивидуальных индексов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.