Наряду с абсолютными показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель - рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия.
Показатель рентабельности представляет собой синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.
В зависимости от базы сравнения различают два способа расчёта рентабельности:
. рентабельность текущих затрат, или рентабельность продукции (r);
. рентабельность авансированных затрат, или рентабельность предприятия (R).
Рентабельность продукции- отношение прибыли от реализации продукции ( )к затратам:
где С- полная себестоимость реализованной продукции.
Величина r показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции.
Рентабельность производства- это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:
,
где - средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).
Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов.
Можно также рассчитать рентабельность отдельных видов изделий
, которая исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации:
В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала
(Rс.к.)
,
где - среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);
и рентабельность основного (авансированного) капитала
(Rо.к.):
,
где - среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия).
Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).
Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, т.к. он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции.
Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и др. ценным бумагам.
Повышению рентабельности способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения её себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.
В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятий, является норма прибыли - отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу.