Станут или нет электронные каналы главенствующей силой среди каналов распределения, будет во многом зависеть от того, как преимущества и недостатки этого высокотехнологичного способа распределения проявятся на рынке в ближайшем будущем.
Преимущества электронных каналов распределения
Пятью базовыми преимуществами электронных маркетинговых каналов перед традиционными каналами, которые чаще всего подчеркиваются, являются:
1. Глобальный масштаб и охват.
2. Удобство и быстрота совершения сделки.
3. Производительность и гибкость обработки информации.
4. Управление базами данных и возможность установления новых отношений.
5. Более низкие затраты на осуществление продаж и распределения.
Любое из этих пяти преимуществ электронных каналов распределения над традиционными может быть внушительным. Например, даже маленькая фирма может продавать свои продукты по всему миру, имея в активе глобальный масштаб и охват Интернета, равно как и фирмы-гиганты с миллионами клиентов могут менять свои предложения так, чтобы удовлетворить потребности небольших рыночных ниш и микросегментов рынка благодаря обработке информации и возможностям, которые дает управление базами данных; все это позволяют электронные каналы распределения, основанные на Интернете. А потребители смогут в буквальном смысле прогуляться за покупками по всему миру, не покидая своих комфортабельных квартир и при этом существенно экономя, если предсказанная экономия в затратах на продажи и дистрибьюцию по электронным каналам воплотится в жизнь.
Недостатки электронных каналов распределения
Электронные каналы распределения имеют также и как минимум пять серьезных недостатков по сравнению с традиционными:
1. Недостаток контакта с реальными товарами и отсрочка обладания ими.
2. Логистика исполнения заказа имеет скорость, или производительность, ниже скорости Интернета.
3. Хаос, запутанность и громоздкость Интернета.
4. Упускаются мотивы посещения магазинов, не связанные непосредственно с совершением покупок.
5. Интересы безопасности клиентов.
Так же, как в случае с преимуществами электронных каналов распределения, любой из этих недостатков или все они могут оказаться вескими и ограничивать рост основанных на Интернете электронных каналов распределения. Например, почтовые каналы распределения, которые существовали в течение более ста лет, отвечают всего за малый участок розничной торговли из-за того, что большинство потребителей хотят иметь реальный контакт с товарами и немедленно сразу после покупки обладать ими. Далее, в то время как информация перемещается по электронным каналам распределения со скоростью света, физический поток продуктов движется бесконечно более медленно из-за логистической специфики исполнения заказов. Этот факт в значительной мере губит хваленую скорость и производительность электронных каналов распределения, возможность которой предоставляет Интернет. Более того, помимо беспокойства по поводу безопасности сделок, совершаемых через Интернет, мотивы потребителей совершать покупки через традиционные каналы распределения часто состоят в том, чтобы побыть вне дома, испытать социальный контакт и получить удовольствие от процесса покупки, чего не могут им предложить электронные каналы распределения.
Тенденции в деятельности каналов распределения
Хотя существует много направлений развития и наблюдается несколько тенденций, оказавших воздействие на каналы распределения в последние годы, среди них выделяются, как наиболее базовые следующие пять:
1. Фирмы стали уделять больше внимания стратегическому значению каналов распределения.
2. Шире распространяются партнерство и стратегические альянсы.
3. Продолжается развитие вертикальных рыночных систем.
4. Все большее влияние розничных торговцев в каналах распределения.
5. Усиление роли технологических достижений в каналах распределения.