Практически в любой развитой стране мира миллионы или даже сотни миллионов потребителей, а также многие тысячи промышленных фирм и других организаций получают быстрый и удобный доступ к огромному количеству товаров. Каким-то образом тысячи различных товаров находят дорогу к конкретным покупателям, которые ищут их в данное время. Имеется ли в виду отдельный потребитель, который идет в супермаркет приобрести банку консервов, или гигантская корпорация, закупающая тысячу персональных компьютеров, по большей части покупатели способны получить те продукты, которые они хотят, тогда, когда они этого хотят, — даже при том, что диапазон и разнообразие их требований практически непостижимы, а продукты, удовлетворяющие этим требованиям, могут в буквальном смысле создаваться в противоположных уголках земли. В то же время большинство покупателей вряд ли осознает всю масштабность задачи, состоящей в обеспечении такого громадного ассортимента продуктов. На самом деле большинству достаточно безразличен этот вопрос. Доступность всех этих продуктов — просто данность, заурядный факт повседневной жизни. Однако за этим «заурядным» процессом стоит невероятное количество организаций, составляющих каналы распределения, которые и сделали океан разнообразных продуктов столь легко доступным для миллионов индивидуальных потребителей и организационных покупателей.
Понятие каналов распределения
Каналы распределения описывались самыми разными способами с тех самых пор, как маркетинг в первые десятилетия XX в. стал признанной дисциплиной бизнес-сферы (Shaw, 1915). Вероятно, самым общепризнанным определением канала распределения является маршрут, по которому передается право собственности на продукты от пункта производства до пункта потребления, проходя участников
Рис. 1. Канал распределения основан на передаче прав собственности
контракта, которые либо принимают право собственности, либо способствуют его передаче (Stanton, 1968). Таким образом, в соответствии с данным определением приобретение прав на продукт характеризует канал распределения в большей мере, чем физическое перемещение продуктов. Возьмем, к примеру, некий продукт, который перемещается по железной дороге от производителя к оптовому продавцу, тот, в свою очередь, отсылает его розничному продавцу на грузовике независимой транспортной компании, и только после этого товар, наконец, передается потребителю. Канал распределения в этом случае не будет включать железнодорожного или автомобильного перевозчика. Наоборот, он будет состоять из изготовителя, оптовика, розничного продавца и потребителя. Этот канал распределения изображен на рис. 1. Основа этого различения состоит в том, что торговые отношения существуют только между изготовителем, оптовиком, розничным продавцом и потребителем, но не между любой из этих сторон и железнодорожным или автоперевозчиком. Последние интересуются только перемещением продукта из пункта А в пункт Б и не вступают в права собственности на продукт. Железнодорожные или автоперевозчики также не облегчают переход
права собственности на продукт, хотя они, разумеется, облегчают физическое перемещение самого продукта. Те же самые аргументы останутся в силе и в отношении независимого владельца складских помещений, которые могут потребоваться для временного хранения продукта, если изготовитель, оптовик или розничный торговец не имеют достаточно места для складирования продукта в своих собственных помещениях в течение данного периода времени.
С другой стороны, агента или маклера, который не вступает в права на продукт и обычно не вступает в физическое владение продуктом, следует рассматривать как часть рыночного канала. Это происходит потому, что агент или маклер, помогая свести продавца и покупателя вместе для совершения сделки, облегчает передачу права (Bucklin, 1972) и тем самым в очень большой степени является участником торговых отношений в канале распределения.
Это различение важно для понимания сути каналов распределения, т. е. торговых отношений, которые включают функции покупки, продажи и передачи прав собственности, а также порождают большинство стратегически важных вопросов маркетинга. Например, производитель потребительских товаров, пытаясь сформировать канал распределения для нового продукта, столкнется с такими вопросами маркетинговой стратегии, как идентификация и отбор подходящих групп торговых представителей, агентов, маклеров, оптовиков и розничных торговцев, решение которых, возможно, будет необходимо для обеспечения доступности продукта на целевом рынке; затем он будет убеждать этих посредников взять продукт, мотивировать их эффективно исполнять работу по продвижению товара, определять такие условия взаимоотношений, как кредит, сроки оплаты и наличные запасы товара, а также решать множество других задач, необходимых для установления и поддержания эффективных торговых отношений. Напротив, такие задачи, как обеспечение транспортировки, хранения, страхования и т. д., по сути, относятся к тактическим, которые, хотя важны и требуют труда, не относятся к стратегии маркетинга.
Итак, хотя фирмы, осуществляющие исключительно функции транспортировки, хранения, страхования и т. п., играют важную роль в функционировании канала распределения, они не являются его составными частями. Только те фирмы или организации, которые вовлечены в торговые отношения, основанные на осуществлении покупки, продажи или облегчения передачи права, являются участниками канала распределения.