Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 0



Навыки устной речи – СРС ! (самостоятельная работа студентов)

 

Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Любая речь прежде всего должна быть слышимой. Это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях говорения. Умение владеть голосом тесно связано с развитием фонетического (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит от ясности, отчетливости и произношения – дикции. Наконец, речь должна быть правильной, т. е. соответствовать нормам орфоэпии русского литературного языка. Таким образом, к технике речи относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию. Рассмотрим каждый из этих компонентов более подробно.

Интонация (лат. intonare – громко говорить) – сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. – Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация – меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл. По мнению психологов, интонация – самая гибкая и острая форма речевого воздействия. В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» – возрасте, поле, о родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о его социальном положении, эмоционально-оценочном отношении к собеседнику и т. п. Интонационная выразительность нашей речи складывается из: а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли; б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений; в) выразительности эмоциональной; г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи. Реализуют эти составные голос и дикция говорящего, а также ударение, пауза, мелодика, тембр и темп речи.

Голос. «Голос – это мы и наши мысли, – замечает Поль Л.Сопер. – То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать... Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще». Голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств. Как утверждают психологи, за один голос можно любить или ненавидеть человека. О зависимости голоса от характера и состояния человека свидетельствуют многие определения к слову голос, например: решительный, смелый, робкий, вялый, бодрый, жизнерадостный, смешливый, вежливый, брюзжащий, скучный, легкомысленный и т. п.

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса:

– динамический диапазон голоса;

– полётность звука;

– тембр;

– подвижность, гибкость голоса;

– выносливость голоса, малая утомляемость.

Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Как и всякий психофизический навык, четкость произношения постигается опытом – тренировкой речевого аппарата, специальными упражнениями по артикуляции, посредством которых можно исправить дефекты звучания и выработать навыки выразительной дикции.

Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п. Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей. Недаром появились пословицы и поговорки типа: За твоим языком не поспеешь и босиком, Строчит, как из пулемета, Тысяча слов в минуту и др. Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль. Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту.

Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Психологическое воздействие пауз очень велико. Опытный оратор специально пользуется паузой, чтобы придать значимость высказанным положениям. Различают логические и психологические остановки речи.

Ударение – главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Каждый раз оттеняется лишь одно слово, в соответствии со смыслом предложения.

Мелодика. Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую. Роль мелодики существенна: с одной стороны, она, в сочетании с ударением и паузой, оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражении связной мысли или последовательности мыслей, с другой – наряду с паузой служит средством членения речи.

 

Вопросы для контроля

1. Что представляет собой процесс коммуникации?

2. Каковы основные виды общения и их цели?

3. Каковы функции общения?

4. Какие виды общения выделяются современными исследователями?

5. Назовите основные единицы речевого общения.

6. Назовите основные правила и приемы общения.

7. Назовите основные принципы общения.

8. Какие законы речевой коммуникации выделяются И.А. Стерниным?

9. Назовите основные факторы речевого воздействия.

10. Какие параметры определяют технику речи?

11. Что представляет собой интонация?

12. Назовите основные качества профессионального речевого голоса.

 

Задания по теме

 

Задание 1. Прочитайте стихотворение M. Светлова «Гренада». Делайте добор после каждой строки, сохраняя связность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий, торжественный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было так же полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы диктуете их человеку, находящемуся в соседней комнате.

Мы ехали шагом. Но песню иную

Мы мчались в боях О дальней земле

и «Яблочко» — песню Возил мой приятель

Держали в зубах С собою в седле.

Ах, песенку эту Он пел, озирая,

Доныне хранит Родные края:

Трава молодая "Гренада, Гренада,

Степной малахит. Гренада моя'»

Задание 2. Прочитайте стихотворение З. В. Савковой. Читайте его, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой. Не торопитесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не разваливайте гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте себе, что вы говорите в рупор мегафона.

«Скакалка»

Со скакалкой я скачу, Голос звучен, льется ровно

Научиться я хочу И не прыгаю я словно.

Так владеть дыханьем, чтобы Раз — два!

Звук держатьоно могло бы Раз — два!

Глубоко, ритмично было Раз – два!

И меня не подводило. Раз!

Я скачу без передышки Можно прыгать

И не чувствую одышки. Целый час!..

 

Задание 3. Прочитайте чистоговорки вначале медленно, проговаривая все звуки, потом все убыстряя темп.

Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп

 

Задание 4. Прочитайте скороговорки. Читайте вначале медленно, проговаривая все звуки, потом все убыстряя темп.

Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать – зарапортовался.

Меланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да все выболтала.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Не тот товарищ, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищ товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковатъ, перевыколоколовать.

На дворе – трава, на траве – дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.

Задание 5. На какие особенности звучащей речи указывают пословицы, поговорки, устойчивые выражения? Какие из них характеризуют темп речи?

 

Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать. За твоим языком не поспеешь босиком. Горлом не возьмешь. Горлом изба не рубится. Замолола безголова. Бормочет, как глухарь. Пищит, как цыпленок. Кричит, как выпь. Говорит, словно в стену горохом сыплет. У него слово слову костыль подает. Слово за словом на тараканьих ножках ползет. Он речь сквозь зубы цедит. Говорит, что в цедилку цедит. Слово к слову приставляет, словно клетки городит. Слово за словом в перебой идет. Слово за слово цепляется. Говорит, что родит. Слово вымолвит, словно жвачку прожует. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Строчит, как из пулемета. Тысячу слов в минуту.

 

«Речевая коммуникация».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.