Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Каналы распределения как социальные системы



В последние годы взгляд науки маркетинга на изучение каналов распределения существенно расширился. Первоначально рассматриваемые только как экономи­ческие системы, каналы распределения теперь видятся также в качестве социальных и политических систем (Stern and Brown, 1969). Следовательно, законы, управляю­щие отношениями в канале, — вопрос не исключительно экономики. В более широ­кой перспективе социальных систем каналы распределения подвержены тем же поведенческим процессам, которые ассоциируются со всеми социальными систе-


мами. Поведенческие процессы наивысшей важности в каналах распределения — это власть и конфликт.

Власть в каналах распределения

Понятие власти относится к способности одной организации-участника канала оказывать влияние на поведение другого участника канала — иными словами, за­ставить эту организацию делать что-то, чего она бы не сделала по своей воле. На­пример, сеть супермаркетов решает принять в свой ассортимент новый пищевой продукт (крупу) некоего производителя. Узнав об этом, производитель предлага­ет супермаркету выделить для данного продукта более бросающееся в глаза место на полках. Если супермаркет позитивно реагирует на запрос, можно сделать вы­вод, что производитель реализовал свою власть над супермаркетом, потому что заставил розничного продавца сделать что-то, чего тот в другом случае не сделал бы сам. Источник власти производителя в этом случае мог бы исходить из любой из пяти основ власти или из всех из них:

♦ вознаграждение;

♦ принуждение;

♦ легитимность;

♦ рекомендации;

♦ компетентность (French and Raven, 1959).

Понимание динамики того, как эти основы власти применяются в межорга-нпзационных отношениях, которыми характеризуются каналы распределения, стало важнейшей областью исследования в литературе по распределению. Ана­литики каналов распределения уже открыли, что во множестве случаев полити­ческие факторы распределения могут быть так же значимы для развития и рабо­ты действенных и эффективных каналов распределения, как и экономические факторы.

Конфликт в каналах распределения

Еще на заре истории конфликт был неотъемлемой частью всех социальных сис­тем. Хотя основой для действенной и эффективной работы каналов распределе­ния является скорее кооперация, чем конфликт, но из-за того, что канал представ­ляет собой социальную систему, конфликт также присутствует в нем.

Конфликт, как правило, определяется в контексте каналов как препятствую­щее достижению цели поведение одного или нескольких участников канала, так что каждый становится объектом подавления другого (Stem and Gorman, 1969). Таким образом, конфликт прямой — личностный и сосредоточенный на оппонен­те, в отличие от непрямого, неличностного и сосредоточенного на объекте, как в случае с конкуренцией. Например, производитель желает, чтобы дистрибьютор распространял только его определенную марку товара и воздерживался от прода­жи брендов других производителей. Однако дистрибьютор отказывается и про­должает распространять бренды других производителей. Эта ситуация может привести к конфликту, поскольку каждая сторона ощущает, что другая препят­ствует ей в достижении ее целей. В ситуации, возникающей для производителя,


отказ дистрибьютора распространять только его определенные товары снижает возможности производителя занять желаемую долю рынка, в то время как с точки зрения дистрибьютора распространение только одного бренда отрицательно ска­жется на его способности удовлетворять нужды клиентов.

Конфликт может повлиять на деятельность канала распределения в целом, и потому в литературе эта тема вызывает большой интерес. Наиболее широко распространенное убеждение заключается в том, что конфликт оказывает не­гативный эффект на осуществление распределения, однако он может оказы­вать также нулевой эффект или даже положительный эффект на деятельность канала в некоторых обстоятельствах (Rosenbloom, 1973). К сожалению, эмпи­рические исследования воздействия конфликта до сих пор довольно ограни­ченны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.