Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА Т Я Ж Е Л О Б О Л Ь Н Ы М ПАЦИЕНТОМ В СТАЦИОНАРЕ И НА Д О М У



В связи с увеличением числа больных хроническими заболева­ниями (патологией сердечно-сосудистой системы, органов дыха­ния, нарушениями функции опорно-двигательного аппарата), из­менением демографической ситуации — увеличением числа лиц пожилого и старческого возраста, перед медицинскими работни­ками встает задача но организации и проведению ухода за тяже­лобольными и неподвижными пациентами.

Тяжелобольной пациент — это человек, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем и который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе. Часто больные с хроническими заболеваниями или ослож­нениями не нуждаются в повседневном врачебном наблюдении и активном лечении. Они чувствуют себя лучше в привычной домаш­ней обстановке и нуждаются в уходе, создании благоприятных условий, соблюдении гигиены и психологической поддержке.

Некоторые заболевания сопровождаются нарушением двига­тельной активности (последствия инсульта, хроническая сердеч­ная недостаточность, онкологические заболевания) или больному противопоказаны активные движения (например, при инфаркте миокарда), так как они могут привести к ухудшению состояния больного. Значение движения в биологии и физиологии человека настолько велико, что его расценивают как главный признак жиз­ни. Реализуя потребность двигаться, человек обеспечивает состоя­ние безопасности.

Неподвижный пациент — это человек, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима. Медицинской сестре часто приходится в стационаре и на дому осуществлять уход за непо­движным пациентом. Она должна обеспечить выполнение паци­ентом назначенного режима двигательной активности, объяснить его значение и роль.

У тяжелобольного и неподвижного пациента нарушено удов­летворение следующих потребностей:


 

• в движении;

• нормальном дыхании;

• адекватном питании и питье;

• выделении продуктов жизнедеятельности;

• отдыхе, сне;

• общении;

• преодолении боли;

• способности поддерживать собственную безопасность.

В связи с этим возможны следующие риски: возникновения пролежней; дыхательных нарушений (застойных явлений в лег­ких); нарушения мочевыделения (инфицирование, образование камней в почках); нарушения аппетита; развития контрактур су­ставов, гипотрофии мышц; травм; дефицита самоухода и личной гигиены; запоров; нарушения сна; дефицита общения.

Осуществляя уход, медицинская сестра должна благожелатель­но и внимательно расспросить больного о том, что его беспокоит, чего бы он хотел и что ему мешает. Во время общения с больным важно внимательно следить за ним: часто мимика, интонация, телодвижение скажут больше, чем слова. Нужно выяснить у па­циента, ощущает ли он боль (где и от чего она возникает, когда проходит), жар, озноб, страх, дискомфорт, головокружение, хо­чет ли больной пить или есть и др. Надо следить за его основ­ными физиологическими показателями: температурой, пульсом, АД, частотой дыхательных движений, физиологическими от­правлениями. Необходимо помнить, что часто больные люди раз­дражительны, стремятся к покою, плохо переносят шум, с тру­дом воспринимают информацию, легко устают даже от малых усилий.

Часто больной человек занимает вынужденное положение (ле­жачее, малоподвижное), грозящее разного рода осложнениями. Получив разрешение у лечащего врача, необходимо активизиро­вать больного в пределах возможного: сделать ему легкий массаж, проводить с ним гимнастику, лечебную физкультуру, менять по­ложение больного в кровати. Медицинская сестра должна знать о последствиях длительного пребывания в постели, неподвижно­сти больного, отрицательного влияния на пациента ограниченно­го двигательного режима.

У тяжелобольного неподвижного пациента высок риск разви­тия пролежней в результате длительного сдавливания мягких тка­ней. Образованию пролежней, травм способствует влажная нео­прятная постель со складками и крошками. Основной причиной образования пролежней является плохой уход за пациентом.

Таким образом, содержание сестринского ухода за тяжелоболь­ным пациентом включает в себя несколько пунктов.

I. Обеспечение физического и психического покоя — для со­здания комфорта, уменьшения действия раздражителей.


2. Контроль соблюдения постельного режима — для создания физического покоя, профилактики осложнений.

3. Изменение положения больного через 2 ч — для профилак­тики пролежней.

4. Проветривание палаты, комнаты — для обогащения воздуха кислородом.

5. Контроль состояния пациента (измерение температуры, АД, подсчет пульса, частоты дыхания) — для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи.

6. Контроль физиологических отправлений (стул, мочеиспус­кание) — для профилактики запоров, отеков, образования кон­крементов в почках.

7. Мероприятия по соблюдению личной гигиены для создания комфорта, профилактики осложнений. Медицинская сестра вы­полняет следующие манипуляции:

 

• умывание больного;

• уход за глазами;

• уход за ротовой полостью;

• уход за носом;

• очищение наружного слухового прохода;

• бритье липа;

• уход за волосами;

• уход за ногами;

• уход за наружными половыми органами и промежностью. S. Уход за кожей — для профилактики пролежней, опрелостей.

9. Смена нательного и постельного белья — для создания ком­
форта, профилактики осложнений.

10. Кормление пациента, помощь при кормлении — для обес­печения жизненно важных функций организма.

11. Обучение родственников мероприятиям по уходу — для обеспечения комфорта пациенту.

12. Создание атмосферы оптимизма — для обеспечения макси­мально возможного комфорта.

13. Организация досуга пациента — для создания максимально возможною комфорта и благополучия.

14. Обучение приемам самоухода — для поощрения, мотива­ции к действию.

15. Проведение реабилитационных мероприятий (лечебной
физкультуры, массажа и др.) — для восстановления нарушенных
функций организма.

Целями ухода за тяжелобольным пациентом являются:

1) создание физического, социального, психологического ком­форта;

2) уменьшение выраженности клинических проявлений забо­левания;

3) улучшение качества жизни;


 

4) профилактика возможных осложнений;

5) установление психологического контакта, выявление нару­шенных потребностей.

Школа ухода. В амбулаторно-поликлинической службе ЛПУ приказом главного врача создается Школа ухода за больными. Она состоит из специально подготовленного сестринского персона л а. который возглавляет старшая медицинская сестра поликлиники. В своей работе Школа ухода руководствуется официальными до­кументами по выполняемому разделу работы, распоряжениями вышестоящих должностных лиц. Главной целью создания Шко­лы ухода за больными является коренное улучшение качества ухода и наблюдения за тяжелыми больными на дому, координация ра­ботысреднего медицинского персонала по уходу за больными, повышение культуры обслуживания. Больной человек часто нуж­дается в помощи при осуществлении личной гигиены, а также в осуществлении процессов жизнедеятельности. Но помогая паци­енту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять в нем это желание.

Основными задачами Школы ухода являются:

1) развитие сестринского дела в амбулаторно-поликлинической службе ЛПУ;

2) рост профессионализма среднего медицинского персонала по уходу за больными;

3) внедрение в процесс ухода за больными профессиональных стандартов сестринского ухода;

4) участие в разработке и реализации перспективных научно-практических программ в области развития ухода за больными.

Основными функциями Школы ухода за больными являются:

• организация работы по осуществлению качественного ухода за тяжелыми больными на дому;

• организация профессиональной направленности работы сред­него медипинского персонала по уходу за больными;

• осуществление работы по воспитанию среднего медицинско­го персонала в духе лучших традиций сестер милосердия, соблю­дению этико-деонтологических норм;

• организация и проведение семинаров по актуальным вопро­сам ухода за больными;

• обучение социальных работников и родственников уходу за тяжелобол ьн ы м и.

Принципы ухода включают в себя безопасность (предупрежде­ние травматизма пациента); конфиденциальность (подробности личной жизни больного не должны быть известны посторонним); уважение достоинства (выполнение всех процедур с согласия па-пиента, обеспечение уединения, если необходимо); общение (рас­положение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом); независи-301


мость (поощрение пациента к самостоятельности); инфекцион­ную безопасность.

При уходе за тяжелобольными медицинская сестра обязана соблюдать стандарты технологии ухода за пациентом, технологий выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации по уходу за больными, технологий санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий, деонтологических принципов (с учетом мнения пациентов о медицинском работнике). Она так­же должна своевременно и точно выполнять назначения врача.

Особенности ухода за тяжелобольным на дому.Тяжелобольной лучше чувствует себя дома. Для организации эффективного целе­направленного домашнего ухода за тяжелобольным нужно пом­нить об основных потребностях и тяжести состояния пациента, о том, насколько пациент сам способен удовлетворить нарушен­ные потребности. Но часто тяжелобольной не может удовлетво­рить свои потребности в полном объеме, поэтому становится за­висимым от окружающих его людей.

Ухаживающий должен выявить нарушенные потребности, оп­ределить настоящие, возможные проблемы пациента и создать наиболее благоприятные и комфортные условия для пациента.

Контрольные вопросы

1.Дайте характеристику тяжелобольного и неподвижного пациента.

2. Сформулируйте основные цели ухода за тяжелобольным пациентом.

3. Каковы особенности и содержание ухода за тяжелобольным паци­ентом?

4. Назовите основные задачи создания Школ ухода.

5. Каковы критерии оценки качества ухода за тяжелобольными?

6. Расскажите об особенностях утреннего туалета в постели тяжело­больному пациенту.


ГЛАВА29 ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ И ГОРЕ

Эмоциональные стадии горя.Нередко в отделении находится неизлечимый пациент. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна и он умрет, переживает различ­ные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя (табл. 29.1).

Очень важно распознать, в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующуюпомощь.

Для ряда пациентов стадия отрицания является шоковой и носит защитный характер. У них возникает конфликт между желаниями узнать правду и избежать тревогу. Как только пациент осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом. Па­циент раздражителен, требователен, его гнев часто переносится на семью или медицинский персонал. Иногда пациент пытается совершить сделку с собой или другими и выиграть дополнитель­ное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осо­знается, наступает стадия депрессии. Признаками депрессии яв­ляются:

• постоянное плохое настроение;

• потеря интереса к окружающему;

• чувство вины и собственной неполноценности;

• безнадежность и отчаяние;

• попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде. Эмоционально-психологическое состояние пациента на стадии

принятия претерпевает принципиальные изменения. Человек под­готавливает себя к смерти и принимает ее как факт. На этой ста­дии происходит интенсивная духовная работа: покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворения.

Чтобы общаться с неизлечимо больными людьми, нужен на­вык, которому вполне можно обучиться. Для этого необходимо знать себя, пациента и его семью, а также их отношение и подход к данной проблеме. Умение общаться требует от человека быть честным, уважать чувства других и обладать способностью к со­страданию. Это умение включает язык жестов, разговорную речь, доверие, которое устанавливается между собеседниками. Можно выделить несколько видов потребности пациентов и их семей:



Т а б л и ц а 29.1


Окончание пит /2l> I


 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.