1. Определенного рода трудности могут возникнуть при произношении в иноязычных словах согласных перед Е.
Некоторые книжные слова и слова терминологического характера произносятся с твердым согласным перед Е: ин[тэ]рвъю, тон[нэ]лъ, син[тэ]з, [тэ]ст, [мэнэ]джер, [тэ]зис, кок\тэ\йль.
В современном русском языке основная тенденция произношения заимствованных слов заключается в переходе от твердого варианта произношения к мягкому. Некоторые слова, которые раньше произносились только твердо, сейчас допускают и мягкое произношение: артерия, водевиль, девальвация, дедукция, дезодорант, демонтаж, критерий, пантера.
2. В качестве правила следует запомнить: во всех заимствованных словах звуки [к], [г], [х] и [л] перед Е смягчаются по законам русской фонетики: \к'е\кс, с[х'е\ма, [г'е\незис, суф[л'е], ба[г'е]т. В большинстве случаев мягкое произношение согласных становится основным, а вариант с твердым произношением устаревает и характеризуется словарями как допустимый, например: агрессия [р'е и доп. рэ], декан [д'е и доп.дэ], депрессия [д'е, р'е и доп. дэ, рэ], дефис [д'е и доп. дэ], конгресс [р'еи доп. рэ], прогресс [р'е и доп.рэ], экспресс [р'е и доп. рэ].
Следует особо отметить произношения сложносокращенных слов (аббревиатуры): они произносятся так, как произносятся названия букв, составляющих их: НДС [эн дэ эс], ФСБ [эф эс бэ], СНГ [эс эн гэ]. Правильно следует произносить имена собственные: Лодейное Поле (районный центр Ленинградской области) [д] произносится мягко Ло[д'е\йное, а не [дэ]; О[д 'е]сса, а не О[дэ]сса, как иногда слышим.
Однако многие иностранные имена и фамилии, а также географические названия произносим с твердым согласным: \Дэ]карт, Волъ[тэ]р, Гё[тэ], Ма[нэ\, Ро[дэ]н, Ба[дэ]н-Ба[дэ]н, Манхэт[тэ]н и др. Норма в отношении заимствованных имен сложилась еще в XIX веке и связана с привычкой произносить имена собственные так, как они звучат в языке-оригинале.
3. Необходимо различать звуки [э] и [о] после мягких согласных. Следует запомнить: а) только [э] произносится в словах: афера, бытие, иноплеменный, истекший, опека и др.; б) только [о] произносится в словах: затëкший, новорождëнный, остриë, принëсший и др.
Можно отметить и произносительные варианты: равноправные (белесый и белëсый, решетчатый и решëтчатый), семантические (небо – нëбо, железка – желëзка), нормативно-хронологические (акушер – акушëр (устар.), безнадëжный – безнадежный (устар.) и др.).
Произношение сочетания ЧН. Сочетание ЧН требует особого внимания, т.к. при его произношении часто допускаются ошибки.
В современном русском языке сочетание ЧН произносится в большинстве случаев как [Ч'Н], особенно в словах книжного происхождения:ал[ч'н]ый, анти\ч'н\ый, поро[ч'н\ый, съемо[ч'н]ый, межли[ч'н]остный, командирово[ч'н]ый, матри[ч'н]ый и др.
В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному в зависимости от переносного значения, которое появляется в устойчивых сочетаниях: серде[ч 'н]ое заболевание и друг серде[шн]ый, копее[ч 'н]ая монета и копее[шн\ая душа.
Еще в начале XX века многие слова с сочетанием [ЧН] произносились с [шн], а не [ч'н]: було[шн]ая, будни[шн]ый, моло[шн\ый, брусни[шн]ый и др., в современном языке такое произношение характеризуется как устарелое или даже просторечное.
Теперь произношение этого сочетания соответствует написанию [ч'н]. Лишь в некоторых словах должно произноситься только [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]\ица, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, оче[шн]ик, горчи[шн]ик, пустя[шн]ый. Такое же произношение сохранено в женских отчествах: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Никити[шн]а, Савви[шн]а, Фомини[шн]а. Это традиционное отступление от общей нормы, которое узаконено словарями, поэтому его следует придерживаться в своей речи.
Произношение сочетания ЧТ. Сочетание чт обычно произносится так, как пишется, например: мачта, почтение, прочти и др.; но только сочетание [шт]произносится в слове что и его производных (за исключением лексемы нечто). В слове ничто допускается двоякое произношение.
Произношение двойных согласных. Необходимо правильно произносить двойные согласные в русских и заимствованных словах. Здесь следует придерживаться следующих рекомендаций: 1) двойные согласные в русских словах на стыке морфем обычно сохраняются в произношении, например: беззаботный, вверх, конный, бессовестный и т. д.; то же самое в приставочных страдательных причастиях: задуманный, исключенный, обезвреженный и др. В бесприставочных причастиях произносится один звук н: раненный в ногу, жаренный в масле картофель; исключение составляют те случаи, когда слова типа купленный, брошенный, данный и др. употребляются в качестве прилагательных; 2) в заимствованных словах и в русских словах, имеющих иноязычные морфемы, двойной согласный обычно произносится долго, если он стоит после ударного слога: вáнна, кáсса, гáмма, капéлла, мáнна (небесная) и др. Двойной согласный не произносится в тех случаях, когда он стоит: а) перед ударным слогом: ассамблея, корреспондент, миллиард, грамматика, аккредитив; б) в конце слова: металл, грамм, грипп; в) перед согласным: группка, классный, программный и др. В некоторых словах допускается вариантное произношение, например: анналы, аннотация, ассимиляция, диффузия, кассета и др.
Произношение гласных и согласных звуков в заимствованных словах. Определенные трудности вызывает произношение гласных и согласных звуков в заимствованных словах: 1) в некоторых словах иноязычного происхождения (в т. ч. в именах собственных) сохраняется безударный звук о, например: вето, кредо, сонет, Флобер, Золя и др.; в то же время в большинстве хорошо освоенных слов наблюдается аканье: роман, аромат, комфорт и др. В отдельных случаях допускается вариантное произношение безударного о: вокализм, поэзия и др.; 2) на месте букв э, е после гласных в иноязычных словах произносится звук [э] (без предшествующего [й]): проект, пируэт, поэзия, аудиенция и др.; 3) губные согласные перед ев большинстве случаев произносятся мягко (бенгали, бенефис, пелерина, вельвет и др.), но в ряде случаев губные перед е остаются твердыми: бета, бизнесмен, Кармен, Шопен и др. Зубные согласные т, д, з, с, н, р чаще других сохраняют твердость перед е (антенна, генетика, полонез, фонема, гротеск, детектив и др.), но только мягкие зубные произносятся перед е в словах: бюллетень, кларнет, тенор, фанера, шинель, Одесса и др. Во многих словах перед е возможно вариантное (твердое и мягкое) произношение согласных: декан, претензия,терапия, террор, трек и др.
Акцентологические нормы (нормы ударения). Ударение – выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью (в чешском языке), длительностью (в новогреческом языке), движением тона (во вьетнамском и других тональных языках). В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Во многих языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, т.к. ударение в них фиксированное. В польском, латинском языках ударение падает на предпоследний слог, во французском - на последний; в английском - на первый слог. Русское ударение является разноместным, т. к. может падать на любой слог, например, на первый – правило, на второй – стена, на третий – красота и т. д. Разноместность позволяет разграничивать грамматические формы слов: стены - стены, руки - руки, насыпать - насыпать и т.д. Ударение в русском языке может характеризоваться как подвижное и неподвижное. Неподвижнымназывается такое ударение, которое падает на одну и ту же часть слова: госпиталя, госпиталю, госпиталь, госпиталем, о госпитале - ударение закреплено за корнем; звоню, звоним, звоните, звонишь, звонит, звонят - ударение закреплено за окончанием. Ударение, меняющее место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным: начать, начал, начала; прав, правы, права; могу, можешь, могут; понять, понял, поняла.
В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударения. Существуют, например: 1) равноправные варианты (взаимозаменяемые во всех случаях, независимо от стиля, времени и т. д.): ржаветь и ржаветь, творог и творог, баржа и баржа; тефтели и тефтели; одновременно и одновременно и т.д. Таких слов в русском языке около 5000. 2) неравноправные: а) семантические (различаются по значению): острота (лезвия) и острота (остроумное выражение); трусить (бояться) - трусить (бежать); погруженный (помещенный в транспорт) - погруженный (опущенный в воду); б) стилистические (относятся к разным языковым стилям), в частности книжные и разговорные (баловать и баловать, договор и договор), общеупотребительные и профессиональные (компас и компас, искра и искра, атомный и атомный; возбуждено и возбуждено); в) нормативно-хронологические (проявляются во времени их употребления), например современные и устаревшие: апартаменты и апартаменты, украинский и украинский.
Определенную трудность представляет постановка ударения в производных формах слов. Здесь следует руководствоваться некоторыми правилами.
Имя существительное
1. Ряд существительных имеет неподвижное ударение на основе во всех формах: сват – сваты, торт – торты, шрифт – шрифты и т. д.
2. Многие односложные существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа ударение на окончании: бинт – бинта, серп – серпа, зонт – зонта и т. д.
3. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании (беду, вину, плиту, нору и т. д.), или на основе (бороду, воду, зиму, пору и т. д.).
4. Некоторые односложные существительные 3-го склонения при употреблении с предлогом в и на имеют ударение на окончании: в груди, в чести, в связи, в ночи.
5. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение то на основе (возвышенностей, глупостей, местностей и др.), то на окончании (новостей, очередей, теней и др.); двоякое ударение: отраслей и отраслей, пядей и пядей, ведомостей и ведомостей.
Имя прилагательное
1. Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение ставится на основе, при этом оно обычно совпадает с ударением в полной форме: белый – бела, бел, бело; ясный – ясна, ясен, ясно и т. д.
2. В форме множественного числа возможно двоякое ударение: белы – белы, близки – близки, пусты – пусты, низки – низки и др. Но только легки, правы.
3. Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени – на суффикс: длинна – длиннее, видна – виднее, полна – полнее и др.
4. Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение ставится на основе: лилова – лиловее, красива – красивее, ленива – ленивее и т. п.
Глагол
1. Ударение в формах прошедшего времени может стоять на основе и на окончании. Выделяются три группы слов: а) глаголы с ударением на основе во всех формах: дуть – дул, дула, дуло, дули; класть – клал, клала, клало, клали и др.; б) глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: брать – брал, брала, брало, брали; плыть – плыл, плыла, плыло, плыли и т. д.; в) глаголы с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: занять – занял, заняла, заняло, заняли; начать – начал, начала, начало, начали и др.
2. У кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончание, в других – на приставку: а) взятый – взята, начатый – начата, принятый – принята; б) в причастиях на -бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку: забрана, прервана, призвана и т. п.
3. Среди глаголов на -ировать выделяются две группы: а) с ударением на и(копировать, дискутировать, консультировать); б) с ударением на а(нормировать, премировать, пломбировать). Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы: а) форме на -ировать соответствует форма на -ированный (блокировать – блокированный, запланировать – запланированный); б) форме на -ировать – форма на -ированный (премировать – премированный, формировать – формированный).
Разноместность и подвижность ударений приводят к ошибкам. К основным причинам возникновения ошибок можно отнести следующие.
1. Незнание происхождения слова. Слова, пришедшие из французского языка, будут иметь ударение на последнем слоге. К таким относятся: апостроф, жалюзи, квартал, коклюш, фетиш, эксперт.
2. Отсутствие в печатном тексте буквы Ё, т.к. она всегда находится под ударением: заворожённый, новорождённый, скреплённый, увезённый, осуждённый.
3. Плохое знание морфологии. При неправильном образовании падежных форм допускаются ошибки, например: брелкавместо брелока, полотенцев вместо полотенец, граблей вместо грабель.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Задание 1. Расставьте ударение в следующих существительных:
Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Чем обусловлена постановка ударения в том или ином случае?
Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?
Задание 10. От следующих глаголов образуйте краткие страдательные причастия и расставьте в них ударение. Укажите, от чего зависит постановка ударения в причастных формах.
Задание 11. Поставьте ударение в следующих глаголах на -ировать. Определите, на какие две группы распадаются данные слова в зависимости от места ударения.
Задание 12. От приведенных выше глаголов на –ировать (задание 10) образуйте полные страдательные причастия прошедшего времени и расставьте в них ударение. Каким правилом необходимо руководствоваться в данном случае?
Задание 13. Перепишите слова, распределяя их на две группы: 1) с ь для обозначения мягкости согласного; 2) без ь. Сделайте вывод об особенностях произношения и написания слов каждой группы.