1 – шкив демпфера коленчатого вала; 2 – шкив привода вентилятора и насоса гидроусилителя руля; 3 – шкив вентилятора; 4 – шкив водяного насоса; 5 – регулятор разрежения; 6 – шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 7 – шланг малой ветви вентиляции картера; 8 – датчик температуры воздуха; 9 – штуцер подачи разряжения к вакуумному усилителю тормозов; 10 – шланг основной ветви вентиляции картера; 11 – катушки зажигания; 12 – датчик аварийной сигнализации температуры охлаждающей жидкости; 13 – стартер; 14 – диафрагменное сцепление; 15 – пробки для слива масла; 16 – патрубок сливной масляного радиатора; 17 – Датчик абсолютного давления
Двигатель 4216 предназначен для использования на автомобилях с применением каталитического трехкомпонентного нейтрализатора в системе выпуска отработавших газов и обеспечивает выполнение в составе автомобиля норм на токсичность, соответствующих Правилам №83-05 ЕЭК ООН (EURO 3).
Двигатель содержит устройство для впрыска бензина во впускные каналы (топливопровод и форсунки), настроенную систему выпуска, а также датчики и исполнительные устройства для работы в адаптивной системе управления топливоподачей и зажиганием с обратными связями по кислородному датчику (в выхлопной системе) и датчику детонации (на головке блока цилиндров).
Внешний вид двигателей показан на рис. 2, 3 и 4.
Рис. 3. Двигатель 4216 (вид спереди):
1 – датчик положения коленчатого вала (синхронизации); 2 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в системе электронного управления); 3 – регулятор холостого хода; 4 – дроссельный патрубок с датчиком положения дроссельной заслонки; 5 – штуцер для подсоединения пароотводящего шланга от расширительного бачка системы охлаждения; 6 – шкив натяжителя ремня; 7 – датчик фазы.
Корпусные детали
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава заодно с чугунными гильзами цилиндров. Номинальный диаметр гильз 100 мм.
Для более равномерного охлаждения гильз в межцилиндровых перемычках блока предусмотрены протоки для прохода охлаждающей жидкости.
Рис. 4. Двигатель 4216 (вид справа):
1 – краник для слива охлаждающей жидкости; 2 – штуцер для подсоединения шланга системы отопления; 3 – форсунка; 4 – топливопровод; 6 – датчик детонации; 8 – штуцер для подвода разряжения к абсорберу; 9 – датчик положения дроссельной заслонки; 12 – датчик аварийного давления масла; 13 – штуцер крана масляного радиатора; 14 – фильтр масляный.
Головка блока цилиндров из алюминиевого сплава со вставленными седлами и направляющими втулками клапанов. Между блоком и головкой установлена прокладка из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм. Для совмещения отверстий подвода масла на блоке цилиндров и прокладке, она должна устанавливаться выступом в сторону картера сцепления.
После обкатки автомобиля (через 2000 км пробега) и после каждого снятия головки блока цилиндров производить подтяжку гаек крепления головки с использованием динамометрического ключа.
Предупреждение.Подтяжку производитьтолько на холодном двигателе
Рис. 5. Порядок подтяжки гаек головки блока цилиндров
Для обеспечения равномерного и плотного прилегания прокладки к головке блока и боку цилиндров затяжку гаек производить в последовательности указанной на рис. 5, в два приема: первый раз – предварительно с меньшим усилием (момент затяжки 5,0¸6,5 кгс×м), второй раз - окончательно (момент затяжки 9,0¸9,5 кгс×м).