а) Чтобы правильно написать сомнительную согласную в корне слова, необходимо подобрать родственное слово или изменить форму слова, чтобы эта согласная оказалась перед гласной или перед сонорными р, л, м, н, и в:
пруд – прудить, прут – прутик
Запомните: Таким способом не проверяются согласные в словах свадьба (сватать), лестница (лезть), отверстие (отверзать). Написание их необходимо запомнить.
б) Сомнительные согласные можно проверить с помощью чередований, характерных для русского языка:
г//ж//з: подруга – подружка – друзья;
к//ч//ц: лик – личико – лицо;
х//ш//с: пахать – вспашка, лес – леший;
д//ж: молодой – омолаживание;
ск//щ: воск – вощеный;
ст//щ: мост – мощеный
Запомните:1. Чередование может происходить только в пределах одной морфемы: доска – дощатый, жесткий – жестче
2. В некоторых заимствованных словах сомнительные согласные нельзя проверить однокоренным словом: транскрипция – транскрибировать; коррупция – коррумпировать
3. Если сомнительную согласную нельзя проверить, написание таких слов следует запомнить или обращаться за помощью в орфографический словарь.Например: вокзал, здание, здесь, сдоба.
Непроизносимые согласные.
Если в слове наблюдается стечение согласных (вств, здн, ндск, нтск, стл, стн, лнц, рдци др.) один из согласных может не произноситься. Для проверки непроизносимого согласного необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или сонорным согласным: здравствовать – здоровый, яростный – в ярости,
лестный – льстить
Запомните: Таким способом не проверяются согласные в словах блеснуть (хотя блестеть), лосниться (хотя лоск), плеснуть (хотя плеск), склянка (хотя стекло). Их написание следует запомнить.
Правописание приставок
– С + глух. согл. – бессердечный, исчезнуть
– 3 + звонк. согл. – безграничный, безмерный (На конце приставки пишу С, если далее идет глухой; 3 — если далее звонкий.
Все глухие согласные запомнить по фразе: Фока, хочешь поесть щец? Сделать, сбор, т. к. приставки З – нет. Запомните:здесь, здание, здоровье, здравствуй; перед корнем –чёт– пишется С, перед корнем –чит– пишется СС: расчёт, рассчитывать. ИСКЛЮЧЕНИЕ: бессчётный.
– Приставка на согл. + ъ + е, ё, ю, я –подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление и в сложных словах после двух-,трёх-, четырёх-: пишу твердый знак после приставки на согласную, если корень начинается с йотированных букв е, е,ю,я. Запомнить:адъютант, инъекция, конъюнктура, субъект, панъевропейский (инояз.).
– Правописание приставок пре- и при- зависит от смысла: пре- = пере-: преграда(то, что перегораживает);npе- = очень: преинтересный (очень интересный); npu- = приближение: приехать; = присоединение: приобрести; = близость (около): приморский; неполное действие: присесть.
Различай по контексту:
Прибывать в город (куда?) …………… Пребывать в городе (где?)
= приезжать (приближение) …………….= «перебывать» там, находиться
Приклониться к земле =…………………Преклоняться перед подвигом =
пригнутьсяк земле (прибли-…………….очень уважать
жение)
Притворить дверь = прикрыть…………Претворить что-то в жизнь =
(неполнота действия)……………………...перевести из планов
Придел храма = то, что пристро-………..Предел терпения = грань
ено (присоединение)
Приемник (радио) = тот, который……….Преемник идей = тот, кто пере-
принимает (приближение)………………..нимает
Придать вид чему-то = прибли-…………Предать кого-то = передать
зить к такому-то облику
Призреть сироту = приютить…………….Презирать предателя = очень не ……………………………………………….уважать
Правописание Ы/И после приставок
– После приставок, оканчивающихся на согласную, начальная И корня переходит в Ы: играть – подыграть, искать – отыскать, идейный – безыдейный, инфаркт – предынфарктный.
– После приставок СВЕРХ-, МЕЖ-, а также после иноязычных приставок и частиц (дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-) начальная И корня сохраняется: сверхизысканный, межинститутский, постинфарктный, контригра, панисламизм.
– Начальная И корня сохраняется после первой части двухсложных слов: двухигольный.
Употребление Ь
– Буква Ьна конце слов пишется после шипящих: а) в существительных женского рода единственного числа: мышь, дочь; б) в глаголах:в начальной форме: беречь — беречься (правописание Ьпроверяется по во- просу), во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени: ты ешь; в) на конце наречий, кромеслов уж, замуж, невтерпёж(Ср.: наотмашь, настежь).
– В форме повелительного наклонения глагола на конце основы пишется Ь:встань, отрежь. Ьсохраняется перед - те: отрежьте. Ьне пишется в слове ляг — лягте.
1. В сумерки Никита побежал через двор к людской, откуда на лиловый сне... падал свет двух замер...ших окошек. 2. За большою печью пилил деревя..ку сверчок. 3. Мишка сидел на краю коло...ца и макал в воду кончик варе...ки, надетой на руку. 4. Никита возвращался с моло...ьбы. 5. Объе...чик задумчиво поглядел на даль. 6. Услыхав свое имя, помесь таксы с дворня...кой вышла из-под верстака где она спала на стру...ках, сла…ко потянулась и побежала за хозяином. 7. В самый жар ко...ьба показалась ему не так трудна. 8. Вскоре после обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к сва...ьбе. 9. К вечеру гроза начала стихать, дождь превратился в изморо...ь. 10. Ударили холода, изморо...ь покрыла деревья.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными на конце корня приведите как можно больше производных слов и запишите их.
Пр…провождать документы, бе...сердечный человек, бе...толковая чере...полосица, чре...мерные старания, и...чезнуть за горизонтом, ...делать об...явление, в пр...восходном ...дании, пр...одолеть пр...сложное пр...пятствие, пр...творить мечту, с...грать в сверх…нтересную игру, контр...гра небез...звестного противника, пр...зирать пр...дателя, пр...дерзкий ад…ютант, пр...стреленный раз...яренный хищник, пр...бывать в пред...нфарктном, а не в пост...нфарктном состоянии, пр...поднести бе...ценный подарок, без...мянная речка, р...з...скное бюро, сильно пр...увеличить, об...емлет ужас, пр...обретенная книга, небез...нтересная, но и не сверх...нтересная, не пр...кословить пр...вратностям судьбы, двух...актная комедия, четырех...элементный.
Задание 5.Вставьте пропущенные буквы. Выпишите из толкового словаря значения слов, в которых пропущены буквы.
Пр...клоняться перед учителем – пр...клонить голову; пр...ступить закон – пр...ступить к осуществлению операции; пр...бывать на конечный пункт – пр...бывать в состоянии неуравновешенности; выбрать себе пр...емника – настроить пр...емник на искомую волну; пр...зреть сироту – пр...зреть опасность; пр...ходящая популярность – пр...ходящие с опозданием гости; древнее пр...дание – пр...дание статуса гражданина РФ; пр...пираться с соседями – пр...переть дверь лопатой; пр...вратный взгляд на вещи – лакей-пр...вратник; пр...дел желаний – церковный пр...дел; непр...менные условия – непр...менимые правила игры; пр...ставиться в одночасье – пр...ставить соглядатая.
Задание 6. Оили Е?Выполняя данное упражнение, не забывайте определять, в корне, в суффиксе или в окончании находится интересующая вас буква. Укажите ударение в словах.
II. Ц...кольный этаж, ц...канье копыт, получить письмец..., молодц...ватый вид, глянц...витая бумага, превосходный танц...р, гарц...вать на лошади, облиц...вка стен, склониться над колодц...м, облиц...вать здание, пунц…вые губы, погрозить пальц…м, идти с отц…м.
Задание 7. Обоснуйте свой выбор дез- или дис- (диз-).