1. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это: 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.
2. Правильность и точность словоупотребления.
Точность как качество грамотной речи предполагает следующее:
1) умение ясно мыслить (логическая точность);
2) знание предмета речи (предметная точность);
3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).
3. Полисемия –многозначность. Большая часть слов в русском языке – слова многозначные.Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах и поэтому разграничиваются на основе их различной сочетаемости.
4. Сочетаемость (лексическая) –способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением.
5.В русском языке есть словосочетания, которые называются несвободными, связаннымиили фразеологическими.В них слова, связываясь вместе, теряют свое индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову, например: бить баклуши – бездельничать, пустить красного петуха – поджечь, с булавочную головку – маленький.
Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых ошибок:
– употребление слов и фразеологизмов без учета их семантики в результате невнимательного к ним отношения или плохого знания языка: Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах. Глагол возникнуть означает «появиться, начаться, образоваться, зародиться» и не подходит для наименования действия, требующего значительных усилий. Возникнуть могут подозрение, тревога, сомнение (состояния самопроизвольные), возникают трудности, препятствия... Железные дороги не могут возникнуть, их прокладывают люди. Такие ошибки возникают при употреблении как знаменательных, так служебных частей речи: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Онимогут стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания: ...И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (автор перепутал саван и фату). Подобные ошибки, искажающие смысл высказывания, возникают под влиянием ложных ассоциаций: «Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина» (автор контекста, конечно, имел в виду потомков поэта); Погода сопутствовала хорошему отдыху (вм. благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (вм. потомство); Я хочу продолжить семейную династию (вм. традицию) и потому решил стать офицером. Употребление фразеологизма без учета его семантики также искажает смысл высказывания. Так, А.С. Пушкин, прочитав «Ответ Гнедичу» К.Н. Батюшкова, против строк Твой друг тебе навек отныне с рукою сердце отдает заметил: «Батюшков женится на Гнедиче!».
– употребление слов, противоречащих содержанию мысли, не совместимых по значению: Мне захотелось воочию услышать ее голос, и, может быть, повидаться с детством; Он говорил без знаков препинания, сперва ровно, потом все быстрее;
– анахронизм, т.е. нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой: В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово митинг появилось значительно позднее, причем в Англии); В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий (использованное название города на Неве было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге);
– алогизм (от греч. a- «не-, без-» + logismos «разум, рассуждение»), представляющий реальные причинно-следственные отношения в искаженном виде или там, где они не предусматривались: Спортсмен получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителями. Здесь можно выделить: а) сопоставление несопоставимых понятий: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей (синтаксис сравнивается с научными статьями); б) выбор слов-понятий с различным основанием деления: Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства (имеются в виду, конечно, корма для животных, скота); в)подмена понятий, смысловое смещение в тексте: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма (конечно, демонстрируется фильм, а не его название). Подобные ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера). Подмена понятия приводит к пародийному звучанию или к абсурдности высказывания и сводит на нет их информативную ценность: Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов; Страшна не старость, а дряхлость, поэтому лучше умереть молодым и здоровым; г) неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л молока (следовало употребить не родовое наименование – животное, а видовое – корова); В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку. Надо было написать: В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному (ведь в медицинской помощи нуждаются не только дети). Особенно часто наблюдается употребление вместо видового понятия родового, которое представляется говорящим более значительным, создает впечатление «важности» высказывания, но в действительности лишает речь точности, делает ее бесцветной, приводит к утрате тех конкретных сведений, которые составляют живую ткань повествования и придает стилю официальную, подчас казенную, окраску: атмосферные осадки вм. дожди, ливни, изморось, снег, метель; зеленые насаждения вм. сирень, жасмин, рябина, черемуха и под. Не случайно большой художник слова С.Я. Маршак обращался к своим современникам с горьким упреком: «...Обеды, ужины мы называли пищей, а комната для нас жилплощадью была»; д) абсурдность, комизм высказывания, отличающийся от любой другой речевой ошибки тем, что его невозможно исправить: Когда Онегин стал юношей, он считался уже зрелым, хотя это было не по умственному развитию, а по физиологическому и в угоду своим потребностям и прихотям. Искажение смысла и абсурдность высказывания возникают в результате несоответствия посылки и следствия, например: Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба (получается, что чем больше борются с вредителями, тем быстрее они размножаются; в этом случае следовало бы писать не о размножении вредителей, а об уничтожении). Алогизм может представлять собой стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии и т.д., например, соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий: Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Ч.). Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собраний и… рубки капусты (М. Г.); е) немотивированная эвфемистичность (гр. eu «хорошо», phēmi «говорю») высказывания, нередко объясняемая не только низкой речевой культурой, но и сознательным желанием завуалировать отрицательный смысл высказывания, притупить критическую остроту при описании негативных явлений нашей жизни (фантазировать вм. врать, принимать подарки вместо брать взятки и т.д. Например, в местной газете корреспондент сообщал: Правление колхоза уделяло мало внимания охране общественной собственности, в то время как следовало бы признать, что правление колхоза безответственно отнеслось к охране общественной собственности (или закрывало глаза на расхищение общественной собственности). Неточность речи в подобных случаях уводит читателя от истины, искажает смысл.
– разностильность, т.е. немотивированное объединение стилистически не совместимых лексических средств. Наиболее частый случай – смешение элементов книжного и разговорного стилей: авиаторы опыляют лес; студенческий стройотряд возводит складские помещения; Он обещал, что не ударит в грязь лицом и будет трудиться под стать кадровым водителям степных кораблей и т.п. Использование фразеологизма с определенной стилистической окраской может также вступить в конфликт с содержанием и стилем произведения: Он метался, искал спасения. Придумал трогательную историю в свое оправдание, но она прозвучала как лебединая песня этого прожженного негодяя. Нельзя соединять в одном предложении экспрессивно окрашенные фразеологизмы с официально-деловой лексикой (Председатель осыпал меня золотым дождем на сумму восемьдесят тысяч рублей), эмоционально яркие, поэтические – с речевыми штампами, восходящими к «канцелярскому красноречию» (Счастлив тот, кто и жить торопится и чувствовать спешит по большому счету).
– неверное употребление многозначных слов, омонимов. Омонимы – слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл. Возможность употребления омонимов в одном и том же контексте создает двусмысленность: «Вы прослушали объявление». Употребление многозначных слов, омонимов нередко ведет к нарушению лексической сочетаемости. Так, в основном значении «имеющий большую глубину» слово глубокий свободно соединяется с любым другим, подходящим по смыслу, – колодец, залив, водоем, озеро, река. Однако в значении «достигший предела, полный, совершенный» оно сочетается с немногими словами – глубокая осень, зима, но не лето, не весна; глубокая ночь, тишина, но не утро, не день, не шум; глубокая старость, но не юность. Поэтому нас смешит заявление: В глубоком детстве он был похож на мать. Слово состояться толкуется в словарях посредством синонимов произойти, осуществиться, однако в отличие от них этот глагол уместен, если намеченные мероприятия готовились, планировались (Состоялось собрание; Состоялась встреча кандидата в депутаты Думы с избирателями). А если корреспондент пишет: На улицах города состоялись вооруженные столкновения, – можно подумать, что вооруженные столкновения кем-то готовились, планировались. Как видим, нарушение лексической сочетаемости может привести к искажению смысла высказывания. 2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленность текста.– внешняя омонимия фразеологизмов и свободных сочетаний может привести к самым неожиданным каламбурам, придавая речи неуместный комизм. Например, взволнованный оратор говорит о беспорядках на строительной площадке: Трижды записывали в протоколе решение о необходимости зарезервировать для полигона шифер, а пришло время – крыть нечем. На фоне эмоционально окрашенного высказывания последние два слова воспринимаются не в прямом смысле, а как фразеологизм, означающий «нечего сказать в ответ, нечего возразить».
– неправильный выбор синонимов. Употребление синонимов без знания оттенков их значения. Синонимы –слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению. Например, способный – талантливый –гениальный. Нередко слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость (ср.: истинный друг – подлинный документ). Екатерина была поставлена (вм. возведена) на престол; Последователем этого философского учения был знаменитый (вм. известный) мракобес Фома Аквинский; Имя драматурга знакомо во многих странах. Теннис культивируется (вм. развивается) в нашем городе с 1949 года.
– неверное употребление антонимов.
– смешение паронимов. Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами: прилагательное сытный сочетается с неодушевленными существительными (ужин, суп), а сытый – с одушевленными (ребенок, муж). Паронимы не взаимозаменяются в речи, т.к. это приводит к искажению смысла.
– фразеологическая и синтаксическая контаминация, т.е. образование путем скрещивания неправильных лексических образований или синтаксическим конструкций, связанных между собой какими-либо ассоциациями: играть роль + иметь значение = играть значение; через десять минут + минут через десять = через минут десять; повысить уровень + улучшить качество = улучшить уровень и др. Некоторым фразеологизмам постоянно «не везет»: предпринять меры (из принять меры и предпринять шаги), уделить значение (из уделить внимание и придавать значение), оказать значение (из оказать влияние и придавать значение).
– нарушение лексической сочетаемости, т.е. способности слова соединяться с другими словами, которая определяется значением (семантикой) слова, его стилистической окраской, грамматическими свойствами и т.д. Все знаменательные слова, имеющие свободные значения, условно можно разделить на две группы. Одним, имеющим максимальную частотность употребления, свойственна практически не ограниченная сочетаемость в пределах их предметно-логических связей (таковы, например, прилагательные, характеризующие физические свойства предметов красный, большой, легкий, горячий, многие существительные стол, дом, дерево, глаголы жить, работать, знать и т.д.). Другую группу образуют слова, редко встречающиеся в речи и имеющие ограниченную лексическую сочетаемость (причем в случае многозначности, это ограничение может распространяться лишь на отдельные их значения). Например, при сравнении сочетаемости слов страх и боязнь оказалось, что первое более активно сочетается с различными глаголами. Лексическая сочетаемость слов носит внутриязыковой характер. В родном языке мы обычно «предсказываем» возможные варианты лексических связей слов (в основном по интуиции). В зависимости от ограничений, регулирующих соединение слов, различают три типа нарушения сочетаемости: а) семантическую (из-за их смысловой несовместимости): фиолетовый апельсин, облокотиться спиной, вода горит; Девичья фамилия моего отца Иванов; После гибели Ленского на дуэли Ольга женилась на гусаре. В таких случаях возникает очень нежелательный подспудный смысл: не прекратить, а лишь урегулировать кровопролитие? б) грамматическую (в силу грамматической природы слов): мой – плыть, близко – веселый. Пародийный пример нарушения грамматической сочетаемости известен: Моя твоя не понимает (притяжательные прилагательные не могут соединяться с глаголами, стоящими в личной форме). Еще примеры: Наш лидер здоров вдоль и поперек; Большинство времени депутаты тратят на дискуссии; в) лексическую, являющуюся самым резким нарушением законов «притяжения слов»: Мы потерпели победу; Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. Однако границы между различными типами сочетаемости очень нечеткие, поэтому при стилистическом анализе текста приходится говорить не только о «чистой» лексической сочетаемости, но и учитывать различные переходные случаи.
В художественных и публицистических произведениях границы лексической сочетаемости могут быть расширены. Именно нарушение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов: седой зимы угрозы (П.); Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит (Вяз.); Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (Л.); пузатое ореховое бюро (Г.); умственное и нравственное декольте, плешивый силлогизм (С.-Щ.). Нарушение лексической сочетаемости как яркий стилистический прием создания комического эффекта лежит в основе различных шуток, афоризмов: Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; наши заклятые друзья; закоренелый передовик; Наконец правительство добилось значительного ухудшения жизни народа (из газ.).
– речевая избыточность: а) явная тавтология (от греч. tautologia из tauto «то же самое» + logos «слово») – тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового (Авторские слова – это слова автора),повторение в предложении однокоренных слов (решительные решения, собрать собрание, сложилась сложная ситуация). Несколько однокоренных слов в близком контексте стилистически оправданы в том случае, если они являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами (тренер – тренировать; выборы, избиратели – выбирать; привычка – отвыкнуть; варить – варенье и др.). В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно, т.к. в них используется терминологическая лексика (словарь иностранных слов); б) скрытая тавтология – соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение (памятные сувениры – франц. сувенир «подарок на память»); Подобные сочетания иногда переходят в разряд допустимых и закрепляются в речи, что связано с изменением значений слов: монументальный памятник, экспонаты выставки, букинистическая книга и др. (определения в них перестали быть простым повторением основного признака, уже заключенного в определяемом слове); в) плеоназм (греч. pleonasmos «излишество») – выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова: каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); вернуться назад, упал вниз; г) расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого сочетанием однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом: снижаются цены – идет снижение цен; растет производительность труда – происходит рост производительности труда. Подобным сочетаниям присущ книжный (часто канцелярский) характер.
– речевая недостаточность – непреднамеренный пропуск структурно необходимого элемента. Выделяют следующие ее типы: а) пропуск необходимого связующего звена: Товарищи участники, тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной системы! б) использование одного зависимого элемента одновременно в двух словосочетаниях: Обязать всех владельцев собак держать на привязи (вм.: Обязать всех владельцев собак держать их на привязи). Надо различать неполноту высказывания и мнимую неполноту. Так, по-русски говорят: В этой рыбе нет вкуса, и неправомерно требовать, чтобы это высказывание восполняли до «нормального» В этой рыбе нет хорошего вкуса. Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности: Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать (Чук.).
– стилистически не оправданное изменение фразеологизма: а) расширение состава уточняющими словами, что приводит к плеоназму: Незавидная пальма первенства по росту преступности принадлежит Южному административному округу (фразеологизм пальма первенства не допускают распространения); б) сокращение состава в результате пропуска компонентов: Тренер Вильямсон сделал «хорошую мину» (опущено: при плохой игре), что может приводить к абсурдности высказывания; в) искажение состава: Мастер не раз по душам толковал (вм. говорил) со своими подопечными; Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого Антошин только что еле убрал (вм. унес) ноги; Он вошел (вм. ушел) в себя; г) изменение грамматических форм, употребление которых в устойчивых словосочетаниях закреплено традицией: Дети заморили червячков и развеселились – нельзя использовать множественное число вместо единственного.
– искажение образного значения фразеологизма: а) проявление прямого значения используемых в нем лексем: Грампластинка не сказала еще своего последнего слова; б) смысловая несовместимость устойчивых сочетаний в контексте: Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья (первый из фразеологизмов как бы «прикрепляет» образ к земле, что исключает употребление второго, в основе которого представление о полете: подрезать крылья «лишить возможности летать»; в) противоречивость образов, лежащих в основе фразеологизмов, и тропов, употребленных в одном предложении: Авиаторы на своих крыльях всегда вовремя приходят на помощь (на крыльях не приходят, а прилетают).
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
Задание 1. Определите понятия, выраженные следующими паронимами. Составьте с ними контексты.
Задание 2.Среди приведенных ниже предложений отметьте такие, в которых имеются нарушения логичности речи. Внесите необходимые исправления.
1. За последнее время у нас увеличилось количество автопроисшествий по вине владельцев частных машин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния. 2. Моя мама работает завскладом. Она относится к работе добродушно. Всегда на работу приходит вовремя, никогда не ссорится с рабочими. 3. Стройность системы нарушилась благодаря неорганизованности группы. 4. Букет из одного тюльпана стоит 6 рублей. 5. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной (Из меню в столовой). 6. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям. 7. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.
Задание 3.Прочитайте текст. Перепишите, выбирая правильный вариант данных в скобках слов. Аргументируйте свой выбор.
Дамы и господа! Экономическая реформа, которую мы так долго ждали и, наконец, дождались, не успев начаться, стала (буксовать – буксировать). Об этом пишут миллионы (адресантов – адресатов) со всей России.
Мы считаем, что необходимо (апробировать – опробовать)все пути решения проблемы. (Архаические – архаичные) методы должны быть заменены современными. (Ассортимент – сортимент) товаров должен быть расширен. (Рабочие – работники) разных профессий предложили нам свои рекомендации. Среди наших (адресантов – адресатов) были (газовики – газовщики), (фабриканты – фабрикаты), (дипломанты – дипломаты), составители (японо – японско)-финских и (фино – финско)-японских словарей, а также ученые-(атомники – атомщики). Все они – представители (антагонистических – антагонистичных) направлений, их теории полны (антагонистических – антагонистичных) противоречий, и поэтому они испытывают по отношению к друг другу глубоко (антипатические – антипатичные) чувства.
Задание 4.Устраните смысловую неточность приведенных предложений. Ответ мотивируйте.
1. Большой вред приносят сточные воды в садах, на склонах, при паровой системе содержания почвы. 2. Пока еще не найдено достаточно эффектное средство против таких укусов. 3. На уборочной вся бригада работает хорошо. Каждый старается увеличить норму. 4. Катерина прыгнула с обрыва в Волгу. 5. «Поручите нам свои заботы – мы сократим ваше время» (реклама). 6. Необходимо устранить пороки изготовленных деталей. 7. «Правильно!» – послышались отзывы из толпы. 8. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты. 9. Опыт показывает, что закрепление официантки за определенными столами дает ей возможность усвоить диету больного. 10. Партизаны воровали у немцев оружие и боеприпасы. 11. Молодогвардейцы жестоко расправляются с предателями. 12. У Базарова нет сообщников. 13. Перед ней стоял белобрысый юноша (из сочинения о положительном герое). 14. Этот пробел необходимо пополнить. 15. Скоро теплоход должен был уезжать. 16. Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. 17. В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен – Е. Зайцева, М. Ширина, С. Кобозева… Все они призеры чемпионатов Европы. 18. Перед выпускниками школы стоит дилемма устройства на работу. 19. Активным соучастником общественно полезного дела был Николаев.
Задание 5. Определите значение следующих заимствованных слов. Подберите к ним синонимы.
Задание 6. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи нарушения норм лексической сочетаемости; исправьте ошибки.
1. Татьяна отвечает Онегину холодным чувством. 2. Нагульноввовремя осознает свою ошибку, благодаря чуткому влиянию Давыдова. 3. Большая половина учащихся хорошо подготовилась к экзаменам. 4. Бесстрашные образы героев гражданской войны вдохновляли его. 5. Скоропостижный отъезд Марии Ивановны взволновал всех. 6. Очки в желтой оправе, жёсткие усы, мягкий, неторопливый голос. 7. К железному кольцу двери кто-то привязал пожилого пыльного осла. 8. На охране здоровья материнства. 9. Территорию двора надо очистить от засоренности. 10. В конце собрания они приняли постановления и составили мероприятия. 11. Огромное впечатление на молодежь оказал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». 12. Роман «Мать» сыграл большое значение в международном революционном движении. 13. Партия в этот период занимала руководящую роль. 14. В тылу врага комсомольцы развернули героическое сопротивление. 15. Звание чемпиона республики занял спортсмен Агеев из общества «Труд». 16. Комсомольско-молодежная бригада одержала первенство в соревновании. 17. Большое внимание оказывается подготовке здания школы к новому учебному году. 18. В.С. Егоров защитил кандидатскую степень. 19. Врачи несли упорную борьбу за жизнь раненых. 20. Рабочие носят почетное имя коллектива коммунистического труда. 21. Все железнодорожные пути необходимо содержать в правильном состоянии. 22. Эта выставка обогатит ваш кругозор. 23. Громкой толпой мы вышли из ворот дома. 24. Дети за два года близко подружились. 25. Колхозники обратили серьёзное внимание на достигнутые недостатки.
Задание 7.Объясните лексическое значение словосочетаний.
Сердечная женщина, сердечная встреча, сердечные капли, сердечная мышца; глухая старушка, глухой переулок, глухой к чужим мольбам, глухой голос, глухой звук; высокий голос, высокие темпы развития, высокие дома, высокая температура, высокие цены, высокое напряжение, высокая оценка.
Задание 8.Объясните, какие значения будут приобретать прилагательные и глаголы, сочетаясь с существительными, данными в скобках; приведите, если возможно, синонимы к ним.
1. Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток. 2.Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 3. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей. 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов. 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 6. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 7. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 8. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 9. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 10. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 11. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 12. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 13. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.
Задание 10.Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих предложениях и микротекстах ?
1. Самолет сделал смертельную петлю. 2. Ульяна Громова – верная дочка своего народа. 3. Плюшкин ходил в дряхлом халате. 4. Свое призвание он видит в службе искусству. 5. Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. 6. Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. 7. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. 8. Из гостиницы вышли четверо мужчин и сели в такси. Убийца хладнокровно расстрелял их из автомата и скрылся с места происшествия. 9. Преподаватель на собрании с пафосом хвалит коллегу за творческое отношение к работе: «А сколько приходится затратить времени и сил, чтобы подготовить лекцию ! Это ведь не просто просмотреть две-три книги – и все. Тут выписки, тут горы фактов. Ведь это же сизифов труд !» 10. Вся его теория построена на зыбком песке. 11. Эти черты остались в человеке как родимые пятна старых пережитков. 12. Этим самым мы пополняем и расширяем свой умственный кругозор знаний. 13. Российско-американское сотрудничество служит интересам дела мира.
Задание 11.Найдите в предложениях слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу пишущего положительной.
1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Это была дружная и веселая семейка. 2. А химия ? Какие она только не вытворяет чудеса ! 3. «Буревестник революции» – так прозвали Горького. 4. Теперь они не только зрители в жизни, но и соучастники ее. 5. На космодроме высилось чудище человеческого разума – ракета. 6. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли ее выловить. 7. Метелица встретил пастушонка и быстро залез ему в душу. 8. Солнце быстро катилось по наклонной плоскости.
Задание 12.Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова.
1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 5. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 6. Все, о чем говорил докладчик, - моменты одной концепции. 7. Плохо, когда человек не воспринимает критику.
Задание 13.Найдите противоречие в оценке.
Ради сомнительной известности либо просто из-за хронической нехватки денег некоторые отчаянные головы идут на огромный профессиональный риск.
На снимке: отважные циркачи «Бутлер-Тоннели Шоу» в барселонском небе на тонком канате на 50-метровой высоте.
Задание 14.Найдите в предложении четыре ошибки.
«В результате этих междоусобных войн Польша была четвертована на три неравные половины».
Задание 15.Удачно ли предложенное журналистом исправление ? Как бы исправили вы ?
Допустим, вы пишете: «В работах учащихся необходимо тщательно… все ошибки». Что необходимо сделать ? Тщательно открыть ошибки ? Тщательно найти их ? Тщательно обнаружить ? Нет, все не то. Не так. Для абсолютно точного выражения оттенка мысли эти глаголы мало подходят. Всего больше здесь уместно именно слово выявить.
Задание 16.Всем редакторам известна шутка (приводим ее в двух вариантах):
1. Столб – это хорошо отредактированное дерево.
2. Столб – это гладко отредактированная сосна.
Какой из двух вариантов выразительнее ?
Задание 17.Найдите ошибочную и правильную смысловую связь слов.
Образец: «Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток» ОС (ошибочная связь) – «людей, которые удалялись»; ПС (правильная смысловая связь) – самолетами, которые удалялись.
1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей. 3. Выполнены также обязательства по поставке птичьего мяса и молока. 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов. 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина».
Задание 18.Устраните ошибочную смысловую связь способом «вставки слова». Для вставки подберите подходящее по смыслу слово.
1. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 2. В окружение этого дельца вошли уголовник Брайловский, попавшийся на воровстве государственного имущества Коганов. 3. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 4. Слева, в углу, приютился небольшой столик с телевизором, напротив – рояль. 5. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 6. Кто же не помнит Платона Каратаева, этого яркого представителя народа, дворовую девушку Ростовых ? 7. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 8. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 9. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры. 10. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 11. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 12. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.
Задание 19. Определите тип ошибки, исправьте предложения.
1. В ваш доклад надо внести некоторые коррективы. 2. Мы попытались выявитьдефекты и недостатки машины. 3. С большим внутренним волнением мы слушали сообщение о новых исследованиях космоса. 4. В этом году коллектив литейного цеха трудится с большим трудовым подъемом. 5. Приведем примеры употребления автором диалектизмов областных слов. 6. Хищная вырубка лесов привела к образованию оврагов. 7. Большую роль приобрело на нашем комбинате наставничество. 8. В принятой резолюции собрание постановило оказать помощь молодым рационализаторам. 9. На проходящей Спартакиаде народов России впереди лидирует команда Украины. 10. Петров стал чемпионом Спартакиады, одолев всех сильнейших тяжеловесов. 11. С охраной памятников древней культуры неразрывно связано бережливое отношение к архивным материалам. 12. Космонавты совершили величайшую победу в освоении космического пространства. 13. Тишина владычествует в цехе, после того как закончился рабочий день. 14. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 15. Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно. 16. При изучении микромира необходимо учитывать особенности и специфику мельчайших частиц. 17. У лисы пушной хвост. 18. Врач выписал мне несколько процедур. 19. Он облокотился локтем на стол. 20. Узнав печальную новость, старуха сокрушительно покачала головой. 21. Мы договорились встретиться с друзьями в Летнем саду, у памятника Сатурну. 22. Дети страшно обрадовались приходу отца. 23. В окно она увидела, как в соседний подъезд не спеша прошагал толстый, дородный мужчина в коричневом пальто и черной шляпе. 24. Я одолжу у подруги немного денег. 25. Сергей совершил благородный проступок. 26. Июнь и июль месяцы на Арале стоят знойные, ветровые. 27. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 28. В подготовке к балу Наташа Ростова принимала активную деятельность. 29. Митрофанушка – неграмотный невежда. 30. Варвара Кабанова – натура скрытая, привыкшая изворачиваться и хитрить. 31. Онегин вел праздничный образ жизни. 32. Необходимо устранить пороки изготовленных деталей. 33. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 34. Активным соучастником общественно полезного дела был Николаев.
Задание 20.К данным паронимам подберите подходящие синонимы из скобок.
Задание 21.Исправьте речевые недочеты. Объясните причины их возникновения.
1) Молчалин всех в доме Фамусова водит за нос. 2) Он умеет брать быков за рога. 3) Мы помчались туда очертив голову. 4) Нужен ты мне как банный лист. 5) Я в этой гидравлике ни гу-гу. 6) Я сижу тихонько в уголке и ни бум-бум. 7) Нашему начальнику, наверное, удастся выплыть из воды сухим.
Задание 22.Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения.
1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла 1. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 5. Есть возможность тяжелых осложнений. 6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.
Задание 23. Определите, слово какой лексической группы используется для выражения антитезы.
1. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов). 2. С больной головы на здоровую (Посл.). 3. Не дорого начало, а похвален конец (Посл.).