В последние годы взгляд науки маркетинга на изучение каналов распределения существенно расширился. Первоначально рассматриваемые только как экономические системы, каналы распределения теперь видятся также в качестве социальных и политических систем (Stern and Brown, 1969). Следовательно, законы, управляющие отношениями в канале, — вопрос не исключительно экономики. В более широкой перспективе социальных систем каналы распределения подвержены тем же поведенческим процессам, которые ассоциируются со всеми социальными систе-
мами. Поведенческие процессы наивысшей важности в каналах распределения — это власть и конфликт.
Власть в каналах распределения
Понятие власти относится к способности одной организации-участника канала оказывать влияние на поведение другого участника канала — иными словами, заставить эту организацию делать что-то, чего она бы не сделала по своей воле. Например, сеть супермаркетов решает принять в свой ассортимент новый пищевой продукт (крупу) некоего производителя. Узнав об этом, производитель предлагает супермаркету выделить для данного продукта более бросающееся в глаза место на полках. Если супермаркет позитивно реагирует на запрос, можно сделать вывод, что производитель реализовал свою власть над супермаркетом, потому что заставил розничного продавца сделать что-то, чего тот в другом случае не сделал бы сам. Источник власти производителя в этом случае мог бы исходить из любой из пяти основ власти или из всех из них:
♦ вознаграждение;
♦ принуждение;
♦ легитимность;
♦ рекомендации;
♦ компетентность (French and Raven, 1959).
Понимание динамики того, как эти основы власти применяются в межорга-нпзационных отношениях, которыми характеризуются каналы распределения, стало важнейшей областью исследования в литературе по распределению. Аналитики каналов распределения уже открыли, что во множестве случаев политические факторы распределения могут быть так же значимы для развития и работы действенных и эффективных каналов распределения, как и экономические факторы.
Конфликт в каналах распределения
Еще на заре истории конфликт был неотъемлемой частью всех социальных систем. Хотя основой для действенной и эффективной работы каналов распределения является скорее кооперация, чем конфликт, но из-за того, что канал представляет собой социальную систему, конфликт также присутствует в нем.
Конфликт, как правило, определяется в контексте каналов как препятствующее достижению цели поведение одного или нескольких участников канала, так что каждый становится объектом подавления другого (Stem and Gorman, 1969). Таким образом, конфликт прямой — личностный и сосредоточенный на оппоненте, в отличие от непрямого, неличностного и сосредоточенного на объекте, как в случае с конкуренцией. Например, производитель желает, чтобы дистрибьютор распространял только его определенную марку товара и воздерживался от продажи брендов других производителей. Однако дистрибьютор отказывается и продолжает распространять бренды других производителей. Эта ситуация может привести к конфликту, поскольку каждая сторона ощущает, что другая препятствует ей в достижении ее целей. В ситуации, возникающей для производителя,
отказ дистрибьютора распространять только его определенные товары снижает возможности производителя занять желаемую долю рынка, в то время как с точки зрения дистрибьютора распространение только одного бренда отрицательно скажется на его способности удовлетворять нужды клиентов.
Конфликт может повлиять на деятельность канала распределения в целом, и потому в литературе эта тема вызывает большой интерес. Наиболее широко распространенное убеждение заключается в том, что конфликт оказывает негативный эффект на осуществление распределения, однако он может оказывать также нулевой эффект или даже положительный эффект на деятельность канала в некоторых обстоятельствах (Rosenbloom, 1973). К сожалению, эмпирические исследования воздействия конфликта до сих пор довольно ограниченны.