Числительное восемьсот в Т.п имеет варианты: восьмьюстами и восемьюстами. Оба этих варианта являются нормативными.
2. Числительные полтора, полторы и полтораста имеют только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора (м. и ср. р.), полторы (ж. р.), полтораста; в косвенных падежах – полутора, полутораста.
3. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре(22, 23, 24 ...102, 193 и т.д.), с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаемость.
4. В нормативной речи строго разграничивается употребление слов оба и обе во всех падежах: обоих братьев – обеих сестер. Нарушение этого правила нежелательно даже в устной речи.
5. В сочетаниях два (три, четыре) и более управляемое существительное ставится в родительном падеже ед. числа: два и более варианта, три и более трудных формы.
6. Слова два, три, четыре, употребленные с одушевленными существительными, имеют форму винительного падежа, сходную с родительным: встретил двух друзей и трех подруг, проконсультировал четырех студентов.
7. Правильными являются конструкции 35,5 процента(не: процентов), 12,6 километра (не: километров), то есть при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число. Также: 45,0 (сорок пять и ноль десятых) секунды, 6 7/8 метра.
8. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко) сочетаются:
а) с существительными муж. и общ. рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
б) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. числа: двое саней, трое щипцов;
в) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;
г) с субстантивированными числительными: вошли двое, семеро одного не ждут;
д) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;
е) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, четверо котят.
9. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга – двое друзей возможен выбор одного из вариантов. Предпочтительно употребление собирательных числительных:
а) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, семеро играющих;
б) с существительными мужского рода, имеющими окончание -а: двое мужчин, трое старост.
С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное:
а) с некоторыми существительными м.р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т.д.: три профессора, шесть майоров;
б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: к двум саням, около трёх суток.
Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Каковы особенности склонения количественных, порядковых, дробных и собирательных существительных?
2. Какие выделяются особенности сочетаний числительных с существительными?
Задание 2. Запишите словами приведенные в предложении имена числительные.
1. Сколько получится, если к 11968 прибавить 16374? 2. От 8753 отнимите 4587. 3. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 4. Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой 3785 метров над уровнем моря. 5. В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 6. Из 300 добровольцев на остров вернулось меньше 50. 8. Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани.
Задание 3. Просклоняйте и запишите цифрами следующие словосочетания.
Задание 5. Раскройте скобки, выберите подходящие слова. Объясните свой выбор.
1. У кузниц... стояло (два, двое) сан... и (три, трое) телег.... 2. (Два, двое) сут... продолжалась метель. 3. (Четыре, четверо) друз... отправились в турист...ий поход.
Задание 6.Определите, в каких случаях и почему собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными и наоборот.
1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков. 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Восемь детей было у матери Димитрова.
Задание 7.Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?
Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям – к двум друзьям, о тысяче мелочей – о тысячах мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.
Задание 8. Прочитайте предложения, поставив числительные в нужном падеже. П о м н и т е: числительные – визитная карточка общей речевой культуры говорящего.
1. Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. 2. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды. 3. В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 1850 истребителями. 4. Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, с 20402 вагонами и 64 маршрутами. 5. Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 6. Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства. 7. Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.
Задание 9. Используя приведенные данные, составьте тексты (или предложения) по темам опросов. Употребите предлоги: с, по, более, сверх, около; существительные: количество, число, доля; глаголы: достигать (чего?), исчисляться (чем?), равняться (чему?), превышать (что?), составлять (сколько?).
Образец: Число граждан, считающих борьбу с преступностью первоочередной проблемой, составляет более восьмидесяти одного процента.
Опрос граждан России
Вопрос:
Что, по-вашему, конкретно необходимо предпринять, чтобы улучшить условия жизни в нашем городе? Какие проблемы требуют первоочередного решения?
Ответ:
– охрана порядка, борьба с преступностью – 81%
– организация торговли – 38%
– работа общественного транспорта –31%
– помощь престарелым, детям, инвалидам, малообеспеченным – 31%
– экология – 30%
– благоустройство города – 29%
– состояние медицинского обслуживания – 29%
– жилищные проблемы – 21%
– школьное образование – 12%
– работа детских дошкольных учреждений – 8%
– деятельность учреждений культуры – 7%
IV. Местоимения и нормы их употребления.Местоименные слова обладают неполной номинацией, когнитивной и информативной функцией. Они обозначают явления действительности опосредованно, т.е. лишь указывают на них. Поэтому они не самостоятельны в своих значениях. К ним относятся местоимения и местоименные наречия типа здесь, там, туда, откуда, оттуда. Только в контексте местоименные слова наполняются содержанием, заменяя собой то или иное знаменательное слово.
Следует помнить:
1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не-, без ударения– ни-: некого, нечего; некому, никому; ничего, ничему.
2.В отрицательных местоимениях припоявлении предлога образуется сочетание из трех слов: ни у кого, ни в чем.
Для местоименных слов в контекстах свойственны дейктические (от греч. – «указание») функции на адресата речи, предметы речи, на пространственно-временное положение объекта речи, указание на предшествующее содержание речи.
2. Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, что-то. кто-либо. что-нибудь. Если кое отделяется от местоимения предлогом, то сочетание пишется в три слова: кое у кого, кое с кем. Сочетания «никто иной», «никто другой», «ничто иное», «ничто другое» употребляются, как правило, в предложениях, где есть отрицание:: Никто иной так не скажет. Ничто иное меня не интересовало. Сочетания «не кто иной, как», «не что иное, как», «не кто другой, как», «не что другое, как» имеет значение противопоставления, и здесь пишется отрицательная частица не (раздельно). Можно ориентироваться и на следующее за местоимениями слово как (оно отделено запятой): Пришел не кто иной, как сам ректор.