Русские газеты на прилавках американских киосков давно уже не новость. Нередко можно встретить и «Правду». Интерес к русским газетам – это прежде всего интерес к тем переменам, которые происходят в нашей стране. Раньше в центре внимания оказывался любой сказавший, что он только что вернулся из Лондона, Токио, Сиднея, Пекина. Сейчас «лавры знаменитости» пожинает тот, кто приехал из Москвы.
Американцев интересует все: детали прошедшего заседания народных депутатов, перипетии культурной жизни, литературные новинки, наше возросшее экологическое самосознание, движение «Милосердие», наши экономические дела.
«Гласность» и «перестройка» - слова, которые понятны без перевода. Эти слова можно увидеть сегодня на рекламных плакатах, услышать по радио и телевидению.
Было бы, конечно, наивно считать, что абсолютно все американцы однозначно относятся к перестройке. Такого нет. Оценки бывают самые разные. Но холодного безразличия к нашим преобразованиям мне встречать не довелось (Правда, 1989, 7 августа).
Задание 13. Определите, в какой ситуации могут быть использованы данные тексты, на основании этого сделайте вывод о принадлежности текстов к тому или иному стилю.
Текст 1.
Сидели на льдине рыбаки-любители. Сидели каждый у своей лунки, словами перебрасывались.
- Из ерша говорит пожилой, - уха отменная, только чистить его не нужно. Надо, как есть в чешуе варить.
-А окунь на мотыля идёт,- поддержал разговор другой, помоложе.
-А я вам вот что скажу,- оживился третий.
Но сказать он ничего не успел. Раздался треск, и льдину оторвало от берега. И понесло её в открытое море.
Текст 2.
4 апреля в 14 часов от граждан по телефону поступило сообщение о том, что в Финском заливе у посёлка Озерки Выборгского района от берега оторвало льдину с шестью рыбаками-любителями.
В этот же день в 18 часов 30 минут в результате принятых мер рыбаки были сняты экипажем ледокола «Иван Крузенштерн».
Список снятых со льдины прилагается.
Задание 14. Моделирование текста. Прочитайте внимательно текст, а затем ознакомьтесь с его стилистическим анализом. Опираясь на текст и его стилистический анализ, создайте собственное рассуждение на любую интересную для вас тему. При этом сохраните структуру и стиль текста-образца.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
Учение с мучением – это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и этак, прикидывать – может и получится? Не-ет , не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?
В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот реение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!
И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением –счастливая жизнь. Таков закон. (С.Соловейчик.)
Задание15. Сравните два текста на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст.
А) Вихрь – порывистое круговое движение воздуха, поднимающее пыль в вертикальном положении.
Б) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой в солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце (А.П. Чехов).
Вы сравнили два текста и определили их принадлежность к стилю. А теперь построим наше доказательство, ответив на вопросы:
1. Где могут быть использованы эти тексты? В какой ситуации? Какова цель этих текстов?
2. Подберите определения для характеристики текстов.
3. Обратите внимание на их лексику и синтаксические конструкции, средства выразительности.
Задание16. Прочитайте тексты. Определите, о чём говорится во всех трёх отрывках, и докажите, что предмет речи один и тот же.
А) С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
Б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15-17.
В) - Сегодня тепло? - спросила сестра, собираясь в школу.
- Да нет, не очень. Надевай плащ - похоже дождь будет.